Презентация на тему "Условные знаки. Чтение топографического плана местности"

Презентация: Условные знаки. Чтение топографического плана местности
Включить эффекты
1 из 9
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.5
15 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Условные знаки. Чтение топографического плана местности" демонстрируется на уроке или изучается самостоятельно – для подготовки к уроку или обучения построению карт. Топографический план местности, составляемый для возможности легкой ориентации в незнакомом месте, планировки или запоминания размещения каких-либо объектов, включает множество условных знаков.

Краткое содержание

  1. История плана местности
  2. Как различные объекты местности изображаются на планах и картах
  3. Виды условных топографических знаков и их значение
  4. Внешний вид знаков на карте местности и их названия

Содержание

  • Презентация: Условные знаки. Чтение топографического плана местности
    Слайд 1

    Тема: Условные знаки. Чтение топографического плана местности

  • Слайд 2

    История плана местности

    Одно из древнейших изображений, напоминающее план местности относится к III тыс. до н. э. — на серебряной вазе из Майкопского кургана показаны две реки, стекающие с залесенных гор и впадающие в озеро, а так же пасущиеся вокруг животные. На территории Греции найдены изображения долины реки с богатой растительностью, дикими животными и плывущей флотилией — им 3500 лет.

  • Слайд 3

    Как изображаются различные объекты местности изображают на планах и картах?

    Одни объекты имеют значительные размеры (озеро, лес…), другие объекты малы (колодец, мост…). Объекты, размеры которых значительны, отображают в масштабе данной карты с сохранением подобия контуров, для малых объектов такое отображение невозможно.

  • Слайд 4
  • Слайд 5

    Заполните таблицу

  • Слайд 6

    Проверь себя

  • Слайд 7

    Подпишите названия условных знаков

    1.__________________________

    2.__________________________

    3.__________________________

    4.__________________________

    5.__________________________

    6.__________________________

    7. _________________________

    8. _________________________

    9. _________________________

    10._________________________

    11.________________________

    12. ________________________

  • Слайд 8

    Замените в тексте слова топографическими знаками:

    Они шли по-прежнему молча, прячась в тени деревьев. Наконец, вышли к просеке. Если бы не Жердяй, Миша никогда не догадался бы, что это просека, настолько густо заросла она молодым кустарником. Они прошли еще версту. Лес перешел в редколесье. Чувствовались гнилые запахи болота. Перед ними была глубокая яма, на некотором отдалении виднелась другая, потом третья... (по А. Рыбакову. «Бронзовая птица».)

  • Слайд 9

    Придумай свои условные топографические знаки

    • Внимательно осмотри свой двор. Как много в нем различных предметов — это деревья, кустарники, детская песочница, сушилка для белья и многое другое.
    • Посмотри, какие предметы двора можно изобразить знакомыми тебе условными топографическими знаками. Подсказкой для тебя будут приведенные в географическом атласе 6-го класса условные знаки.
    • Посмотри, для каких предметов двора условных топографических знаков не существует. Придумай их сам.
    • Нарисуй в тетради и подпиши условные знаки предметов твоего двора.
    • Привлеки к этой работе друзей и родителей, так будет интереснее и веселее.
    • Придумай игры с условными географическими знаками. Например, опиши маршрут твоего движения по двору, используя топографические знаки.
Посмотреть все слайды

Конспект

Раздел «Антарктида»

Урок №1

Тема урока: История открытия и исследования Антарктиды

Цель:

создать условия для формирования у учащихся знаний о географическом положении и истории открытия материка, выдающихся исследователях и путешественниках, внесших вклад в изучение Антарктиды;

развивать аналитико-синтетические способности, умение слушать, обобщать, формулировать вопросы, выводы, работать с текстом учебника, картами атласа и кратко формулировать полученные сведения для записи в таблицу («сворачивать информацию»), работать в заданном темпе;

воспитывать чувство прекрасного через восприятие красоты природных ландшафтов Антарктиды, осуществлять патриотическое воспитание, через изучение достижений Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева, формировать интерес к предмету.

Тип урока (по ведущей дидактической цели): урок новых знаний

Оборудование: презентация Microsoft Power Point по теме урока и оборудование для ее демонстрации (персональный компьютер с колонками и мультимедиапроектор).

