Презентация на тему "как мир делится на части и как объединяется" 10 класс

Презентация: как мир делится на части и как объединяется
Включить эффекты
1 из 18
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.2
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по географии с помощью которой преподаватель введет учащихся в курс изучения геополитики. Школьники узнают чем занимается эта наука, какие цели и задачи преследует, а также какие геополитические школы существуют.

Краткое содержание

  • Области изучения геополитики
  • Цель геополитики
  • Словарь терминов геополитики
  • Основные понятия геополитики
  • Основные геополитические концепции
  • Германская школа геополитики
  • Географические факторы мировой политики
  • Американская школа геополитики
  • Концепция географического предназначения Германии
  • Геополитическая модель мира С. Коэна
  • Геополитическая модель мира С. Коэна
  • Геоэкономическая школа геополитики
  • Геополитические коды
  • Концепция мирового порядка
  • Геополитическая школа в России

Содержание

  • Презентация: как мир делится на части и как объединяется
    Слайд 1

    Геополитика

    ГЕОГРАФИЯ 10 КЛАСС

  • Слайд 2

    Геополитика является одним из направлений политической географии.

    Геополитика изучает зависимость внешней политики отдельных государств и международных отношений в целом от системы политических, экономических и военно-стратегических взаимосвязей, обусловленных географическим положением страны (или региона) и другими физико- и экономико-географическими факторами.

  • Слайд 3

    Главная цель геополитики — разработка геостратегии государства.

    Основателем геополитики считается Аристотель, который указывал на геополитическую роль островов и писал, что Крит по своему положению предназначен для господствующего влияния на Грецию.

    Собственно термин «геополитика» в научный оборот ввел Р. Челлен, который понимал ее как науку, изучающую государство как организм и пространственное явление.

    Р. Челлен считал, что усиление государства находится в прямо пропорциональной зависимости от расширения его территории.

    Геополитические концепции базируютсяна принципах природной ландшафтной и географической заданности, опираясь на которые можно построить модель поведения различных государств.

    Это принципгеографического детерминизма — предопределяющего значения географических факторов в развитии государства.

    Главные критерии, которыми пользуется классическая геополитика, — это суша (фиксированное пространство) и море (динамичное пространство).

  • Слайд 4

    Словарь терминов геополитики

    • Талассократия (от греч. таласса — море, кратос — власть) — могущество страны посредством моря, предполагает наличие метрополий и колоний, прерывистой территории;
    • теллурократия (от лат. Теллус — земля) — могущество страны посредством суши, на которой находится вся территория страны, предполагает качество территориальной непрерывности.
  • Слайд 5

    Основные понятия геополитики

  • Слайд 6

    История научной геополитической мысли выделяет несколько этапов в ее развитии:

    1. «цивилизованная геополитика» -формирования европоцентристского мира;

    2. «природоцентристскаягеополитика», опирающаяся на географический детерминизм;

    3. «идеологическая геополитика» второй половины XX в. — противостояние Запада (капитализма) и Востока (социализма).

  • Слайд 7

    Основные геополитические концепции

  • Слайд 8

    Германская школа геополитики.

    Основными представителями германской школы геополитики считаются Ф. Ратцель и Р. Челлен. Они считали, что государство — это неразрывно связанный с территорией организм, ведущий борьбу за «жизненное пространство». Эта теория, появившаяся в период бурной индустриализации Германии, которая вступила в борьбу с Англией за рынки сбыта, представляла империалистическую экспансию как необходимый этап развития.

  • Слайд 9

    Начало ХХ в.: географические факторы мировой политики

    Геополитиками начала XX в. были выявлены географические факторы, которые играют решающую роль в мировой политике.

    Это стремление к расширению площади, территориальной монолитности и свободе передвижения.

    (Как же объяснялась с этих точек зрения политика главных мировых держав в начале XX в.?)

  • Слайд 10

    Американская школа геополитики

    На принципы британской школы опирается американская школа геополитики, толчком к развитию которой послужило превращение США в мировую державу во второй половине XX в.

    В 1942 г. вышла работа НиколасаСпикмена «Американская стратегия в мировой политике». По его мнению, роль ведущей морской державы перешла к США — государству, расположенному во «внешнем полумесяце», а роль главного континентального соперника — к СССР. В новую модель было введено понятие «римленд» — контактная зона («внутренний полумесяц»), контроль над которой обеспечивает мировое господство.

    Эти теоретические построения легли в основу реальных политических стратегий эпохи противостояния и «холодной войны» — «геополитического сдерживания». Его практическая реализация выразилась в окружении СССР враждебными государствами и военными базами.

    Особое значение в американской геополитике имел так называемый «эффект домино», согласно которому приход коммунистов к власти в одной стране ведет к аналогичным процессам в соседних.

