Презентация на тему "Формирование коммуникативной компетентности учащихся через использование современных образовательных технологий на уроках географии" 9 класс

Презентация: Формирование коммуникативной компетентности учащихся через использование современных образовательных технологий на уроках географии
Включить эффекты
1 из 19
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Формирование коммуникативной компетентности учащихся через использование современных образовательных технологий на уроках географии" по географии. Презентация состоит из 19 слайдов. Для учеников 9 класса. Материал добавлен в 2021 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.38 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    19
  • Аудитория
    9 класс
  • Слова
    география
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Формирование коммуникативной компетентности учащихся через использование современных образовательных технологий на уроках географии
    Слайд 1

    «Формирование коммуникативной компетентности учащихся через использование современных образовательных технологий на уроках географии»

  • Слайд 2

    Актуальность проекта

    В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций». На это обратил внимание министр образования и науки Самарской области Д.Е.Овчинников в своем докладе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования». Но, к сожалению, уровень сформированности ключевых компетентностей остается недостаточным.

  • Слайд 3

    Коммуникативная компетентность относится к базовым компетентностям современного человека. В отечественной психологии установлено, что развитие ребёнка начинается, прежде всего, с общения с близкими ему людьми. Непосредственно-эмоциональное общение ребёнка с матерью – первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения. И всё дальнейшее развитие ребёнка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Именно в процессе общения с другими людьми ребёнок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует своё сознание и самосознание, вырабатывает убеждения и идеалы и т.д. Только в процессе общения у ребёнка формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства.Реализация функций обучения и воспитания подрастающего поколения происходит также через общение. Субъектами педагогического общения являются учителя и ученики. Все без исключения исследователи включают коммуникативные способности в состав педагогических. Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. А значит, им нужны новые навыки и умения, касающиеся работы с информацией. Выпускники школы должны быть готовы к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы, должны обладать определёнными умениями, способностями, а так же качествами.Итак, какие личностные качества подлежат развитию?  Коммуникативные качества, связанные с необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; уметь отыскивать, преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе; использовать современные телекоммуникационные технологии (Интернет, электронная почта и др.). Использование компьютера решает задачи получения учащимися практических и исследовательских навыков, новой информации, закрепления полученных знаний на уроках.

  • Слайд 4

    Проблема:

    Современные выпускники, демонстрируют недостаточную сформированность публичного выступления, умения вести диалог, письменной коммуникации (см. диаграмму сформированности ключевых компетентностей выпускников Самарской области).

  • Слайд 5

    Цель:

    изучение и апробирование в практике преподавания географиисовременных образовательных технологий формирующих коммуникативную компетентность.

  • Слайд 6

    Задачи:

    -познакомиться с современными образовательными технологиями используя различные источники информации -диагностировать уровень сформированности коммуникативной компетентности у учащихся 6и7 классов -апробировать современные образовательные технологии на уроках географии -составить тематическое планирование уроков географии с использованием современных образовательных технлогий. -развить умение применять эти знания на практике в различных жизненныхситуациях

  • Слайд 7

    Этапы реализации проекта

    1. Проблемно-поисковый Изучение психолого-педагогической и методической литературы; 2. Теоретико-методологический Разработка учебных заданий; Разработка диагностических методик; Планирование практической деятельности исследований 3. Опытно-практический Реализация плана практической деятельности; Проведение диагностических исследований. 4. Обобщающий

  • Слайд 8

    Коммуникативные способности

    умение строить коммуникацию с другими людьми – вести диалог в паре, малой группе, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнёрами для получения общего продукта или результата; владение языком как средством коммуникации, понимание сходства и различия языков науки, искусства, математики, иностранных языков; ориентирование в пространстве, понимание языка схем, карт, планов; понимание и использование многомерности природного, рукотворного и социального пространства; понимание границы пространств и корректировка в связи с ними своих действий и поведения; ориентирование во времени, умение соотнесения фактов и событий прошлого и настоящего с эпохой, временем и другими событиями, высказывание предположения о тенденциях изменений этих событий; сохранение и изменение уклада жизни малой группы, класса, школы, города; умение занимать в соответствии с собственной оценкой различные позиции и роли, понимание позиции и роли других людей.