Ход урока:

Этап урока, метод, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организацион-ный момент

1-2 минуты

2. Изучение нового материала

30 минут

Фронтальная беседа, организация работы с картами атласа, при необходимости с планом характеристики ФГП в учебнике.

Рассказ учителя

3. Закрепление изученного материала

5 – 7 минут

4. Домашнее задание

1-2 минуты

[слайд №2]

Приветствие учащихся.

Проверка организации рабочих мест.

Учитель представляет новый материк.

Сегодня мы с вами начинаем изучать последний из южных материков – Антарктиду. Давайте начнем знакомство с этим удивительным континентом.

Демонстрация слайдов №№ 4 - 12, на фоне которых учитель зачитывает (рассказывает наизусть) слова исследователя Антарктиды Ричарда Берда в музыкальном сопровождении:

«На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловеща и прекрасна, она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит в ледяных переливах гало Луны и Солнца, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотыми и зелеными тонами пастели … Такова Антарктида – материк, по площади почти равный Южной Америке, внутренние области которого нам известны фактически меньше, чем освещенная сторона Луны».

[слайд №13]

Учитель задает вопросы классу:

Сравните два понятия – Арктика и Антарктика, в чем их сходство и отличие?

Дайте описание ФГП материка по плану (см. учебник стр. 311, в том случае, если учащиеся затрудняются)

Определите особенности ФГП материка по сравнению с другими материками

Определите расстояние от Антарктиды до других материков – к какому Антарктида расположена ближе всего?

Пользуясь картой атласа на стр. 18 определите, какие острова, полуострова, моря, горы есть в Антарктиде?

[слайд №14]

Антарктида – эта загадочная Южная Земля, которая была открыта людьми позднее всех материков. И великий подвиг этого открытия принадлежит нашим с вами соотечественникам Фадей Фаддевичу Беллинсгаузену и Михаилу Петровичу Лазареву. Но не только эти люди помогли человечеству познакомится с особенностями этого удивительного снежного купола на вершине Земли. [слайд №15]

Чтобы записать все данные, давайте вычертим таблицу.

Исследователь, путешественник

Дата

Открытия и достижения

Найдите в тексте учебника на стр. 193, какой исследователь первым предположил о существовании неведомой Южной Земли и запишите сведения о нем в таблицу.

Проверяем, какую информацию Вы нашли.

А теперь послушаем сообщение о путешествии Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарева.

Заслушиваем сообщение заранее подготовленного учащегося (примерный текст сообщения см. в приложении №1).

[демонстрация слайдов №№16-17]

Какие сведения мы запишем в таблицу?

В дальнейшем исследование материка продолжалось, изучите по тексту учебника, какие еще ученые и путешественники внесли вклад в изучение материка.

Проверяем, какую информацию Вы нашли.

История открытия Южного полюса, пожалуй, самая драматическая страница истории исследования Антарктиды. Почему так считается, мы узнаем из сообщений учащихся.

Заслушиваем сообщение заранее подготовленных учащихся об открытии Южного полюса (примерный текст сообщения см. в приложении №2.). [демонстрация слайдов №№18-21]

Антарктиды хранит в себе очень много загадок. Найти ответы на которые стараются современные исследователи.

Рассказ учителя о современном этапе исследования Антарктиды.

[демонстрация слайдов №№22-30]

Организация игры «Ты – мне, я – тебе»

Объяснение правил, помощь в формулировке вопросов затрудняющимся учащимся.

Нанесите на контурную карту Антарктиды объекты, перечисленные на слайде [слайд №31]

На дом учащиеся получают дифференцированное домашнее задание

[слайд №32]

Обязательное: § 48

Дополнительное, выполняется по желанию, сообщения о Южном полюс, Полюсе относительной недоступности, Южном магнитном полюсе, полюсе холода, о животных Антарктиды.

[слайд №33] Спасибо за работу на уроке!!!

Приветствие учителя.

Организация рабочих мест.

Внимательно смотрят фрагмент презентации.

Отвечают на вопросы учителя.

Антарктика – анти – Арктика, полярная область на противоположной от Арктики – Южной стороне Земного шара.

Используя карты атласа, линейку и масштаб карты, учащиеся определяют, что Антарктида расположена ближе всего к Южной Америке.

Чертят таблицы в тетради.

Работают с текстом учебника, заполняют 1ую строку в таблице.

Роберт Кук,1773 – 1775, Впервые пересек Южный Полярный круг.

Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П.Лазарев, 1819 -1821, открытие побережья материка

В течение 7 минут работают с текстом учебника и заполняют таблицу.

Ч.Уилкс (США),1838-1842, открытие земли Улкса

Ж. Дюмон-Дервиль, 1839-1840 (Франция), открытие земли Адели

Д.Росс (Англия), 1841-1842, Открытие моря Росса, земли королевы Виктории

К. Борхгревинк (Норвегия), 1895, первая высадка на берег Антарктиды, первая зимовка.

Р.Амундсен, 14.12.1911, первое достижение Южного полюса

Р.Скотт, 18.01.1912, второе достижение Южного полюса

Учащиеся в течение 1 – 2 минут готовят вопросы по теме урока, а потом задают их друг другу по цепочке. Сначала озвучивается вопрос, а потом автор вопроса выбирает по своему усмотрению отвечающего. В случае затруднения отвечает любой ученик класса или автор вопроса.

Выполняют задание на контурной карте

Записывают домашнее задание в дневники.

Приложение №1

История открытия Антарктиды

В 1819 году после длительной и тщательной подготовки из Кронштадта отправилась в дальнее плавание южная полярная экспедиция в составе двух военных шлюпов - «Восток» и «Мирный». Первым командовал Фаддей Фаддееич Беллинсгаузен, вторым - Михаил Петрович Лазарев. Экипаж состоял из опытных и бывалых моряков. Морское министерство назначило начальником экспедиции Беллинсгаузена, имевшего за плечами большой опыт дальних морских плаваний.

Беллинсгаузен родился в Эстонии в 1779 г. Мальчику было 10 лет, когда его отдали учиться в Морской кадетский корпус. В 1803 - 1806 гг. молодой моряк участвовал в первом русском кругосветном плавании.

Командир шлюпа «Мирный» - Лазарев - родился во Владимирской губернии. Он также поступил в Морской кадетский корпус. Участвовал в войне со Швецией. После окончания войны его назначили командиром корабля «Суворов», посланного в русскую Америку.

16 июля 1819 г. корабли «Восток» и «Мирный», снялись с якоря и под салют артиллерийских орудий покинули родиной Кронштадт. Перед экспедицией поставили задачу: как можно дальше проникнуть на юг, чтобы окончательно решить вопрос о существовании Южного материка. В крупном английском порту корабли были вынуждены стоять около месяца, чтобы пополнить запасы провианта и мореходных инструментов. В начале осени, при попутном ветре корабли взяли курс через Атлантический океан к берегам Бразилии. С первых дней плавания велись научные наблюдения. Через 21 плавания шлюпы подошли к острову Танариф. Дальнейшее плавание проходило в зоне постоянных пассатов при безоблачном небе. Ход парусных судов значительно ускорился. Достигнув 10о с.ш., корабли вошли в зону затишья, связанную с экваториальным климатическим поясом. Корабли перешли экватор и при попутном ветре достигли берегов Бразилии и стали на якорь в красивой и удобной бухте, на берегах которой раскинулся Рио-де-Жанейро. Здесь Беллинсгаузен был потрясен работорговлей. Запасшись провизией и пресной водой корабли покинули город, взяв курс на юг.

ВВВ умеренном поясе южной части Атлантического океана стала чувствоваться прохлада. Чем дальше на юг, тем больше стали встречаться птицы, особенно буревестники. Большими стадами проплывали киты. В конце декабря корабли подошли к островам Южная Георгия, которые открыл Джеймс Кук. Корабли, медленно лавируя среди плавучих льдов, двигались вперед.

Затем экспедиция встретила первый плавучий ледяной остров - айсберг. На островах Завадского (названы в честь участника экспедиции) взяли на борт пингвинов, развлекавших в пути экипаж. Кораблям постоянно грозила опасность сесть на мель. Несмотря на грозившие опасности, корабли пересекли Южный полярный круг и 28 января 1820 г. в туманной дымке пасмурного дня увидели кромку материкового льда. В феврале 1820 г. шлюпы вышли в Индийский океан. Пытаясь пробиться к югу с этой стороны, они еще два раза подходили к берегам Антарктиды, но тяжелые ледовые условия вынуждали суда вновь отходить к северу и двигаться на восток вдоль кромки льдов.

Долго плавая по Тихому океану, 29 января 1821 г., в 11 часов дня Беллинсгаузен, наконец, записал в бортовом журнале, что команда увидела берег, названный в честь Александра I. Так свершилось величайшее открытие XIX в. 5 августа 1821 г. корабли вернулись в Кронштадт и бросили якорь в том же месте, откуда отправились в плавание 2 года назад. Они пробыли в экспедиции 751 день и прошли расстояние в 2 раза больше длины экватора. Кроме Антарктиды экспедиция открыла 29 островов и один коралловый риф.

Приложение №2

История открытия Южного полюса

Северный полюс – математически рассчитанную точку – человечество пыталось покорить около 100 лет: американцы Пири и Кук шли туда на собачьих упряжках, швед Август Андре летел туда на воздушном шаре и погиб не дойдя 800 км до северного полюса, сборная экспедиция из норвежцев, шведов, американцев под руководством итальянца Умберто Нобиле пролетела над северным полюсом на дирижабле, рядом с северным полюсом прошла первая дрейфующая полярная станция Ивана Дмитриевича Папанина… Эта неопределенность породила очень много споров и скандалов. И только в апреле 1948 г. Советская высокоширотная экспедиция «Север», проводя цикл разнообразных измерений в Центральной Арктике, получила глубину океана в точке полюса, равную 4033 м.

Но вернемся к южному полюсу. Ответ на вопрос: кто достиг полюса первым, прозвучал здесь почти мгновенно. В октябре 1911 г. почти одновременно двинулись 2 экспедиции: английская и норвежская. Познакомься поближе с этими экспедициями.

В качестве основного транспортного средства англичане выбрали низкорослых маньчжурских лошадок, также у них были собаки, и даже моторные сани – новинка для того времени. До Южного полюса было 800 миль пути по страшным, разбитым бездонными трещинами, ледникам, на это маршруте (+ 800 обратно!) их ждали сорокоградусные морозы даже в разгар антарктического лета, свирепая пурга с полной потерей видимости, всевозможные лишения, травмы, обморожения, гибель всех лошадей, поломка мотонарт… когда до цели оставалось 150 миль, повернули назад последние участки группы сопровождения, и 5 англичан тащили нарты на себе последние десятки миль до южного полюса.

17 января 1912 г. Скотт и его товарищи пришли в математическую точку южного полюса. Здесь они увидели остатки чужого лагеря, следы нарт, собачьих лап и флаг Норвегии…

Они тронулись в обратный путь от склада с продуктами до склада. Люди быстро теряли силы, неожиданно умер самый молодой из них – Эдгар Эванс. Другой – Лоуренс Отс - отморозил ноги и руки, и чтобы не быть обузой для других, покинул палатку, добровольно уйдя на смерть… Трое оставшихся надолго застряли во льдах из-за метелей. До ближайшего склада, где их ждала пища и тепло, они не дошли всего 11 миль, всего 11 из 1600, который они почти полностью прошли в оба конца! Рядом с телом Скотта лежала сумка с дневниками и прощальными письмами. Тут же были и 35 фунтов геологических образцов, собранных на скалах Антарктики. 5 погибшим воздвигнут памятник на побережье Антарктиды со словами «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»

Начальник Норвежской экспедиции Руал Амундсен не имел первоначально планов покорять Южный полюс, наоборот, он собирался достичь Северного полюса, и уже вышел в экспедицию, когда поступили сведения, что Кук и Пири достигли северного полюса (что оказалось ложью!). Норвежец, желая поддержать свой полярный престиж мгновенно переменил планы и отправился на юг. Он бросил Скотту открытый вызов: «Кто кого?»

Норвежцы сделали основную ставку на собак – 52 отборные лайки тянули 4 нарт. Когда собаки выбивались из сил, их съедали и люди и собаки… Амундсен очень удачно выбрал место старта на 100 миль ближе к полюсу. На их пути не было страшных холодов и затяжных метелей. Экспедиция точно следовала графику и уложилась в пределы короткого полярного лета. Амундсен был прекрасным организатором! И опередив экспедицию Скотта, 14 декабря 1911 года Руал Амундсен достиг южного полюса.

