Содержание
-
Развитие пространственного мышления на уроках географии
-
"Исключительное значение имеет карта в передаче сведений о пространственном размещении предметов на земной поверхности (направлениях, расстояниях, площадях, очертаниях, местоположении, пространственных сочетаниях)…
Л. В. Занков
-
Пространственное мышление – вид умственной деятельности, обеспечивающий создание и оперирование пространственными образами в процессе решения различных практических и теоретических задач.
-
Роль пространственного мышления - обеспечение ориентации человека в реальном (физическом) и теоретическом (картографическом) пространстве (видимом или воображаемом).
-
Обучающийся владеющий пространственным мышление должен уметь:
1. Распознавать данный объект среди объектов реальной действительности.
2. Распознавать объект среди изображений.
3.Устанавливать взаимосвязи между словом, представлением, изображением и объектом реальной действительности.
4. Воспроизводить в воображении объект (представления памяти.)
5. Воспроизводить представления памяти (словесно, графически, в виде модели.)
6.Создавать в воображении новые объекты (представление воображения)
7. Воспроизводить представления воображения (словесно, графически, в виде модели.)
-
На основе этих умений определяются уровни сформированности пространственного мышления
Уровень I (Аккумулятивный)
Накопление и узнавание пространственных признаков и отношений. Учащиеся накапливают разнообразные пространственные представления, учатся узнавать разнообразные пространственные объекты, их отдельные признаки и отношения. Они могут дать название объекту, найти его на рисунке среди предметов реальной действительности.
-
Уровень II(Репродуктивный)
Воспроизведение представления памяти. У учащегося развита способность воспроизводить (в представлении, словесно, на рисунке, в виде модели) известные им пространственные признаки и отношения. У них значительно расширился запас пространственной терминологии, накоплены разные виды пространственного представления и отношений: учащиеся, умеют устанавливать связи между пространством, количествами и временными представлениями.
-
Уровень III (Конструктивный)
Самостоятельное конструирование пространственного образа. Учащиеся активно используют как опору в мыслительной деятельности уже оформленные представления в синтезе с количественными и временными отношениями. Они умеют давать словесное описание пространственных признаков и отношений, опираясь на отдельные элементы пространственных понятий (о форме, величине, расстоянии и др.)
-
Уровень IV (Интеллектуальный).
Мысленное оперирование пространственными представлениями. У учащегося богатый запас пространственного представления, терминологии, они легко дифференцируют пространственные признаки и отношения. Для этого уровня характерно уже умение перемещать мысленно пространственные объекты, находить на рисунке положение фигуры после её перемещения, вид перемещения.
-
Функции пространственного мышления:
- обеспечивать в ходе познания выделение в объектах и явлениях действительности пространственных свойств и отношений (формы, величины, направления, протяженности и т. п.);
- создавать на этой основе пространственных образов и оперирование ими в процессе решения задач.
-
Значение ПМ:
- эффективно влияет на общее интеллектуальное развитие человека;
- служит средством практического познания предметов и явлений действительности;
- обеспечивает успешное овладение теоретическими знаниями, в основе которых лежит оперирование различными графическими моделями.
-
Основа пространственного мышления
географический образ или представление .
Представления – зрительные образы географических объектов, связанные с понятиями.
-
Виды представлений:
- Пространственные представления.
- Представления памяти
- Представления воображения
- На основе непосредственного восприятия объекта
- На основе описаний, отражающих действительность
- Представление о пространственном размещении географических предметов и явлений на поверхности Земли
-
И в заключении:
пространственное воображение, совершенствуются в результате деятельности. Эта деятельность должна стимулироваться и направляться, т. е. иметь систему упражнений.
-
Спасибо за внимание!
С уважением, Марина Владимировна Трибунская, учитель географии МБОУ «СОШ № 30»
г.Энгельс Саратовской области
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.