Презентация на тему "Русский народный фольклор"

Презентация: Русский народный фольклор
Включить эффекты
1 из 22
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Русский народный фольклор". Презентация состоит из 22 слайдов. Материал добавлен в 2021 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.92 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    22
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Русский народный фольклор
    Слайд 1

    Детский фольклор. воспитатель Званская А.А.

  • Слайд 2

    Целый цикл колыбельных песен связан с житьём-бытьем домашнего кота: он и люльку качает, и мурлыкает. Первоначальная мысль таких песен связана с магией: считалось, что много спящий кот может передать свои привычки ребенку — обыкновением было класть кота в колыбель, прежде чем положить в неё ребёнка.   «У кота-воркота колыбелька хороша.Я коту-воркоту тихо песенку спою».

  • Слайд 3

    Как только ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его начинают забавлять пестушками – пестуют. Цель их в том, чтобы не только развлечь ребенка, но и активизировать его физические способности. Пестушка– это короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которой сопровождают движения ребенка в первые месяцы жизни. Потягушечки, подрастушечки, поперек толстушечки! А ручки-то хватушечки, а ножки-то бегушечки!

  • Слайд 4

    Потешный фольклор - прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение - развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод. Потешки прекрасный помощник для родителей, они помогают во время игры, массажа,рассчитаны на активность самого ребенка, когда он выполняет самостоятельно игровые движения и соотносит их с содержанием песенки-потешки. Зайчик серенький сидитИ ушами шевелит.Вот так, вот так!Зайке холодно сидеть,Надо лапочки погреть.Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!Зайке холодно стоять,Надо зайке поскакать.Скок-скок, скок-скок!

  • Слайд 5

    Просыпалочки: Хорошеньким — хорошок. пригоженьким— пригожок.Стройненьким — стройнячок. А родненьким — родняшок. Тяги-тяги-потягушеньки, на дочку порастушеньки.Ты расти здоровая во все времечко,Как пшенное тестечко. Тяги, тяги, потягушеньки, на детяпорастушеньки,Расти, доченька, здоровая, как яблонька садовая.Расти, сынок, словно крепкий дубок. Расти, коса, до пояса, не вырони не волоса.Расти, косынька, до пят - все волосыньки в ряд.Расти, коса, не путайся - маму, дочка, слушайся

  • Слайд 6

    Потешки для умывания, купания: Вода текучая, дитя растучее.С гуся вода, с Даши худоба.Водичка вниз, а Дашенька вверх! Ой лады-лады-лады, не боимся мы воды! Чисто умываемся, маме улыбаемся!   Водичка, водичка! Умой мое личико! Чтоб глазки блестели, чтоб щечки краснели, Чтоб смеялся роток, и кусался зубок! Топики, топики, по водичке хлопики,Хлопики ладошками,  да босыми ножками!

  • Слайд 7

    Ай, ту-ту, ай, ту-ту, вари кашку круту,Подливай молочка, накорми казачка. Кормилочки: Пошел котик на торжок, купил котик пирожок,Пошел котик на улочку, купил котик булочку.Самому ли есть - либо деточке снесть?Я и сам укушу, да и деточке снесу. Пышка, лепёшка в печи сидела, На нас глядела, в рот захотела. Ой, качи, качи, качи,  в головах-то калачи, В ручках пряники,  в ножках яблочки, По бокам конфеточки, золотые веточки. 

  • Слайд 8

    Прибаутки – произведения шуточного характера - могут представлять собой шуточный диалог, обращение, смешной эпизод, построенный на алогизме. Петя-Петя-Петушок, Петя - красный гребешок, По дорожке он пошел и копеечку нашел, Купил себе сапожки, а курочке - сережки! --- Сорока-белобока жила одиноко, Скакала, скакала, гостей поджидала, Кашку сварила, гостей угостила! Ты, Марья, пеки блины. Рада бы пекчи — да нет муки. Так и так пеки. --- - Иван, скажи моей лошади: «Тпру-у!» - А сам что? - Губы замерзли!

  • Слайд 9

    «Сказка ложь, да в ней намек -Добрым молодцам урок!» - А. С. Пушкин Признаки сказки: - Зачин. - Волшебные предметы. - Сказочные слова и выражения. - Троекратный повтор. - Борьба добра и зла. - Добро побеждает зло. - Концовка.