История с покорением полюса приобрела мощный общественный резонанс, поступок Амундсена с моральной точки зрения оценивался не только в Великобритании, но и в Норвегии. Да и сам Амундсен не простил себя, иначе, почему этот гордый и самолюбивый человек в последующие годы оправдывался пред миром? Ему принадлежат такие слова: «Я пожертвовал бы славой, решительно всем, чтобы вернуть его к жизни. Мой триумф омрачен мыслью о его трагедии. Она преследует меня!»

Амундсен погиб в 1928 г. где-то в Баренцевом море, спасая экспедицию, отправившуюся к северному полюсу …

Урок №2

Тема урока: Природа Антарктиды

Цель:

создать условия для формирования у учащихся знаний об особенностях природы Антарктиды (ледниковый покров, подледный рельеф, климат и определяющие его факторы);

развивать аналитико-синтетические способности, умение слушать, обобщать, формулировать вопросы, выводы, анализировать карты атласа и отражать полученную информацию на контурных картах, работать в заданном темпе, использовать полученные знания в нестандартных ситуациях;

воспитывать чувство прекрасного через восприятие красоты природных ландшафтов Антарктиды, формировать интерес к предмету.

Тип урока (по ведущей дидактической цели): комбинированный урок

Оборудование: презентация Microsoft Power Point по теме урока и оборудование для ее демонстрации, трафареты «Антарктида» или контурные карты Антарктиды.

Ход урока:

Этап урока, метод, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организацион-ный момент

1-2 минуты

2. Проверка ЗУН

Индивидуальный опрос учащихся по заданиям на слайдах презентации. 10 - 12 минут

3. Изучение нового материала

25 - 27 минут

Рассказ с элементами беседы

Поэтапное закрепление

Поэтапное закрепление

[слайд №34]

Приветствие учащихся.

Проверка организации рабочих мест.

Учитель представляет новый материк.

Рассмотрите внимательно людей изображенных на фотографии, постарайтесь представить, как они жили, какой мир окружал их, о чем они думали, мечтали. А главное, какое отношение они имеют к тому материку, который мы изучаем?

[слайд №35 - 37]

Учитель комментирует и дополняет при необходимости ответы учащихся.

Выставляет оценки.

Эти и многие другие исследователи посвятили свою жизнь исследованию природы Антарктиды, благодаря стараниям этих людей, их долгому и кропотливому труду, мы знаем ответы на многие вопросы, которые еще 40 - 50 лет назад казались научной фантастикой. Сегодня и мы с Вами попробуем отгадать некоторые загадки Антарктиды, но для этого нам нужно вооружить знаниями.

Учащиеся записывают тему урока.

[слайд №38]

Как Вы думаете, что отличает Антарктиду от любого другого материка?

[слайд №39]

Уникальной особенностью природы Антарктиды является ледяной покров, который полностью покрывает материк.

Организация обсуждения прочитанного, сообщение дополнительной информации.

[слайд №40]

Что будет, если льды Антарктиды растают?

Выслушивает предположения учащихся и организует при необходимости их обсуждение.

В результате, учащиеся должны придти к выводу, что повысится уровень Мирового океана (на 60 метров) и обнажится подледный рельеф Антарктиды, который, впрочем, скроется под водами океана.

Рассказ учителя о подледном рельефе Антарктиды.

[демонстрация слайдов №№43 - 46]

Организация беседы о влияние рельефа на ледниковый покров, связи рельефа и тектоники территории по вопросам, представленным на слайде.

[слайд №47]

Какой следующий компонент природы мы рассматриваем после рельефа?

Характеристику климата Антарктиды, вы должны будете выполнить на контурных картах по ходу моего рассказа.

Какие вы знаете компоненты климата, которые должны быть обязательно указаны в его характеристике?

[слайд №48]

Приготовьте контур Антарктиды в своих тетрадях.

Учитель рассказывает о климате Антарктиды с использованием иллюстративных материалов

[демонстрация слайдов №№49-51]

Организация обсуждения выполнения задания с демонстрацией примерной схемы на слайде.

[слайд №52]

На дом учащиеся получают дифференцированное домашнее задание

[слайд №53]

Обязательное: с. 195 - 198

Дополнительное, выполняется по заданию учителя сообщения о животных Антарктиды. Важно обратить внимание учащихся на то, что сообщение должно быть кратким (3 - 2 минуты), емким, содержать самую основную и интересую информацию о животном. Слабым учащимся можно дать готовые сообщения.

Спасибо за работу на уроке!!!

Приветствие учителя.

Организация рабочих мест.

Учащиеся определяют, какие исследователи изображены на фотографиях и рассказывают об их вкладе в исследование Антарктиды.

Высказывают свои варианты, организуется их обсуждение.

Учащиеся, используя текст учебника, знакомятся с особенностями ледникового покрова Антарктиды.

Высказывают свои предположения, организуется их обсуждение.

Климат территории.

Средняя температура июля, января, количество осадков, преобладающие ветры, распределение этих компонентов по территории.

Обводят контур Антарктиды

Выполняют задание на контурной карте Антарктиды.

Характеризуют компоненты климата, корректируют свои записи на контурной карте.

Записывают домашнее задание в дневники.

Урок №3

Тема урока: Органический мир Антарктиды

Цель:

создать условия для формирования у учащихся знаний об особенностях животного и растительного мира Антарктиды и факторах, определяющие его структуру;

развивать умение слушать докладчика, развивать навыки монологической речи через представление сообщений, развивать умение применять знания в нестандартных ситуациях, развивать аналитико-синтетические способности через написание синквейнов;

осуществлять экологическое воспитание через осознание уязвимости природного мира Антарктиды, его неповторимости и уникальности.

Тип урока (по ведущей дидактической цели): комбинированный урок

Оборудование: презентация Microsoft Power Point по теме урока и оборудование для ее демонстрации.

Ход урока:

Этап урока, метод, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организацион-ный момент

1-2 минуты

2. Проверка ЗУН

Индивидуальный или фронтальный учащихся по заданиям на слайдах презентации.

10 - 12 минут

3. Изучение нового материала

25 - 27 минут

Постановка проблемного вопроса

Рассказ с элементами беседы

3. Закрепление изученного материала

5 – 7 минут

4. Домашнее задание

1-2 минуты

[слайд №34]

Приветствие учащихся.

Проверка организации рабочих мест.

По желанию учителя, проверку домашнего задания можно провести на этом уроке по-разному: либо в форме индивидуального опроса по вопросам представленным на слайдах, тогда отгадывание ребусов пройдет как мотивация учащихся на работу на уроке, либо в виде фронтальной работы с учениками, при этом активность каждого ученика поощряется жетонами, а в конце урока по количеству набранных баллов ученики получают оценки.

Для создания положительного эмоционального настроя учащимся предлагается отгадать ребусы.

[слайд №56 - 58]

Организация индивидуального или фронтального опроса по вопросам на слайдах.

[слайд №59 - вопросы обязательного уровня,

сайд №60 - вопросы повышенного уровня сложности]

Учитель комментирует и дополняет при необходимости ответы учащихся.

В последнем ребусе было зашифровано животное, которое, по мнению многих людей плохо знакомых с Антарктидой, составляет основное население материка. Это, конечно же это пингвин. Но, несмотря на суровые условия жизни на самой южной земле, органический мир здесь своеобразен и даже разнообразен и таит еще немало загадок для ученых.

Учащиеся записывают тему урока. [слайд №62]

Основой существования животных являются растения, т.к. ими питаются травоядные, а травоядными - хищники.

Как Вы думаете, где в Антарктиде произрастет такое количество растений, которое может прокормить такое [слайд №63] количество животных?

Конечно же, такое количество растений не может произрастать на суше, т.к. там нет подходящих для этого климатических условий, почв. Поэтому все животные, обитающие в Антарктиде - это морские животные, так или иначе связанные с океаном. Например, мелкие планктонные водоросли являются кормом планктонных рачков и для растительноядных рыб, их поедают хищные, а хищных и растительноядных рыб поедают крачки, пингвины [слайд №64]. А на огромных внутренних территориях материка располагается антарктическая пустыня.

Но это не значит, что в Антарктиде Вы не найдете ни одного растения. Они растут в оазисах, что такое антарктический оазис [слайд №65] Вы прочтете самостоятельно на стр. 198 - 199 учебника. Запишите это понятие и его определение в тетрадь.

Организация проверки записи в тетрадях. [слайд №66]

А теперь давайте познакомимся с животными Антарктиды. Вы приготовили сообщения о животных и 2 - 3 вопроса по тексту своего сообщения. Сейчас каждый выступит со своим сообщением. В это время класс записывает название животного, о котором идет речь, и готовится отвечать на вопросы докладчика.

