Содержание
-
«Формирование коммуникативной компетентности учащихся через использование современных образовательных технологий на уроках географии»
-
Актуальность проекта
В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций». На это обратил внимание министр образования и науки Самарской области Д.Е.Овчинников в своем докладе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования». Но, к сожалению, уровень сформированности ключевых компетентностей остается недостаточным.
-
Коммуникативная компетентность относится к базовым компетентностям современного человека. В отечественной психологии установлено, что развитие ребёнка начинается, прежде всего, с общения с близкими ему людьми. Непосредственно-эмоциональное общение ребёнка с матерью – первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения. И всё дальнейшее развитие ребёнка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Именно в процессе общения с другими людьми ребёнок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует своё сознание и самосознание, вырабатывает убеждения и идеалы и т.д. Только в процессе общения у ребёнка формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства.Реализация функций обучения и воспитания подрастающего поколения происходит также через общение. Субъектами педагогического общения являются учителя и ученики. Все без исключения исследователи включают коммуникативные способности в состав педагогических. Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. А значит, им нужны новые навыки и умения, касающиеся работы с информацией. Выпускники школы должны быть готовы к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы, должны обладать определёнными умениями, способностями, а так же качествами.Итак, какие личностные качества подлежат развитию? Коммуникативные качества, связанные с необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; уметь отыскивать, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе; использовать современные телекоммуникационные технологии (Интернет, электронная почта и др.). Использование компьютера решает задачи получения учащимися практических и исследовательских навыков, новой информации, закрепления полученных знаний на уроках.
-
Проблема:
Современные выпускники, демонстрируют недостаточную сформированность публичного выступления, умения вести диалог, письменной коммуникации (см. диаграмму сформированности ключевых компетентностей выпускников Самарской области).
-
Цель:
изучение и апробирование в практике преподавания географиисовременных образовательных технологий формирующих коммуникативную компетентность.
-
Задачи:
-познакомиться с современными образовательными технологиями используя различные источники информации -диагностировать уровень сформированности коммуникативной компетентности у учащихся 6и7 классов -апробировать современные образовательные технологии на уроках географии -составить тематическое планирование уроков географии с использованием современных образовательных технлогий. -развить умение применять эти знания на практике в различных жизненныхситуациях
-
Этапы реализации проекта
1. Проблемно-поисковый Изучение психолого-педагогической и методической литературы; 2. Теоретико-методологический Разработка учебных заданий; Разработка диагностических методик; Планирование практической деятельности исследований 3. Опытно-практический Реализация плана практической деятельности; Проведение диагностических исследований. 4. Обобщающий
-
Коммуникативные способности
умение строить коммуникацию с другими людьми – вести диалог в паре, малой группе, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнёрами для получения общего продукта или результата; владение языком как средством коммуникации, понимание сходства и различия языков науки, искусства, математики, иностранных языков; ориентирование в пространстве, понимание языка схем, карт, планов; понимание и использование многомерности природного, рукотворного и социального пространства; понимание границы пространств и корректировка в связи с ними своих действий и поведения; ориентирование во времени, умение соотнесения фактов и событий прошлого и настоящего с эпохой, временем и другими событиями, высказывание предположения о тенденциях изменений этих событий; сохранение и изменение уклада жизни малой группы, класса, школы, города; умение занимать в соответствии с собственной оценкой различные позиции и роли, понимание позиции и роли других людей.
-
Составляющие коммуникативной компетентности:
Лингвистическая - языковая; социолингвистическая - умение использовать языковой материал в соответствии с контекстом; социокультурная - умение пользоваться знаниями истории, культуры, традиции и обычаев стран изучаемого языка; дискурсивная - умение организовать речь, поддержать разговор, слушать собеседника, учитывать его точку зрения; стратегическая - умение ставить задачи, добиваться цели, устанавливать контакт с собеседником; социальная - умение поставить себя на место другого и способность справиться со сложившейся ситуацией.