  • Слайд 9

    Составляющие коммуникативной компетентности:

    Лингвистическая - языковая; социолингвистическая - умение использовать языковой материал в соответствии с контекстом; социокультурная - умение пользоваться знаниями истории, культуры, традиции и обычаев стран изучаемого языка; дискурсивная - умение организовать речь, поддержать разговор, слушать собеседника, учитывать его точку зрения; стратегическая - умение ставить задачи, добиваться цели, устанавливать контакт с собеседником; социальная - умение поставить себя на место другого и способность справиться со сложившейся ситуацией.

  • Слайд 10

    Реализация проекта

    При реализации проекта я пользовалась следующими принципами: -должна быть обеспечена доступность изучаемого материала для учащихся; -должно быть обеспечено взаимодействие с параллельно изучаемыми предметами -предложенные образовательные технологии должны быть интересны учащимся

  • Слайд 11

    Уровень развития устной и письменной речи Предварительный мониторинг

  • Слайд 12

    традиционная Метод проектов здоровьесберегающая Проблемное обучение игровые ИКТ Типы образовательных технологий

  • Слайд 13

    В основу формирования коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. Подход основан на положении П. Я. Гальперина о том, что в самостоятельной творческой деятельности каждого ученика надо идти от внешних практических материальных действий к действиям внутренним, теоретическим, идеальным. Т. е. обучение предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность под руководством учителя, а затем – самостоятельную. Речь идет о “зоне ближайшего развития”, которую необходимо учитывать при формировании коммуникативной компетенции.

  • Слайд 14

    Игровые технологии

    Игра, наряду с трудом и учением, - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению Г.К. Селевко: «Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением». Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учиться находить и принимать решения; развивать способности адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой; учиться умению общаться, установлению контактов. Примерами таких игр могут служить: упражнения - викторины, ребусы, кроссворды, головоломки, объяснение пословиц и поговорок, высказываний великих людей, загадки.

  • Слайд 15

    Игры - путешествия, служат для углубления, осмысления и закрепления знаний. Например, в 6 классе «Необыкновенное путешествие», ребята заранее делятся на группы. Каждая группа отвечает за определенный станции: «Поэтическая», «Биологическая», «Историческая», «Экологическая». Ребята самостоятельно собирают информацию, подбирают рисунки, оформляют место станции. В ходе путешествия получают информацию: о различных видах растений, о их происхождении, применении. В 6 классе ребята знакомятся с круговоротом воды в природе и закономерностями распределения осадков, «Путешествуя с Веселой Капелькой». Использование ролевых игр способствует формированию целенаправленных действий учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями. Несомненно, игровые технологии способствуют развитию коммуникативной компетентности, т.к. здесь происходит получение и обмен новой информацией, формируются навыки общения и взаимодействия и, конечно, приобретаются знания, необходимые в дальнейшей жизни

  • Слайд 16

    Проблемное обучение

    Проблема - это всегда препятствие. Преодоление препятствий - движение, неизменный спутник развития. Использовать проблемные ситуации можно на разных этапах урока. Создание проблемной ситуации в начале изложения новых знаний, далее объяснение учебного материала, включая в работу обучающихся. При изучении темы «Взаимодействие географических оболочек» в 7 классе на этапе закрепления ставится проблема: «Важнейшую роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения. В очень сухой почве, например в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению». В основе рассмотрения данной проблемы лежит анализ причинно-следственных связей (причина бактерии гниения - разрушители погибших животных и растений, следствие - их благоприятная среда влага). Ответ: сухой раскаленный песок пустынь безводен и является малоподвижной средой для развития бактерий гниения. Поэтому трупы животных высыхают (мумифицируются), но не разрушаются. Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать такие качества личности как: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, гибкость ума, мобильность, информационная и коммуникативная культура, а зачастую и чувство юмора, способность выходить из тупиковой ситуации, активность, стремление к открытию нового для себя.

  • Слайд 17

    Проектная деятельность

    «Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию» (Ф. Песталоцци). Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способности адаптироваться в изменяющихся условиях, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора». Метод проектов позволяет наименее ресурсозатратным способом создать «естественную среду», т.е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным для формирования компетентностей учащихся. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности разрешения проблем, а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентность. (приложение)

  • Слайд 18

    Практическая значимость проекта

    Совершенствование технологий формирования коммуникативных компетентностей у учащихся Разработка системы практических заданий для формирования коммуникативных компетенций. Возможность использования проекта другими учителями

  • Слайд 19

    результат

    Развиваются коммуникативные и организационные навыки работы с информацией Обучаются логико-соматическим приемам обработки информации Создаются устойчивые установки на активное восприятие информации Совершенствуется и тренируется мыслительная деятельность личности

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке