Презентация на тему "Научные географические школы и направления развития географической науки 19 в."

Презентация: Научные географические школы и направления развития географической науки 19 в.
Включить эффекты
1 из 46
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (1.46 Мб). Тема: "Научные географические школы и направления развития географической науки 19 в.". Предмет: география. 46 слайдов. Для учеников 9-11 класса. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 3.0 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Научные географические школы и направления развития географической науки 19 в.
    Слайд 1

    Научные географические школы и направления развития географической науки XIX

    Выполнил: ЧулдумШыдар

  • Слайд 2

    Школа погубернских описаний

    Школа погубернских описаний возникла в 30-е годы XIX века. Она создала четыре серии военно-статистических описаний на все губернии Европейской России и на часть азиатских. Школа погубернских описаний базировалась на специализированное учреждение – Военно-статистический отдел Генштаба Генеральный штаб, АкадемияГенштаба, С-Петербург

  • Слайд 3

    Федор Федорович Шуберт

  • Слайд 4

    Николай Сергеевич Голицын

  • Слайд 5

    Дмитрий Александрович Милютин

  • Слайд 6

    Василий Юрьевич Скалон

  • Слайд 7

    Сравнительно-описательная школа

    Сравнительно-описательная школа возникла в 50-е годы XIX века. Основателями этого направления считаются выдающиеся русские географы и путешественники XIX века: П.П. Семенов-Тян-Шанский – русский географ, ботаник, статистик, государственный и общественный деятель, Н.М. Пржевальский -русский путешественник и натуралист, и др. Императорское Русское Географическое Общество, С-Петербург

  • Слайд 8

    Петр Петрович Семонов-Тян-Шанский

  • Слайд 9

    Николай Михайлович Пржевальский

  • Слайд 10

    Владимир Рафаилович Зотов

  • Слайд 11

    Владимир Иванович Ламанский

  • Слайд 12

    Школа районно-морфологической характеристики

    В 1884 г. на Историко-филологическом факультете университета была открыта кафедра географии и этнографии , в 1887 г., Русское географическое общество и известные географы А.И. Воейков и Д.Н. Анучин добились перевода кафедры географии и этнографии на естественное отделение Физико-математического факультета. Главой университетской географии стал крупнейший географ Д.Н. Анучин Московский университет 19 век

  • Слайд 13

    Дмитрий Николаевич Анучин

  • Слайд 14

    Лев Семенович Берг

  • Слайд 15

    Географическая геоморфология связана кроме Д.Н. Анучина с его современниками и предшественниками - последователями и представителями университетской "натуральной" истории (Г.Е. Щуровский, А.П. Павлов). Сподвижники Анучина уделяли много сил геоморфологическим исследованиям. Они разработали геоморфологию равнин (А.А. Борзов) и гор (И.С. Щукин), геоморфологию карста (А.А. Крубер) и морского побережья (Б.Ф. Добрынин). После Октябрьской революции геоморфологии стали придавать большое значение ввиду ее теоретической и практической важности.

  • Слайд 16

    Школа зональных ландшафтных характеристик

    Основателями этой школы были B.В. Докучаев, А. Н. Краснов, Г. И. Танфильев, К. Д. Глинка, Л. И. Просолов, C.С. Неустроев, Л. С. Берги др. Несомненным крупным успехом описательного ландшафтоведения является всеобщее признание ландшафтных зон. В настоящее время вообще трудно представить, на каком уровне и в каком состоянии находилась бы географическая наука без учении о ландшафтных зонах.

