Презентация на тему "Экосистема озера"
Комментарии
Аннотация к презентации
Презентация на тему "Экосистема озера" по географии поможет учителю в проведении урока. Школьники ознакомятся с видами озер, их происхождением, взаимосвязью между живой и неживой природой озера. Узнают о животных и растениях обитающих в озерах. Оформление презентации иллюстрировано яркими и тематическими фотографиями и картинками.
Краткое содержание
- Виды озер
- Происхождение озер
- Взаимосвязь живой и неживой природы
- Животные и растенния озер
-
Форматpptx (powerpoint)
-
Количество слайдов31
-
АвторФедорова И.А.
-
Аудитория
-
Слова
-
КонспектПрисутствует
-
Предназначение
Для проведения урока учителем
Конспект
Окружающий мир
Урок-презентация
«Экосистема озера»
(Озеро и его обитатели)
3 класс
Учебник: Вахрушева
«Окружающий мир»
(школа 2100)
Учитель начальных классов
гимназии №205 Санкт-Петербурга
Федорова И.А.
�
Цель:
- дать первичное понятие экосистемы озера, взаимосвязи живой и неживой природы;
- познакомить учащихся с животным и растительным миром озер, «их профессиями» в экосистеме;
- осуществить приемственность между начальным и средним звеном. (пропедевтика, эта тема изучается в 6 классе на географии)
Задача:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- расширить кругозор учащихся об окружающем мире;
Учебник. 1 часть страница 44-47
Оборудование:
- Презентация к уроку: Окружающий мир. 3 класс. Экосистема озера.ink
- Индивидуальные таблицы для учащихся. (Приложение 1)
- Индивидуальный кроссворд. (Приложение 2)
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Начнем урок с повторения.
2. Актуализация знаний.
- Какую тему вы изучали на прошлом уроке? (мы разбирали, что такое экосистема).
- Что такое экосистема? (это единство живой и неживой природы, в котором сообщество живой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ). [Слайд 2]
- Давайте уточним составные части любой экосистемы (живая природа - «производители», «потребители», «разрушители»; неживая природа - воздух, вода, почва, горные породы).
Экосистема бывает разнообразна. Экосистема - это широкое понятие. Экосистема не связана с ограниченным участком земной поверхности. Это понятие применимо ко всем системам животных и неживотных компонентов, где происходит внешний и внутренний круговорот веществ и энергии.
Понятие экосистема ввел английский ботаник А. Тенсли в 1935 году, который обозначил этим термином, любую совокупность совместно обитающих организмов и окружающую их среду.
- Сегодня мы с вами изучаем одну из экосистем. А какую - вы угадаете сами.
- Глядятся в него молодые рябинки, цветные свои, примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки, свои перед ним поправляя прически.
И месяц и звезды - в нем все отражается
Как это зеркало называется?
(озеро)
- Тема сегодняшнего урока:
Экосистема озера. [Слайд 3]
- Каждый из вас много знает. Возможно сегодня, вы мне поможете, вести урок, а кто-то из вас сделает открытки. В конце урока вы поделитесь, кто из вас, что нового узнал.
- Перейдем к теме урока. [Слайд 4] (открываются левые шторки)
Что такое озеро?
Виды озер.
Происхождение.
Взаимосвязь живой и неживой природы (пищевая цепь)
Животные и растения озера.
- Сегодня по этому плану мы работаем.
3. Совместное открытие знаний. Объяснение нового материала.
- Что такое озеро? (природные водоемы со стоячей водой в углублении).
- Мы с вами дадим научное определение понятия озеро. Озеро - это замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении.
- Какие озера вы знаете? (Байкал, Каспийское, Ладожское) [Слайд 5. Открываются левые шторки, по мере ответов учащихся.]
- Озеро в отличие от моря не является частью океана. От реки отличается тем, что вода в нем не течет.
[Слайд 5. Открывается правая верхняя шторка]
[Слайд 6]
Самое глубокое - Байкал, его глубина 1620 м. Озеро Байкал хранит в себе 1/10 часть пресной воды Земли. Это большой наш ресурс.
[Слайд 5. Открывается правая средняя шторка]
[Слайд 7]
Самое большое озеро - Каспийское.
[Слайд 5. Открывается правая нижняя шторка]
[Слайд 8]
Самое бурное озеро - Ладожское.
1/3 части населения Земли испытывает нехватку пресной воды. Реки и озера - главный источник пресной воды. Человек тратит эту воду не рационально. Например, для орошения полей, на производстве при изготовлении бумаги.
В среднем в день городской житель расходует 150 л воды, а сельский житель - 50 л. В основном эта вода тратится бесполезно. Наш бесценный ресурс пресной воды сокращается. Но, правда, замороженная вода находится еще и в виде ледников, но человек пока не научился ее добывать оттуда.
Давайте беречь воду.
- Мы с вами ответили на первый пункт плана.
[Слайд 4]
- Какие вы знаете виды озер? (бессточные и сточные (проточные))
[Слайд 9]
- Бессточное - это озеро, не имеющее выхода вод, из него не вытекают реки и ручьи.
- Сточное - это озеро, имеющее выход вод, из него вытекают реки ручьи.
- Мы с вами ответили на второй пункт плана.
[Слайд 4]
- А кто из вас знает, как возникают озера? («море обмельчало»)
- Существует несколько теорий происхождения озер. [Слайд 10]
По одной из теорий озеро образуется при движении земной коры. Такое происхождение называется тектоническим.
По другой теории озеро образуется в результате таянья ледников. Такое происхождение называется ледниковым. В горах при движении горных пород, образовавшиеся углубления заполняются талыми льдами. Опущение земной поверхности сопровождается потеплением, лед тает. И образуется озеро.
