Содержание
-
Научные географические школы и направления развития географической науки XIX
Выполнил: ЧулдумШыдар
-
Школа погубернских описаний
Школа погубернских описаний возникла в 30-е годы XIX века. Она создала четыре серии военно-статистических описаний на все губернии Европейской России и на часть азиатских. Школа погубернских описаний базировалась на специализированное учреждение – Военно-статистический отдел Генштаба Генеральный штаб, АкадемияГенштаба, С-Петербург
-
Федор Федорович Шуберт
-
Николай Сергеевич Голицын
-
Дмитрий Александрович Милютин
-
Василий Юрьевич Скалон
-
Сравнительно-описательная школа
Сравнительно-описательная школа возникла в 50-е годы XIX века. Основателями этого направления считаются выдающиеся русские географы и путешественники XIX века: П.П. Семенов-Тян-Шанский – русский географ, ботаник, статистик, государственный и общественный деятель, Н.М. Пржевальский -русский путешественник и натуралист, и др. Императорское Русское Географическое Общество, С-Петербург
-
Петр Петрович Семонов-Тян-Шанский
-
Николай Михайлович Пржевальский
-
Владимир Рафаилович Зотов
-
Владимир Иванович Ламанский
-
Школа районно-морфологической характеристики
В 1884 г. на Историко-филологическом факультете университета была открыта кафедра географии и этнографии , в 1887 г., Русское географическое общество и известные географы А.И. Воейков и Д.Н. Анучин добились перевода кафедры географии и этнографии на естественное отделение Физико-математического факультета. Главой университетской географии стал крупнейший географ Д.Н. Анучин Московский университет 19 век
-
Дмитрий Николаевич Анучин
-
Лев Семенович Берг
-
Географическая геоморфология связана кроме Д.Н. Анучина с его современниками и предшественниками - последователями и представителями университетской "натуральной" истории (Г.Е. Щуровский, А.П. Павлов). Сподвижники Анучина уделяли много сил геоморфологическим исследованиям. Они разработали геоморфологию равнин (А.А. Борзов) и гор (И.С. Щукин), геоморфологию карста (А.А. Крубер) и морского побережья (Б.Ф. Добрынин). После Октябрьской революции геоморфологии стали придавать большое значение ввиду ее теоретической и практической важности.
-
Школа зональных ландшафтных характеристик
Основателями этой школы были B.В. Докучаев, А. Н. Краснов, Г. И. Танфильев, К. Д. Глинка, Л. И. Просолов, C.С. Неустроев, Л. С. Берги др. Несомненным крупным успехом описательного ландшафтоведения является всеобщее признание ландшафтных зон. В настоящее время вообще трудно представить, на каком уровне и в каком состоянии находилась бы географическая наука без учении о ландшафтных зонах.
-
Василий Васильевич Докучаев
-
Лев Семенович Берг
-
Советские географы признали и по достоинству оценили учение о ландшафтных зонах, однако в своих конкретных исследованиях они пошли не по пути выделения внутри зон ландшафтов первого и второго порядка Л.С. Берга, а по пути выделения физико-географических (естественных, природных) областей и районов. Идея о существовании в природе ландшафтной зональности проникла в русскую географическую литературу очень рано. Позднее, во второй половине XIX в., идея ландшафтной зональности проникает во многие работы русских географов (см. сводку по этому вопросу в работе Н.А. Солнцева, 1948), и, наконец, в самом конце XIX в. она получает блестящее обобщение в трудах В.В. Докучаева (1898, 1899).
-
Школа аналитическо-синтетических характеристик географической среды
Направление аналитико-синтетической характеристики возникло в промышленно- географическом отделе КЕПС АН СССР, и было основано A.А. Григорьевым, И. П. Герасимовым, Г. Д. Рихтером, B.Б. Сочавой, главной задачей которого являлся опыт аналитической характеристики основных типов географической среды земного шара, комплексной характеристики районов нового освоения. Также, были произведены работы над картографированием отраслевых и природных комплексов, создание оценочных карт и карт преобразования природы.
-
Андрей Александрович Григорьев
-
Иннокентий Петрович Герасимов
-
Гавриил Дмитриевич Рихтер
-
Виктор Борисович Сочава
-
Районная школа в экологической географии
Основателями школы районного направления считаются Г. М. Кржижановский Н. Н. Баранский, Н. Н. Колосовский. Их вкладом в географическом описании страны является разработка понятия о «Территориально- производственном комплексе» (ТПК): создание географических характеристик малоосвоенных территорий страны. МГУ 70-80 годы XIX
-
Николай Николаевич Баранский
-
Николай Николаевич Колосовский
-
Баранский обосновал диалектико-материалистическую методологию экономической географии, экономической картографии, в значительной степени географии населения. При этом он отстаивал два важнейших основания географии: пространственность географического мышления и природную обусловленность социально-экономических процессов. Другим основоположником советской экономической географии стал Н. Н. Колосовский (1891-1954 гг.)-один из разработчиков районов Госплана и первого пятилетнего плана.