  • Слайд 17

    Василий Васильевич Докучаев

  • Слайд 18

    Лев Семенович Берг

  • Слайд 19

    Советские географы признали и по достоинству оценили учение о ландшафтных зонах, однако в своих конкретных исследованиях они пошли не по пути выделения внутри зон ландшафтов первого и второго порядка Л.С. Берга, а по пути выделения физико-географических (естественных, природных) областей и районов. Идея о существовании в природе ландшафтной зональности проникла в русскую географическую литературу очень рано. Позднее, во второй половине XIX в., идея ландшафтной зональности проникает во многие работы русских географов (см. сводку по этому вопросу в работе Н.А. Солнцева, 1948), и, наконец, в самом конце XIX в. она получает блестящее обобщение в трудах В.В. Докучаева (1898, 1899).

  • Слайд 20

    Школа аналитическо-синтетических характеристик географической среды

    Направление аналитико-синтетической характеристики возникло в промышленно- географическом отделе КЕПС АН СССР, и было основано A.А. Григорьевым, И. П. Герасимовым, Г. Д. Рихтером, B.Б. Сочавой, главной задачей которого являлся опыт аналитической характеристики основных типов географической среды земного шара, комплексной характеристики районов нового освоения. Также, были произведены работы над картографированием отраслевых и природных комплексов, создание оценочных карт и карт преобразования природы.

  • Слайд 21

    Андрей Александрович Григорьев

  • Слайд 22

    Иннокентий Петрович Герасимов

  • Слайд 23

    Гавриил Дмитриевич Рихтер

  • Слайд 24

    Виктор Борисович Сочава

  • Слайд 25

    Районная школа в экологической географии

    Основателями школы районного направления считаются Г. М. Кржижановский Н. Н. Баранский, Н. Н. Колосовский. Их вкладом в географическом описании страны является разработка понятия о «Территориально- производственном комплексе» (ТПК): создание географических характеристик малоосвоенных территорий страны. МГУ 70-80 годы XIX

  • Слайд 26

    Николай Николаевич Баранский

  • Слайд 27

    Николай Николаевич Колосовский

  • Слайд 28

    Баранский обосновал диалектико-материалистическую методологию экономической географии, экономической картографии, в значительной степени географии населения. При этом он отстаивал два важнейших основания географии: пространственность географического мышления и природную обусловленность социально-экономических процессов. Другим основоположником советской экономической географии стал Н. Н. Колосовский (1891-1954 гг.)-один из разработчиков районов Госплана и первого пятилетнего плана.

  • Слайд 29

    Научно-теоретическая и конструктивная деятельность Н. Н. Колосовского явилась той основой, на которой выросла концепция территориально-производственного комплекса (ТПК). Суть этой концепции заключается в рациональной территориальной организации хозяйства с учетом географического положения, при рациональном использовании природных ресурсов и социально-экономического потенциала.

  • Слайд 30

    Большая и сплоченная научная школа Баранского-Колосовского, по существу, охватила все разделы и направления современной экономической географии. Однако "районная школа" Баранского-Колосовского не была единственной в советской экономической географии. Существенное значение в первые десятилетия XX в. имело унаследованное от дореволюционной географии отраслево-статистическое направление (школа), основателем и многолетним лидером которого был профессор Владимир Эдуардович Ден (1867— 1933 гг.).

  • Слайд 31

    Ден, Владимир Эдуардович

  • Слайд 32

    В 1970-е годы, в связи с переходом от территориального принципа управления экономикой к отраслевому, а также с выходом на первый план социальных проблем, методологический аппарат времён индустриализации, которым оперировала советская районная школа, становился всё менее востребованным и адекватным реальности. Научное направление быстро распадается на ряд отраслевых блоков, представители которых постепенно фактически отказались от принадлежности к советской районной школе.