-
Реализация проекта
При реализации проекта я пользовалась следующими принципами: -должна быть обеспечена доступность изучаемого материала для учащихся; -должно быть обеспечено взаимодействие с параллельно изучаемыми предметами -предложенные образовательные технологии должны быть интересны учащимся
-
Уровень развития устной и письменной речи Предварительный мониторинг
-
традиционная Метод проектов здоровьесберегающая Проблемное обучение игровые ИКТ Типы образовательных технологий
-
В основу формирования коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. Подход основан на положении П. Я. Гальперина о том, что в самостоятельной творческой деятельности каждого ученика надо идти от внешних практических материальных действий к действиям внутренним, теоретическим, идеальным. Т. е. обучение предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность под руководством учителя, а затем – самостоятельную. Речь идет о “зоне ближайшего развития”, которую необходимо учитывать при формировании коммуникативной компетенции.
-
Игровые технологии
Игра, наряду с трудом и учением, - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению Г.К. Селевко: «Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением». Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учиться находить и принимать решения; развивать способности адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой; учиться умению общаться, установлению контактов. Примерами таких игр могут служить: упражнения - викторины, ребусы, кроссворды, головоломки, объяснение пословиц и поговорок, высказываний великих людей, загадки.
-
Игры - путешествия, служат для углубления, осмысления и закрепления знаний. Например, в 6 классе «Необыкновенное путешествие», ребята заранее делятся на группы. Каждая группа отвечает за определенный станции: «Поэтическая», «Биологическая», «Историческая», «Экологическая». Ребята самостоятельно собирают информацию, подбирают рисунки, оформляют место станции. В ходе путешествия получают информацию: о различных видах растений, о их происхождении, применении. В 6 классе ребята знакомятся с круговоротом воды в природе и закономерностями распределения осадков, «Путешествуя с Веселой Капелькой». Использование ролевых игр способствует формированию целенаправленных действий учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями. Несомненно, игровые технологии способствуют развитию коммуникативной компетентности, т.к. здесь происходит получение и обмен новой информацией, формируются навыки общения и взаимодействия и, конечно, приобретаются знания, необходимые в дальнейшей жизни
-
Проблемное обучение
Проблема - это всегда препятствие. Преодоление препятствий - движение, неизменный спутник развития. Использовать проблемные ситуации можно на разных этапах урока. Создание проблемной ситуации в начале изложения новых знаний, далее объяснение учебного материала, включая в работу обучающихся. При изучении темы «Взаимодействие географических оболочек» в 7 классе на этапе закрепления ставится проблема: «Важнейшую роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения. В очень сухой почве, например в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению». В основе рассмотрения данной проблемы лежит анализ причинно-следственных связей (причина бактерии гниения - разрушители погибших животных и растений, следствие - их благоприятная среда влага). Ответ: сухой раскаленный песок пустынь безводен и является малоподвижной средой для развития бактерий гниения. Поэтому трупы животных высыхают (мумифицируются), но не разрушаются. Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать такие качества личности как: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, гибкость ума, мобильность, информационная и коммуникативная культура, а зачастую и чувство юмора, способность выходить из тупиковой ситуации, активность, стремление к открытию нового для себя.
-
Проектная деятельность
«Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию» (Ф. Песталоцци). Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способности адаптироваться в изменяющихся условиях, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора». Метод проектов позволяет наименее ресурсозатратным способом создать «естественную среду», т.е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным для формирования компетентностей учащихся. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности разрешения проблем, а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентность. (приложение)
-
Практическая значимость проекта
Совершенствование технологий формирования коммуникативных компетентностей у учащихся Разработка системы практических заданий для формирования коммуникативных компетенций. Возможность использования проекта другими учителями
-
результат
Развиваются коммуникативные и организационные навыки работы с информацией Обучаются логико-соматическим приемам обработки информации Создаются устойчивые установки на активное восприятие информации Совершенствуется и тренируется мыслительная деятельность личности
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.