Пингвины [слайд №67 - 75]

Арктическая крачка [слайд №76]

Поморник [слайд №77]

Странствующий альбатрос [слайд №78] - просмотр видеофрагмента

Морской слон [слайд №79 - 81]

Морской леопард [слайд №82]

Южный морской котик [слайд №83]

Синий кит [слайд №84]

Кашалот [слайд№85-86] - просмотр видеофрагмента

Сейвал [слайд №87]

Касатка [слайд №88 -90]

В Антарктиде находится очень небольшое количество людей, немного туда приезжает и туристов, поэтому казалось бы отрицательное влияние со стороны человек на природу материка незначительно. Но это не так. В результате особенностей циркуляции атмосферы над Антарктидой образовалась крупнейшая озоновая дыра, которая губительно влияет на животных Антарктиды, из-за УФ-излучения. [слайд №91].

Теперь Вы знаете о самом южном материке Земли достаточно много, поэтому я предлагаю Вам написать синквейн об Антарктиде. Мы уже выполняли такую работу, но для тех, кто забыл, правила написания синквейна на слайде [слайд №92].

Если на уроке остается достаточно времени, то можно заслушать синквейны учащихся, другой вариант - собрать тетради и учитель зачитает на следующем уроке лучшие работы. Если времени совсем не осталось, можно дать это задание на дом.

Подводит итоги урока, выставляет оценки по количеству набранных жетонов (если этот прием работы был использован).

Домашнее задание: стр. 198 - 200, задания рубрики «Проверь себя!» стр. 201

Спасибо за работу на уроке!!!

Приветствие учителя.

Организация рабочих мест.

Отгадывают ребусы

Отвечают на вопросы, предложенные для обсуждения.

Высказывают свои предположения, организуется их обсуждение.

Записывают это понятие в тетради

Работают с текстом учебника, записывают определение.

Выступают с докладами о животных Антарктиды, делают записи в тетради, отвечают на вопросы докладчиков.

Составляют синквейны.

Записывают домашнее задание

Литература:

Атлас: География материков и океанов: 7 класс (с комплектом контурных карт), Роскартография, Омская картографическая фабрика, 2009. – 56 с.

География: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ И.И.Баринова, В.А. Горбанев, И.В.Душина и др. – 2-ое изд. – М.: Дрофа, 1999. – 560 с.

География занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6 – 8 классах/ Сост. Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005. – 155 с.

География: Наш дом – Земля: Материки, океаны, народы и страны. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. Заведений/ И.В.Душина, В.А.Коринская, В.А.Щенев. – 2-ое изд. – М.: Дрофа, 1998. – 416 с.

География: справочные материалы: Кн. для учащихся сред. и ст. возраста/ А.М. Берлянт, В.П.Дронов, И.В. Душина и др. Под ред. В.П. Максаковского. – М.: Просвещение, 1989. – 400 с.

Коринская В. А. Самостоятельные работы учащихся по географии материков: Книга для учителя. – М.: Просфещение, 1983. – 128 с.

Коринаская В.А, Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. 7 кл.: Учеб. для общеобраоват. учеб. заведений. – 8-ое изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 320с.

Крылова О.В. Уроки географии: 7 кл.: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990. – 240с.

Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. – М.: «ВАКО», 2006. – 288 с. – (В помощь школьному учителю).

Энциклопедия для детей: Т.3 (География). – Сост. С.Т. Исмаилова. – М.: Аванта+, 1994. – 640 с.

Я иду на урок географии: Физическая география материков и океанов: Книга для учителя. – М.: изд-во «Первое сентября», 2000. – 272 с.

�PAGE � �PAGE �3�

Раздел «Антарктида»

Урок №1

Тема урока: История открытия и исследования Антарктиды

Цель:

создать условия для формирования у учащихся знаний о географическом положении и истории открытия материка, выдающихся исследователях и путешественниках, внесших вклад в изучение Антарктиды;

развивать аналитико-синтетические способности, умение слушать, обобщать, формулировать вопросы, выводы, работать с текстом учебника, картами атласа и кратко формулировать полученные сведения для записи в таблицу («сворачивать информацию»), работать в заданном темпе;

воспитывать чувство прекрасного через восприятие красоты природных ландшафтов Антарктиды, осуществлять патриотическое воспитание, через изучение достижений Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева, формировать интерес к предмету.