  • Слайд 10

    Докучные сказки: Жили-были два павлина, вот и сказки половина. Жили-были два гуся, вот и сказка вся. --- Встал медведь на колоду – бултых в воду!Уж он в воде мок, мок, уж он в воде кис, кис,Вымок, выкис, вылез, высох. Встал медведь на колоду… --- Жили-были два брата журавля. Скосили стожок сенца; Положили середи кольца... Не начать ли опять с конца? Кумулятивные сказки строятся на многократном повторении какого-то звена. Они отличаются богатством языка, зачастую тяготеют к рифме и ритму. Как правило, кумулятивные сказки рассказывали маленьким детям, для того чтобы они быстрее научились говорить – слушая повторения, ребенку проще запомнить отдельные слова или выражения. Кумулятивные сказки -«Колобок», «Теремок», «Репка» .

  • Слайд 11

    Небылицы - это красочные яркие словесные картинки-перевёртыши, чепуха, которых в жизни не бывает, которые составляют мир повседневных впечатлений ребенка. Небылицы способствуют развитию чувства юмора. Лиса по лесу бежала, лиса хвост потеряла. Ваня в лес пошёл, лисий хвост нашёл. Лиса рано приходила, Ване ягод приносила, Её хвост отдать просила. --- Сел комарик под кусточек, на еловый на пенёчек, Свесил ноги на песочек, сунул носик под листочек – спрятался!  На болоте стоит пень, шевелиться ему лень. Шея не ворочается, а посмеяться хочется. ---

  • Слайд 12

    Сатиричекие жанры детского фольклора: Дразнилка – короткие насмешливые стишки, высмеивающие то или иное качество. Отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающего мира. Дразнилки бывают одновременно и смешными, и обидными. Высмеивают лень, трусость, жадность и другие плохие привычки. Иногда просто привязаны к имени. Федя-медя-требуха, Съел медведя и быка, Съел три короба блинов, Три лукошка пирогов, Две кадушки щей, Полну печь калачей. --- Как у Петьки на носу Свиньи ели колбасу, Ели целых 3 недели, Ели, ели, не доели!

  • Слайд 13

    Поддевка– это умственная игра, кто кого перехитрит, кто более находчивый, у кого фантазии больше.. Учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, постоять за себя. Поддевки, которые относятся к потешному фольклору и представляют собой забавы за счет другого, основанные на игре слов. Поддевки отличаются краткостью и четкостью. Строятся исключительно как диалоги, где следует ожидать быть пойманным («поддетым») на слове.

  • Слайд 14

    - Скажи: двести. - Двести. - Сиди, дурак, на месте. - Скажи: «Овес»! - Овес. - Хвать тебя за нос! - Скажи: «Ночь»! - Ночь. - Иди прочь! Поддевки: - Скажи: «Ой»! - Ой. - Твоя сестра с бородой! - Скажи: подушка! - Подушка. - Ты скользкая лягушка. «Скажи двести. Двести. Голова в тесте!» - Скажи: «Синица»! - Синица! - Тебе пора жениться! - Скажи: Лизавета. - Лизавета. Вот тебе за это! (удар по спине). - Где был? -  Где был – отсюда не видно.

  • Слайд 15

    На всякую дразнилку-обзывалку найдется отговорка-отвечалка: - Обзывайся, обзывайся, сдачи дам – не сомневайся! … - Обзывайся, обзывайся, без подружек оставайся! ... - Кто как обзовется – к тому так и вернется! … - Обзывайся, обзывайся, как лягушка раздувайся! … - Ква-ква, ква-ква - вот и все твои слова!

  • Слайд 16

    Мирилка – небольшой забавный рифмованный стишок,, который дети обычно произносят после ссоры или обиды, для того, чтобы мириться.. Это песенка-просьба о примирении. Дети сцепляют мизинцы  друг друга в знак примирения и ритмично  вместе говорят слова мирилки. Мирилка произносится подряд 5-10 раз и действительно примиряет. Это ведь очень весело – вместе произносить текст, в ритм делая движения сцепленными мизинчиками. И обиды быстро проходят, а на смену им появляется улыбка. Раз поссорился - мирись, больше с другом не дерись! --- Дай мне руку, дай мне пять – Будем вместе мы опять!

