Содержание
-
Занятие 4-5
Автор: Пупышева Л.Н. МОАУ «Гимназия имени Александра Грина» г. Кирова Литература Вятского края 5 класс
-
Тема занятия:
Духовно-нравственные истоки Вятки. Детский фольклор.
-
Цель:
1) познакомить с детским фольклором, малыми жанрами фольклора Вятского края, с особенностями данных жанров, самостоятельно определять жанры по различным текстам, способствовать осознанию и осмыслению блока новой учебной информации – фольклора Вятского края; 2) развивать внимание к слову, умение анализировать произведения устного народного творчества; 3) воспитывать уважение к родному краю, его народу, языку, культуре, традициям, семейным ценностям.
-
Детский фольклор
- одно из самых живых и богатых явлений современной русской культуры. В нем одновременно существуют и очень старинные произведения, и только что рожденные. И те, и другие непрерывно обновляются, переделываются. Как и фольклор взрослых, детский фольклор отражает историю, идет с ней в ногу. Знакомство с фольклором начинается с самых первых дней жизни человека.
-
Жанры детского фольклора
Колыбельные песни, частушки, считалки, загадки, скороговорки, заклички, потешки, прибаутки, дразнилки, страшилки, перевёртыши, небылицы, нескладухи, пестушки, приговорки.
-
Колыбельные песни
Ой, баю-баю-баю… Отец ушёл за рыбою, Мать пошла коров доить, Дедушка- дрова рубить, Бабушка уху варить, Нянюшка - пелёнки мыть, Колюшка – по ягодки, По ягодки, по сладеньки, По сладеньки, по красненьки. Ваши варианты вятских колыбельных песен.
-
Пестушки
А тари-тари-тари! Куплю Маше янтари; Останутся деньги - Куплю Маше серьги; Останутся пятаки - Куплю Маше башмаки; Останутся грошики - Куплю Маше ложки; Останутся полушки - Куплю Маше подушки. Ваши варианты вятских пестушек.
-
Заклички
Дождик, дождик, пуще. На мамину капусту, На папин лен Поливай ведром. Ваши варианты вятских закличек.
-
Потешки
Ножки. Ножки, ножки, Бегите по дорожке, Нарвите немножко Зеленого горошка. Нарвите Немножко, Сложите В лукошко, Домой принесите, Маму угостите. Ваши варианты вятских потешек.
-
Приговорка
Приговорка - прибаутка, присловье. Прибаутка — особый вид народного творчества, близкий к пословице и поговорке: ходячая шутка, иногда состоящая из короткого забавного рассказа… (от баять) (разг.). Поговорочное выражение, острое или забавное словцо, забавное сочетание слов, вставляемое в речь, рассказ. Говорить с прибаутками. Пересыпать речь прибаутками. Ваши варианты семейных приговорок.
-
Прибаутка
-Ах, как сладки гусиные лапки. А ты их едал? Нет, мой дядя видал, как наш барин едал. -Алеша три гроша, шейка копейка, алтын голова, по три денежки нога - вот ему вся цена. -Гуси в гусли, утки в дудки, вороны в коробы, тараканы в барабаны, коза в сером сарафане, корова в рогоже, всех дороже. -Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало. Ваши варианты вятских прибауток.
-
Игры
Ваши варианты вятских считалок.
-
Дразнилки
Андрей – воробей, Летай, не робей! Летай, не робей, Не пугай голубей! Не клюй песок, Не тупи носок: Пригодится носок Клевать колосок! Ваши варианты вятских дразнилок.
-
Поддевки
Это такая умственная игра - кто кого перехитрит, кто более находчивый, у кого фантазии больше. Сочините поддевки.
-
Загадки
1.Два братца спереди бегут, Два братца сзади догоняют. 2.Телятки Гладки, Привязаны к грядке. 3.Росло – повыросло, Из кустов повылезло, По рукам покатилось, На зубах очутилось.
-
Страшилки
В чёрном-чёрном поле стоит чёрный- чёрный лес. В чёрном-чёрном лесу стоит чёрный- чёрный двор. В чёрном-чёрном дворе стоит чёрный- чёрный дом. В чёрном-чёрном доме есть чёрная- чёрная комната. На чёрном-чёрном столе стоит чёрный- чёрный гроб. Наступает чёрная- чёрная ночь. Открывается чёрный- чёрный гроб. Поднимается чёрный- чёрный покойник. И говорит: «Отдай мои тапочки!»
-
Нелепицы и нескладухи
Ехала деревня Мимо ямщика. Вдруг из-под собаки Лают ворота. Крыши полетели, Сели на ворон. Лошадь понужает Ямщика кнутом. «Тпру»,-сказала лошадь, А Ямщик заржал. Лошадь пошла в гости, А Ямщик стоял. Лошадь ела шаньги, А Ямщик овёс. Лошадь села в сани. А ямщик повёз.
-
Школьные стишки
Школьные стишки чаще всего бывают пародией, т.е. юмористической переделкой тех произведений, которые изучают на уроке. Победить, уничтожить плохое в жизни можно прямой борьбой с ним, собственным добрым примером, а еще - смехом. Смех - верный признак силы и душевного здоровья. 1вариант. Рифмы предлагают учащиеся. 2вариант. Свободное сочинительство, без определённых рифм.
-
Анекдот
Идёт мальчик с мамой. Видит - павлин стоит. Мальчик и говорит: «Мама, смотри, курица расцвела». Вспомните анекдоты на школьную тему.
-
Озорные песенки
Переделывают и песни, особенно те, которые в данный момент наиболее популярны («Пусть бегут неуклюже гимназисты по лужам...»).
-
Вывод
Веселые стишки, смешные песенки, забавные дразнилки, скороговорки знают и передают друг другу дети всей страны. Это общенациональное детское искусство слова. И вы можете быть полноправными участниками пополнения и исполнения разных жанров детского фольклора.
-
Рефлексия
1.Ребята, что Вам особенно понравилось и запомнилось сегодня на уроке? 2. В каких жанрах детского фольклора Вам бы хотелось участвовать? Почему? 3.Какой жанр фольклора особенно любим в вашей семье? Почему? 4. Современен ли фольклор в настоящее время? Почему?
-
Домашнее задание
1.Подготовь доклад с примерами «Из фольклора Вятского края «Жанры детского фольклора». 2. Какой туристический бренд присвоен Вятскому краю? Почему? 3.Родиной, каких сказочных героев признан Вятский край? 4.Придумайте и запишите свои загадки, потешки, сказки, стишки, сохраняя традиции фольклора Вятского края.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.