  • Слайд 33

    Школа конструктивно-географических исследований на базе геосистемной парадигмы 60-70 годов XIX века

    Основоположниками «конструктивной географии» являются И. П. Герасимов, В. С. Преображенский, А. А. Минц И. В. Комар. Вклад в географическое описание страны - разработка методических подходов к всестороннему геосистемному анализу территории: принцип ландшафтно- географического обеспечения проектов народно-хозяйственного развития в условиях НТР

  • Слайд 34

    Иннокентий Петрович Герасимов

  • Слайд 35

    Владимир Сергеевич Преображенский

  • Слайд 36

    Новое направление, называемое "Конструктивной географией", отнюдь не отменяет, а усиливает значение фундаментальных исследований. Оно опирается на систему подразделений географической науки и смежных дисциплин, исследующих закономерности изменения отдельных компонентов природной среды, развития отраслей хозяйства и населения, на общие теоретические представления, связанные с именами В.В. Докучаева и В.И. Вернадского, А.А. Григорьева и Л.С. Берга, Н.Н. Баранского и Н.Н. Колосовского.

  • Слайд 37

    Очерки конструктивной географии" (1967), в которой автор прежде всего подчеркивал целенаправленность отечественной географии на решение важнейших научно-мировоззренческих и практических задач разработки: 1) научных основ преобразования природы, с целью эффективного использования ее ресурсов, прогнозов изменения природной среды, формирования новых и реконструкции сложившихся производственно-территориальных комплексов в новой природной обстановке; 2) размещения общественного производства и создания региональных моделей рационального комплексного развития производительных сил; 3) расселения населения, районной и городской планировки, с целью наиболее благоприятных условий для жизни людей. Конкретные очерки брошюры посвящались проблемам изучения и комплексного использования природных ресурсов, биологической продуктивности земель, а также отдельным региональным проблемам.

  • Слайд 38

    Направление эколого-географических исследований современных ландшафтов

    Основателями этого направления считаются И. П. Герасимов, В. Б. Сочава, Н. Ф. Реймерс, В.С.Преображенский, В. М. Котляков. Главной задачей направления являлась методика оценки экологического состояния отдельных территорий и факторов возникновения экологических проблем (экодиагностика), а также географический принцип выявления экологических проблем и ситуаций регионального уровня на базе геосистемного анализа

  • Слайд 39

    Иннокентий Петрович Герасимов

  • Слайд 40

    Владимир Михайлович Котляков

  • Слайд 41

    География оказалась наиболее близка к пониманию комплексной, системной сущности экологических проблем, а традиционные возможности географии — максимально точно привязать наблюдаемые явление к территории — обеспечили успех развития экодиагностики как эколого-географического направления, которое с известной долей уверенности можно назвать и географией экологических ситуаций.

  • Слайд 42

    Общим картографическим итогом в известном смысле можно также считать и создание схемы районирования России по степени экологической напряженности в масштабе 1:8000000 Всего здесь выделено 56 единиц районирования, которые позднее получили названия «Экорегионы России» и для которых экспертно были установлены семь групп (рангов) экологической напряженности, по соотношению внутри каждого региона, ареалов (площадей) экологических ситуаций трех основных категорий: очень острые, острые и умеренно острые

  • Слайд 43

    Борис Иванович Кочуров

  • Слайд 44

    Владимир Сергеевич Преображенский

  • Слайд 45

    Экодиагностика, широко использует уникальные географические методы комплексной оценки, включающей экологическое состояние территории, а также феноменальную для географии возможность объединения в географическом пространстве (на территории) природоведческих и социально-экономических данных, о чем в свое время упоминал В. С. Преображенский, а сегодня подтверждают и наши современники. География имеет уникальную возможность оценить всю систему взаимодействующих на отдельных территориях факторов, которые ответственны за современные процессы антропогенизации природы, создающие определенным образом угрозу целостности биосферы как естественной среды обитания человечества, т. е. его «дома».

  • Слайд 46

    Экологические проблемы и ситуации, острота которых только усиливается, возникают в системе «общество-природа» из-за нарушения правил и низкой эффективности природопользования. Если исходить из того, что природопользование — это деятельность по использованию природно-ресурсного потенциала, включая всю систему отношений между обществом и природой, то целесообразно рассмотреть не общее соотношение «общество-природа», а более подробное — «население — территория — ресурсы — экономика» (НТРЭ).

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке