Содержание
-
География 8 класс
Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.:
Вентана-Граф, 2008.
Часть 1. Природа. Население.
-
Курс «География России»
- Часть 1
8 класс Природа. Население.
- Часть 2
9 класс Хозяйство. Регионы.
-
Цели изучения курса
Главная цель курса «География России» заключается в формировании у школьников
целостного географического представления о своей стране, ее месте в современном мире, а
также развитие личностных качеств: любви к Родине во всем ее многообразии; уважения к
населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям;
развитие географического мышления школьников.
-
Особенности учебника
- Содержание соответствует стандарту основного общего образования по географии (2004 г.)
- Содержание сохраняет традиции школьного курса географии России (сохранены все системы знаний)
- Содержание построено с учетом принципов, реализующих современное состояние географической науки, и принципов, отражающих личностно-ориентированный характер обучения
-
Географическая наука (научные основы содержания и методы исследования)
ОБЩЕСТВО
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
-
Принципы построения структуры и содержания
- реализующие идеи ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКИ
- отражающие ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ХАРАКТЕР ОБУЧЕНИЯ
комплексности, научности, проблемности, историзма, гуманизации, регионализации, типологический, альтернативности районирования приоритета мировоззренческих позиций, доступности, мотивации обучения, ценностный, деятельностный, коммуникационный.
-
Структура учебника
Раздел I. Географическое положение и формирование государственной территории России
Географическое положение и его виды – 8 §
История заселения, освоение и исследования территории России – 4 §
-
Структура учебника
Раздел II. Природа России
- Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы – 5 §
- Климат и агроклиматические ресурсы – 5 §
- Внутренние воды и водные ресурсы – 5 §
- Почвы и почвенные ресурсы – 3 §
- Растительный и животный мир. Биологические ресурсы – 3 §
- Природные различия на территории России – 10 §
-
Структура учебника
- Раздел III. Население России – 9 §
- Раздел IV. Природный фактор в развитии России – 3 §
- Приложения
-
Соотношение разделов
Основные блоки содержания учебника
Географическое положение
- 12 §
- Природа
- 30 § + 3 §
- Население
- 9 §
- 1 § = 1 урок Всего – 54 §
-
Текст учебника
Виды текста
- Основной 90%
- Пояснительный 2%
- Дополнительный 8%
-
Виды текста учебника
- дополнительный
- основной
-
рубрика «Подведем итоги»
-
Виды иллюстраций
- Картографические
- картосхемы
- карты
- орографические схемы
Графические
- схемы структурные
- схемы генетические
- классификационные
Статистические
- диаграммы
- графики
- таблицы
Изображения
- картины
- рисунки
- портреты
- фотографии
-
схемы классификационные
-
структурные схемы
-
генетические схемы
-
карты и картосхемы
-
диаграммы
-
графики
-
таблицы
-
-
рисунки
-
фотографии
-
портреты
-
космические снимки
-
Методические аппарат
Вопросы и задания:
- разные по дидактической цели (актуализация опорных знаний, закрепление, обобщение)
- направленные на проверку разных компонентов содержания (знаний, умений, ОТД, ОЭЦ)
- направленные на работу с разными источниками географической информации (иллюстрациями, картами атласа, таблицами приложений и пр.)
-
вопросы в начале параграфа
-
вопросы и задания в конце параграфа
-
вопросы и задания для повторения и обобщения
- Назовите безлесные природные зоны России; объясните причины отсутствия в них деревьев.
- Как соотносятся понятия «природный комплекс» и «природная зона»?
Продолжите заполнение таблицы:
-
вопросы и задания, направленные на проверку разных компонентов содержания
Используя карты атласа, составьте характеристику реки по следующему плану…
В какие годы в России происходило общее сокращение численности населения? С какими событиями это было связано?
-
Приведите примеры исчезающих животных и растений, встречающихся в вашей местности?
Как Вы понимаете слова русского историка В.О.Ключевского: «История России – это история страны, которая колонизируется»? В чем Вы видите положительные и отрицательные моменты длительного исторического процесса «собирания» русских земель?
Проведите социологическое исследование в вашем классе: сколько ваших одноклассников являются единственными детьми в семье; имеют еще одного брата или сестру; в семье более 2-х детей. Постройте по материалам исследования диаграмму.
-
вопросы и задания, направленные на работу с разными источниками информации
Используя карту атласа, найдите субъекты РФ, где наблюдается положительный естественный прирост населения.
Проанализируйте климатические диаграммы, представленные на рисунке.
По дополнительным источникам информации подготовьте сообщения о крупнейших религиозных центрах российского православия, ислама, буддизма.
-
Приложения
- Словарь основных понятий и терминов
- Отечественные путешественники и исследователи
- Справочные сведения (статистические таблицы)
-
Поурочное планирование
Географическое положение России (8 ч.)
Требования к подготовке учащихся:
- знать/ понимать
- основные понятия темы: «географическое положение», «государственная территория» РФ, «местное» и «поясное» время;
- специфику географического положения России;
- уметь
- показывать по карте: крайние точки России; пограничные государства России, соседей России 2-го, 3-го порядка; сухопутные и морские границы России; крупнейшие морские порты России; субъекты РФ;
- использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни:
- для определения поясного времени в разных точках России.
-
Урок 8. Различия во времени на территории России
Содержание. Поясное, местное, декретное и летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
Учебная деятельность учащихся.
1.Актуализация опорных знаний: причины смены дня и ночи, различий во времени на территории страны.
2. Усвоение объяснения учителя: часовые пояса; формирование понятий поясное и местное время.
3. Анализ карты часовых поясов:
Примерный план
Во скольких часовых поясах расположена территория России, какие это часовые пояса; в каком из часовых
поясов расположен ваш населенный пункт, какие крупные города расположены в этом же часовом поясе; как различается поясное время вашего населенного пункта по сравнению с Москвой, Анадырем?
3. Практическая работа(итоговая): решение задач на определение поясного времени.
Примерные задачи
1. Определите поясное время в городе Омск, когда в Санкт-Петербурге – полдень.
2. Сколько времени с учетом декретного будет в Екатеринбурге, когда в Лондоне полночь.
Домашнее задание: прочитать § 7, ответить на вопросы и выполнить задания.
-
Урок 10. Повторение и обобщение темы «Географическое положение России» Учебная деятельность учащихся.
Выполнение итоговых заданий и ответы на вопросы по теме «Географическое положение России» (с. 44-45 учебника).
Дополнительное задание
Согласитесь, или опровергните следующие высказывания, характеризующие географическое положение России; обоснуйте собственную точку зрения:
- все точки территории России имеют восточную долготу;
- ни одна точка территории России не имеет южной широты;
- территория России омывается водами всех океанов, кроме Индийского;
- по особенностям своего географического положения на Россию, более других среди крупных стран мира, похожи США;
- территория России занимает север Европы и восток Азии;
- Россия – федеративное государство.
- Выполнение итоговой письменной проверочной работы по теме.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.