  • Слайд 11

    Концепция географического предназначения Германии

    К. Хаусхофер (1869—1945 гг.) создал научную школу геополитики и геополитический журнал («ZeitschriftfurGeopolitik»), с его именем связано превращение геополитики в идейную базу немецкой дипломатии первой половины XX в. Ключевым понятием геополитики того времени стало понятие «жизненное пространство», введенное еще в XIX в. Ратцелем. Вслед за ним Хаусхофер считал, что основные проблемы Германии вызваны несправедливыми и тесными границами. Эти положения отвечали взглядам немецких государственных деятелей того времени, поскольку обосновывали необходимость экспансии.

  • Слайд 12

    Геополитическая модель мира С. Коэна.

    После Второй Мировой войны геополитика оказалась скомпрометированной как поощрявшая агрессию. Необходимо было переосмыслить старые теории с учетом новых реалий. В этом направлении работали представители так называемой консервативной школы.

    С. Коэн ввел в геополитику новые, более сложные геополитические структуры мира и представления о многополюсности мира и динамике иерархии центров политической силы.

    Было выделено три уровня геополитической организации мира:

    — геостратегическая область (в мире их две — Торговый приморский и Евразийский континентальный мир);

    — геополитический регион (их пять в Торговой приморской области — Приморская Европа и Магриб, Африка к югу от Сахары, Северная Америка и Карибский бассейн, Южная Америка, Островная Азия и Океания и два в Евразийском континентальном мире — Хартленд и Восточная Европа, Восточная Азия);

    — нация-государство.

  • Слайд 13

    Геополитическая модель мира С. Коэна

  • Слайд 14

    Геоэкономическая школа геополитики.

    В современных условиях изменилось содержание многих геополитических построений.

    Снизилась значимость силовой политики и фактора военной силы, исчезло стремление к однозначному росту размеров государства, так как в современных условиях национализма и сепаратизма это является фактором политической нестабильности, появились новые формы контроля над территориями: создание «марионеточных правительств», экономический неоимпериализм, возникли новые возможности для локализации очагов напряженности международными силами.

  • Слайд 15

    Важнейшим фактором мировой политики стала экономическая мощь государства, которая ныне оценивается не численностью армии и величиной территории, а параметрами экономического роста и успехами в борьбе за рынки сбыта.

    Таким образом, произошла замена основ геополитики — физическая география и географический детерминизм уступили место геополитической экономике.

    Все это способствовало развитию геоэкономической школы, которая отдает приоритет экономическим факторам, определяющим поведение государств в мировой политике.

  • Слайд 16

    Геополитические коды.

    Это понятие было введено П. Тейлором. Он считал, что каждая территория имеет свой код (или географические основы внешней политики) — определенные, меняющиеся во времени зоны национальных интересов, сферы влияния интересов, геостратегий. Таким образом, задачей геополитики стала не выработка геостратегии, а анализ реалий и определение геополитического кода.

    Выделяются три уровня кодов: локальный (оценка состояния соседних государств), региональный (оценка государств соответствующего региона), глобальный.

    Количественная оценка геополитического кода проводится по числу международных организаций и соглашений, в которых принимает участие данная страна, по числу военных баз, визитов государственных деятелей и пр.

    Геополитические коды постоянно меняются: это связано с динамикой статуса соответствующего государства. Например, государства, находящиеся в упадке, отказываются от своего глобального кода, а рост геополитического статуса позволяет включать в свой геополитический код глобальную компоненту (например, Япония, Китай).

  • Слайд 17

    Концепция мирового порядка

    Концепция мирового порядка (как система многосторонних и двусторонних отношений между государствами) основана на тесной взаимной связи геополитических кодов разного уровня. Геополитический порядок предполагает наличие определенной географии организации силы в мире (т. е. размещение центров силы разного порядка) и особых правил взаимодействия государств на международной арене.

    Современный мировой порядок, или по терминологии геополитики — «новый мировой порядок», характеризуется формированием многополюсного мира.

    Его отличительные черты:

    1.усиление роли экономических факторов,

    2. формирование интеграционных и торговых блоков, участвующих наряду с государствами в мировой политике,

    3. появление новых глобальных противоречий (богатый Север — бедный Юг, Запад — Исламский мир, Западная Европа — США — Япония),

    4. усиление стран с большим экономическим и людским потенциалом — Китая, Японии и Германии.

  • Слайд 18

    Геополитическая школа в России.

    Долгое время геополитика в нашей стране считалась лженаукой, оправдывающей захватнические войны империалистических держав.

    Только с конца 80-х гг. XX в., когда были сняты идеологические запреты, геополитика стала развиваться и как теория (появилось много работ, посвященных осмыслению места России в мировом порядке), и как практика (работа Комитета Государственной Думы по геополитике).

    Наибольшее распространение получила неоевразийская школа геополитики, представленная в работе Александра Дугина «Основы геополитики» (1997 г.).

    В данной концепции Россия признавалась наследницей великой евразийской империи и должна была противостоять «атлантическим» странам.

    Кроме того, существовала теория «острова России» (автор — В. Цимбурский), где Россия представляется отделенной от международной политики и развивается на острове, окруженном зонами нестабильности.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке