Содержание
-
ГОУ «В(с)СОШ при ФБУ «ИК 6 УФСИН России по Тверской области»»
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ ГЕОГРАФИЯ ГОРОДОВ
Автор: Смирнова Т.Н. учитель географии
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В рамках перехода школы на систему предпрофильной подготовки актуальной становится разработка элективных курсов для обучающихся 9 класса.
Данный курс является пропедевтическим для профильных классов экономической направленности. Введение данного курса позволяет расширять и углублять знания о географии городов.
Содержание курса неразрывно связано с глобальными проблемами городов, решаемыми представителями многих научных дисциплин – экономистами, социологами, экологами, ну и, конечно, географами, которых интересуют прежде всего пространственные аспекты урбанизации – закономерности размещения городов и функционирования городского пространства, системы расселения.
-
Ц е л ь к у р с а
- помочь обучающимся сделать осознанный выбор в условиях социальных альтернатив и нести за него ответственность.
-
З а д а ч и к у р с а :
- Познакомить обучающихся с повышением роли городов в жизни общества, с распространением городского образа жизни и сформированием систем расселения.
- Показать большое практическое значение изучения экономической и социальной обстановки в городах на особенностях использования и освоения человеком городского пространства.
- Развивать представление об экономической структуре и микро географии городов, в которых активизируются как локальные, так и общеплановые процессы и явления.
-
В процессе изучения данного курса предполагается продолжить работу обучающихся над
освоением различных методов исследований работы, прежде всего при разработке учебных проектов на примере решения социально – ориентированных задач. Задачи и основное содержание курса определяет и форму проведения занятий: лекции,деловые игры, практические работы, круглые столы и т. д.
-
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
-
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
-
Тема 1 Город. Крупнейшие города древности и современности.
Факторы, позволяющие отличить городской населенный пункт от сельского. Границы города: юридические и фактические. Пределы роста городов. Гипотезы возникновения городов.
Примерное распределение уроков по теме 1
- Урок №1. Город: границы, размеры, пределы роста.
- Урок №2. Гипотезы возникновения городов. Крупнейшие города древности и современности.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- определять различия между городскими населенными пунктами и сельскими;
- объяснять, города каких размеров оказываются наиболее экономичными и почему;
- приводить примеры крупнейших городов древности и современности.
-
Тема 2. География мирового процесса урбанизации.
Методы анализа, позволяющие количественно оценить уровень урбанизации. Особенности урбанизации в развитых и развивающихся странах. Экологическая ситуация в городах.
Примерное распределение уроков по теме 2
- Урок №1. Региональные различия процесса урбанизации.
- Урок №2. Город и окружающая среда. Круглый стол “Состояние окружающей среды в городах по сравнению с сельскими районами".
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- называть важнейшие показатели, характеризующие процесс урбанизации;
- определять особенности урбанизации в развитых и развивающихся странах;
- оценивать экологическую ситуацию в городах.
-
Тема 3. Модели оптимального размещения городов.
Общие схемы размещения населенных пунктов. Формирование системы расселения. Идеальные системы расселения. Иерархия городов. Правило Ципфа. Регулирование систем городского расселения.
Примерное распределение уроков по теме 3
- Урок №1. Системы расселения.
- Урок №2. Иерархия городов. Практическая работа. Построение кривой Ципфа.
- Урок №3. Регулирование систем городского расселения.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- Проводить сравнительный анализ существующих размещений городов с идеальным;
- Объяснять динамику системы расселения;
- Выделять города различных иерархических уровней;
- Называть причины несоответствия реальных и идеальных систем расселения.
-
Тема 4. Экономическая структура города.
Особенности использования и экономического освоения человеком городского пространства. Характер использования земель в городах в условиях рыночной экономики. Размещение жилой застройки в городах. Цена на жилье.
Примерное распределение уроков по теме 4
- Урок №1. Экономика города.
- Урок №2. Рынок городских земель. Ролевая игра “Рынок земли и жилья".
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны уметь:
Называть основные сектора экономики города;
Распределять цену на землю и на жилье в зависимости от различных факторов, ее определяющих;
Составлять схему размещения функциональных зон города (района, микрорайона).
-
Тема 5. Методы государственного регулирования территориальной структуры города.
Возможности управления территориальной структурой города в условиях рыночной экономики. Метод У. Петти о “вреде" частной собственности на землю для городской экономики. Законы “ О зонировании… ". Экономические меры регулирования городского расселения.
Примерное распределение уроков по теме 5
- Урок №1. Опыт США в регулировании территориальной структуры города.
- Урок №2. История формирования и география функциональных зон города N. Защита творческих проектов.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать методы государственного регулирования территориальной структуры города;
- выбирать оптимальный вариант географии функциональных зон города.
-
Литература
.Лаппо Г.М. Рассказы о городах. – М.: Мысль, 1972
.Озерова Г.Н., Покшишевский В.В. География мирового процесса урбанизации. – М.: Просвещение,1977
.Покатаева Т.С. Развивающиеся страны: проблемы урбанизации. – М., 1977
.Саушкин Ю.Г., Глушкова В.Г. Москва среди городов мира. – М.: Мысль, 1983
.Харитонов В.М. Урбанизация в США. – М.: Изд-во МГУ,1983
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.