  • Слайд 17

    Детки, помиритесь! Больше не дразнитесь, Не деритесь, не ругайтесь, на друзей не обзывайтесь! --- Мирись, мирись! Улыбайся, не дерись! --- Мирись, мирись! Не ругайся, не дерись! Мизинчик, мизинчик, пойдем в магазинчик, Купим конфетки, чтоб не ругались детки! Мирилки.

  • Слайд 18

    Молчанки и голосянкисвязаны, вероятно, с одноименными святочными играми. На святки в голосянку играли и взрослые, и дети: кто-нибудь выходил на середину избы и начинал петь запевку. Участники игры должны были тянуть этот звук как можно дольше, а дети старались их рассмешить и заставить перестать «голосить». Первый замолчавший и считался проигравшим. Голосянки (от «голосить» — говорить, орать, петь громко, кричать нараспев) считались даже полезным физическим упражнением — развивали легкие. Ну-ка, девицы-красавицы, голосяночкавам нравится?! Тянем-тянем-голосим, а кто не дотянет, Того за косы-ы-ы-ы-ы-ы-ы!.. Голосянки, голосяночки, глосимза прянички, за бублички! Тянем-тянем до черты, у того, кто не дотянет, Животы будут пусты-ы-ы-ы-ы-ы-ы!. Голосянки: Соберемся на полянке и затянем голосянки! А кто не дотянет, тот безголосым станет! Эге-гей! Ве-се-ле-е-е-е-е-е-ей!.. ---

  • Слайд 19

    Ехали бояре, кошку потеряли. Кошка сдохла, хвост облез, Кто слово скажет – тот ее и съест! --- Венчики, венчики, летали бубенчики По траве, по росе, по чужой стороне, Собирали орешки, Медок, сахарок – молчок! --- Играя в молчанку, нужно было, наоборот, как можно дольше молчать, а первый рассмеявшийся или проговорившийся выполнял заранее условленное задание: валялся в снегу, обливался водой... Первый скажет и молчит, а второй - всё говорит! Кто нарушит наказ, съест лягушек целый таз! Мы бежим, бежим, бежим, Добежали и молчим! Кто начнет говорить, тому и водить!

  • Слайд 20

    Страшилки - это небольшие истории с напряженным сюжетом и пугающим финалом. Как правило, для страшилок характерны устойчивые мотивы: «черная рука», «кровавое пятно», «зеленые глаза», «гроб на колесиках» и т. д. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, по ходу развития действия напряжение нарастает, а в финальной фразе достигает своего пика. Рассказываются страшилки обычно в больших компаниях, желательно в темноте и устрашающим шепотом. По признанию самих слушателей, они боятся страшилок лишь до определенного возраста; возможно, появление этого жанра связано, с одной стороны, с тягой детей ко всему неизвестному и пугающему, а с другой — с попыткой преодолеть этот страх. Живет старуха: Три глаза, три уха, Страшна, горбата, платье в заплатах! Все слышит, все видит, каждого обидит! Не спрячешься - заберет! Вот! - Хочешь правду ты узнать? - Загляни- ка под кровать! - Что ты видишь? - Там темно! - Это "Черное пятно"! - Загляни туда опять... ХВАТЬ!

  • Слайд 21

    Страшилки: Ночью страхи страшные по квартире шастают, Смотрят, смотрят, кто не спит, притворяется лежит! Вот на тех наводят страх, что мороз по коже... АХ! --- Барашеньки, крутороженьки По лесам ходили, по дворам бродили, В скрипочку играли, Ваню потешали. А совища из лесища глазищами хлоп – хлоп, А козлище из хлевища ножищами топ – топ! В черном доме черный кот В черной комнате живет! Ночью он по дому рыщет, Распустив свои когтищи! Ты его остерегись, Смело крикни: "Ну-ка, брысь!"

  • Слайд 22

    Считалки имеют и различные местные названия: счетки, пересчет, сосчиталки, гадалки, ворожилки. Заря - Заряница, красная девица,По полю ходила, ключи обронила.Ключи золотые, ленты голубые.Раз, два – не вороньА беги, как огонь! Шел баран по крутым горам,Вырвал травку, положил на лавку.Кто ее возьмет, Тот и водить пойдет.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке