Содержание
-
1 «Использование современных педагогических технологий (прием «Живая история»)как один из способов формирования гражданской идентичности» Авакян Светлана Сергеевна г.Армавир МАОУ-СОШ №20
-
Авакян Светлана Сергеевна Учитель истории, кубановедения, обществознания Педагогический стаж – 8 лет Армавирский государственный педагогический институт , 2012г.
-
«Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране», - писал Д.С. Лихачев
-
«Предметная история»,или «Живая история»
Одним из интересных педагогических приемов, используемых в разных педагогических технологиях, таких как технология творческих мастерских, технология проблемного обучения, технология критического мышления, является прием, который я называю «предметной историей» или «живой историей». Работа с этим приемом началась давно, но только теперь она приобретает зрелую форму, многогранность и научное обоснование. Идентификацию «Я---СЕМЬЯ---МАЛАЯ РОДИНА---РОССИЯ---МИР» надо понять и принять Начать следует с того, что необходимо придать ценность собственному месту в истории, развивать чувство сопричастности к прошлому и настоящему и как следствие - сформировать гражданскую идентичность. 4
-
Цели и задачи семинара:
показать систему деятельности учителя как один из элементов системы работы школы по внедрению современных педагогических технологий и приемов. Задачи: показать ключевые противоречия, возникающие при традиционном подходе к изучению региональной истории; познакомить с теоретическими основами, положенными в основу педагогического приема «Живая история»; рассмотреть педагогический прием «Живая история» с точки зрения ФГОС, ИКС, профессионального стандарта педагога; 5
-
Ключевые противоречия и проблема
6 Возрастающий объем исторических знаний, необходимость запоминания больших объемов информации. (Но информация, которая не прошла через осознание ребенком своей сопричастности к ней, быстро исчезает). Преимущественно теоретические методы обучения, недостаток деятельности, разнообразия видов деятельности на уроках. ПРОБЛЕМА: Необходимость разнообразить формы работы по активизации познавательной деятельности на уроках региональной истории и сформировать чувство сопричастности с собственной историей, а как следствие и гражданской идентичности ребенка.
-
7
-
Как работает технология
1этап Работа с историческим предметом. (В нашем случае кабинет кубановедения совмещен с большим школьным музеем). Наша задача - вовлечь учащегося в некое пространство своей сопричастности к происходящему. Исторический предмет (артефакт) На начальном этапе он должен эмоционально «зацепить» ученика, вызвать его первоначальный интерес, предмет можно взять в руки; инициировать первоначальные предположения: что это и для чего данный предмет нужен? Для этого можно использовать алгоритм вопросов: Физические характеристики: Какого цвета? Как пахнет? Как звучит? Естественного происхождения или сделан человеком? Сохранился ли полностью или частично? Конструкция: Целое? Части? Назначение: Как этот предмет использовался? 8
-
2 этап
На втором этапе, после установления контекста артефакта, ученику, чтобы проявившийся интерес не исчез, нужно помочь определить поле его незнания или поле его исследовательских интересов. У «географа», «физика», «историка» они могут быть разными. 9
-
3 этап
Глубокое изучение предложенного исторического предмета и представление собственных полученных результатов исследовательской деятельности. И здесь мы напрямую сталкиваемся с ФГОС и формированием метапредметных компетенций: планирование собственных действий, умение публично выступать, аргументировать, использовать ИКТ. 10 4 этап Выстраивание системы ценностей. Здесь задача учителя - помочь увидеть ценностное пространство и помочь ученику самоопределиться в нем. Обязательно нужно связать любой артефакт, исторический предмет, с историей семьи, региона, страны, мира.
-
5 этап «Я в истории»
Л.Н.Толстойсказал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать». На этой стадии происходит переход от предложенной учителем схемы изучения артефакта к самостоятельному поиску , вовлечение его в историческое пространство, личная оценка его значимости. И здесь на помощь приходит еще одна педагогическая технология - проектная. Роль учителя здесь - сопровождать проектную деятельность от ее замысла до реализации, но не подменять собой деятельность ученика. 11
-
Новизна опыта
12 В преобразовании и адаптации педагогического приема «Живая история», рассчитанного на любого ученика, к условиям учебного заведения, в котором я работаю. Во внедрении в мою педагогическую деятельность этого приёма, который выводит учеников на более высокий уровень деятельности, мышления (сравнение, анализ, синтез, оценку и т.д.) и ориентируют на создание условий для свободного развития каждой личности. В апробировании системы работы с различными современными педагогическими технологиями на уроках истории, обществознания, кубановедения в условиях внедрения ФГОС. В использовании нетрадиционных типов уроков. В преобразующей деятельности обучающихся на уроках. Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная изобретательность ученика в выборе содержания, вида и формы учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе. Работа с музейным предметом «встраивается в урок», становится его составной частью и делает далекие исторические события «осязаемыми».
-
13 «Живая история» Проект « Пешая прогулка по Армавиру»
-
Адресность педагогического опыта
14 Включение педагогического приема «живая история» в урок может быть рекомендовано не только учителям истории, кубановедения, но и учителям предметов эстетического и гуманитарного цикла . Проектное и поисково-исследовательское направление в работы с применением этой технологии может быть использовано в работе классных руководителей. Представленный опыт может быть реализован также во взаимодействии с государственными и частными музеями.
-
Спасибо за внимание! 15
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.