-
Научно-теоретическая и конструктивная деятельность Н. Н. Колосовского явилась той основой, на которой выросла концепция территориально-производственного комплекса (ТПК). Суть этой концепции заключается в рациональной территориальной организации хозяйства с учетом географического положения, при рациональном использовании природных ресурсов и социально-экономического потенциала.
-
Большая и сплоченная научная школа Баранского-Колосовского, по существу, охватила все разделы и направления современной экономической географии. Однако "районная школа" Баранского-Колосовского не была единственной в советской экономической географии. Существенное значение в первые десятилетия XX в. имело унаследованное от дореволюционной географии отраслево-статистическое направление (школа), основателем и многолетним лидером которого был профессор Владимир Эдуардович Ден (1867— 1933 гг.).
-
Ден, Владимир Эдуардович
-
В 1970-е годы, в связи с переходом от территориального принципа управления экономикой к отраслевому, а также с выходом на первый план социальных проблем, методологический аппарат времён индустриализации, которым оперировала советская районная школа, становился всё менее востребованным и адекватным реальности. Научное направление быстро распадается на ряд отраслевых блоков, представители которых постепенно фактически отказались от принадлежности к советской районной школе.
-
Школа конструктивно-географических исследований на базе геосистемной парадигмы 60-70 годов XIX века
Основоположниками «конструктивной географии» являются И. П. Герасимов, В. С. Преображенский, А. А. Минц И. В. Комар. Вклад в географическое описание страны - разработка методических подходов к всестороннему геосистемному анализу территории: принцип ландшафтно- географического обеспечения проектов народно-хозяйственного развития в условиях НТР
-
Иннокентий Петрович Герасимов
-
Владимир Сергеевич Преображенский
-
Новое направление, называемое "Конструктивной географией", отнюдь не отменяет, а усиливает значение фундаментальных исследований. Оно опирается на систему подразделений географической науки и смежных дисциплин, исследующих закономерности изменения отдельных компонентов природной среды, развития отраслей хозяйства и населения, на общие теоретические представления, связанные с именами В.В. Докучаева и В.И. Вернадского, А.А. Григорьева и Л.С. Берга, Н.Н. Баранского и Н.Н. Колосовского.
-
Очерки конструктивной географии" (1967), в которой автор прежде всего подчеркивал целенаправленность отечественной географии на решение важнейших научно-мировоззренческих и практических задач разработки: 1) научных основ преобразования природы, с целью эффективного использования ее ресурсов, прогнозов изменения природной среды, формирования новых и реконструкции сложившихся производственно-территориальных комплексов в новой природной обстановке; 2) размещения общественного производства и создания региональных моделей рационального комплексного развития производительных сил; 3) расселения населения, районной и городской планировки, с целью наиболее благоприятных условий для жизни людей. Конкретные очерки брошюры посвящались проблемам изучения и комплексного использования природных ресурсов, биологической продуктивности земель, а также отдельным региональным проблемам.
-
Направление эколого-географических исследований современных ландшафтов
Основателями этого направления считаются И. П. Герасимов, В. Б. Сочава, Н. Ф. Реймерс, В.С.Преображенский, В. М. Котляков. Главной задачей направления являлась методика оценки экологического состояния отдельных территорий и факторов возникновения экологических проблем (экодиагностика), а также географический принцип выявления экологических проблем и ситуаций регионального уровня на базе геосистемного анализа
-
Иннокентий Петрович Герасимов
-
Владимир Михайлович Котляков
-
География оказалась наиболее близка к пониманию комплексной, системной сущности экологических проблем, а традиционные возможности географии — максимально точно привязать наблюдаемые явление к территории — обеспечили успех развития экодиагностики как эколого-географического направления, которое с известной долей уверенности можно назвать и географией экологических ситуаций.
-
Общим картографическим итогом в известном смысле можно также считать и создание схемы районирования России по степени экологической напряженности в масштабе 1:8000000 Всего здесь выделено 56 единиц районирования, которые позднее получили названия «Экорегионы России» и для которых экспертно были установлены семь групп (рангов) экологической напряженности, по соотношению внутри каждого региона, ареалов (площадей) экологических ситуаций трех основных категорий: очень острые, острые и умеренно острые
-
Борис Иванович Кочуров
-
Владимир Сергеевич Преображенский
-
Экодиагностика, широко использует уникальные географические методы комплексной оценки, включающей экологическое состояние территории, а также феноменальную для географии возможность объединения в географическом пространстве (на территории) природоведческих и социально-экономических данных, о чем в свое время упоминал В. С. Преображенский, а сегодня подтверждают и наши современники. География имеет уникальную возможность оценить всю систему взаимодействующих на отдельных территориях факторов, которые ответственны за современные процессы антропогенизации природы, создающие определенным образом угрозу целостности биосферы как естественной среды обитания человечества, т. е. его «дома».
-
Экологические проблемы и ситуации, острота которых только усиливается, возникают в системе «общество-природа» из-за нарушения правил и низкой эффективности природопользования. Если исходить из того, что природопользование — это деятельность по использованию природно-ресурсного потенциала, включая всю систему отношений между обществом и природой, то целесообразно рассмотреть не общее соотношение «общество-природа», а более подробное — «население — территория — ресурсы — экономика» (НТРЭ).
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.