Также существует карстовое и остаточное происхождение озер. Но об этом вы узнаете в 6 классе на уроках географии.
- Мы с вами, ответили на третий пункт плана.
[Слайд 4]
4.Работа по учебнику.
А) Выполнение задания 1 на странице 44.
- Рассмотрите рисунок №1 на стр. 44
- Кто обитает в озере? (водоросли, рачки, карась, щука, раки, беззубка, микробы).
- Проследите, как они взаимосвязаны. [Слайд 11] (работа учащихся с интерактивной доской)
- рачки питаются водорослями
- карась питается рачками
- щука питается карасями
- мертвыми организмами кормятся раки, улитки, беззубки
- остатки перерабатывают микробы)
- Все они соединены зелеными стрелками.
- Что они обозначают? (передачу органических веществ)
- Почему от микробов к водорослям идет коричневая стрелка? (микробы перерабатывают остатки мертвых организмов до минеральных веществ, которые нужны водорослям).
-Происходит взаимосвязь в пищевой цепочке.
Б) Выполнение задания 2, на стр. 46.
-Переверните страницу. Попробуйте самостоятельно подписать на схеме всех обитателей озера, с которыми вы познакомились в первом задании. (учащиеся самостоятельно выполняют работу)
- Теперь объясните, что означают стрелки? (зеленая стрелка-передача органических веществ; коричневая стрелка-передача минеральных веществ)
- Обратите внимание, что от мертвых организмов черная стрелка идет вниз, а не к микробам. Что это значит? («разрушители» не справляются со своей работой, а это значит, что круговорот веществ в озере не полностью замкнут).
- В чем взаимосвязь? (в круговороте веществ).
В) Чтение диалога Лены и Миши на стр. 44.
- Повлияет ли это на экосистему озера?
- Прочитайте диалог Лены и Миши на стр. 44. Они помогут вам найти ответ на ваш вопрос. (чтение учащихся по ролям)
- Что же произойдет с озером, если круговорот не полностью замкнут? (со временем оно превратится в болото). [Слайд 12] (нажать на «Круговорот НЕ полностью замкнут»)
- В чем кроется причина? («разрушители не справляются со своей работой).
- В результате этого, что происходит с органическими веществами? (они перерабатываются и оседают на дне озера)
- Происходит переработка органических веществ в ил. Что является неживой природой.
Физкультминутка: «Бабочка» (сидя за партами)
- Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
- Мы с вами, ответили на четвертый пункт плана.
[Слайд 4]
- Работаем по последнему пункту плана.
- Посмотрите на доску, здесь изображены обитатели озер. Кого вы узнали?
- Отгадайте загадки, и вы узнаете, кто еще обитает в озере. [Слайд 13]
(чтение загадок учащимися)
- К сегодняшнему уроку некоторые ребята подготовили сообщения. Давайте узнаем о ком?
Перечисленные здесь некоторые животные и растения занесены в красную книгу. Мы с вами должны бережно относиться к природе, чтобы она радовала нас. [Слайд 14]
4) Первичное закрепление. Обучение самостоятельного применения знаний.
А) - Выполните задание 4, на стр. 47.
- В задании 4 авторы задают вопросы для любознательных. Прочитайте их и попробуйте ответить.
(учащиеся дописывают ответы в учебник)
- Зачем рыбаки сверлят зимой дырки во льду? (рыба собирается у лунок потому, что им не хватает воздуха)
Б) Выполнение задания на стр. 47.
- Сегодня на уроке вы познакомились с обитателями экосистемы озера. В задании 3 на стр. 47 вам нужно определить «профессии» перечисленных живых организмов. Вам понадобятся цветные карандаши.
(самост. выполн. учащ.)
- Назовите «производителей» (хара, кувшинка, рогоз, камыш, элодея, водоросль).
- Кого вы отнесли к группе «потребителей»? (щука, окунь, циклоп, дафния, карась, плотва, окунь).
- Кто выполняет роль «разрушителей»? (мотыль, рак, беззубка).
В) Работа с таблицей. [Слайд 15] (работа учащихся с интерактивной доской).
- Перед вами таблица. Внесите в нее обитателей экосистемы, с которыми вы познакомились.
- Какую экосистему вы изучили сегодня на уроке? (экосистему озера).
- Перечислите «производителей», с которыми вы познакомились на уроке. (элодея, хара, одноклеточные водоросли, ирис-касатик, камыш, рогоз, кувшинка).
- Назовите «потребителей» озера. (щука, окунь, циклоп, дафнии, карась, плотва, утка, стрекоза, водомерка).
- Кто из «разрушителей» озера вам известен? (мотыль, личинка комаров, улитка, рак, микробы).
- Разгадайте кроссворд. [Слайд 16] (работа учащихся с интерактивной доской).
5) Домашнее задание.
- Читать стр. 44-47
6) Итог урока.
- Кто-нибудь из вас сделал сегодня открытие? Что нового он узнал? С каким чувством вы уйдете с урока?
- Спасибо вам за урок. Я получила удовольствие, общаясь с вами.
7) Орг. момент.
Оценки выставляются в течении урока.
- за работу на уроке
- за сообщения
- за выполнение задания в учебнике.
Литература:
Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир. Ч. 1 «Обитатели Земли».
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Обитатели Земли») для 3-го класса.
Вахрушев А.А., Родыгина О.А. Методические рекомендации для учителя. Окружающий мир. («Обитатели Земли»). 3-й класс.
Приложение 1
___________________________
Обитатели экосистемы
Название экосистемы | Производители | Потребители | Разрушители |
Приложение 2
�PAGE \* MERGEFORMAT�8�
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.