Тип урока (по ведущей дидактической цели): урок новых знаний

Оборудование: презентация Microsoft Power Point по теме урока и оборудование для ее демонстрации (персональный компьютер с колонками и мультимедиапроектор).

Ход урока:

Этап урока, метод, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организацион-ный момент

1-2 минуты

2. Изучение нового материала

30 минут

Фронтальная беседа, организация работы с картами атласа, при необходимости с планом характеристики ФГП в учебнике.

Рассказ учителя

3. Закрепление изученного материала

5 – 7 минут

4. Домашнее задание

1-2 минуты

[слайд №2]

Приветствие учащихся.

Проверка организации рабочих мест.

Учитель представляет новый материк.

Сегодня мы с вами начинаем изучать последний из южных материков – Антарктиду. Давайте начнем знакомство с этим удивительным континентом.

Демонстрация слайдов №№ 4 - 12, на фоне которых учитель зачитывает (рассказывает наизусть) слова исследователя Антарктиды Ричарда Берда в музыкальном сопровождении:

«На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловеща и прекрасна, она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит в ледяных переливах гало Луны и Солнца, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотыми и зелеными тонами пастели … Такова Антарктида – материк, по площади почти равный Южной Америке, внутренние области которого нам известны фактически меньше, чем освещенная сторона Луны».

[слайд №13]

Учитель задает вопросы классу:

Сравните два понятия – Арктика и Антарктика, в чем их сходство и отличие?

Дайте описание ФГП материка по плану (см. учебник стр. 311, в том случае, если учащиеся затрудняются)

Определите особенности ФГП материка по сравнению с другими материками

Определите расстояние от Антарктиды до других материков – к какому Антарктида расположена ближе всего?

Пользуясь картой атласа на стр. 18 определите, какие острова, полуострова, моря, горы есть в Антарктиде?

[слайд №14]

Антарктида – эта загадочная Южная Земля, которая была открыта людьми позднее всех материков. И великий подвиг этого открытия принадлежит нашим с вами соотечественникам Фадей Фаддевичу Беллинсгаузену и Михаилу Петровичу Лазареву. Но не только эти люди помогли человечеству познакомится с особенностями этого удивительного снежного купола на вершине Земли. [слайд №15]

Чтобы записать все данные, давайте вычертим таблицу.

Исследователь, путешественник

Дата

Открытия и достижения

Найдите в тексте учебника на стр. 193, какой исследователь первым предположил о существовании неведомой Южной Земли и запишите сведения о нем в таблицу.

Проверяем, какую информацию Вы нашли.

А теперь послушаем сообщение о путешествии Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарева.

Заслушиваем сообщение заранее подготовленного учащегося (примерный текст сообщения см. в приложении №1).

[демонстрация слайдов №№16-17]

Какие сведения мы запишем в таблицу?

В дальнейшем исследование материка продолжалось, изучите по тексту учебника, какие еще ученые и путешественники внесли вклад в изучение материка.

Проверяем, какую информацию Вы нашли.

История открытия Южного полюса, пожалуй, самая драматическая страница истории исследования Антарктиды. Почему так считается, мы узнаем из сообщений учащихся.

Заслушиваем сообщение заранее подготовленных учащихся об открытии Южного полюса (примерный текст сообщения см. в приложении №2.). [демонстрация слайдов №№18-21]

Антарктиды хранит в себе очень много загадок. Найти ответы на которые стараются современные исследователи.

Рассказ учителя о современном этапе исследования Антарктиды.

[демонстрация слайдов №№22-30]

Организация игры «Ты – мне, я – тебе»

Объяснение правил, помощь в формулировке вопросов затрудняющимся учащимся.

Нанесите на контурную карту Антарктиды объекты, перечисленные на слайде [слайд №31]

На дом учащиеся получают дифференцированное домашнее задание

[слайд №32]

Обязательное: § 48

Дополнительное, выполняется по желанию, сообщения о Южном полюс, Полюсе относительной недоступности, Южном магнитном полюсе, полюсе холода, о животных Антарктиды.

[слайд №33] Спасибо за работу на уроке!!!

Приветствие учителя.

Организация рабочих мест.

Внимательно смотрят фрагмент презентации.

Отвечают на вопросы учителя.

Антарктика – анти – Арктика, полярная область на противоположной от Арктики – Южной стороне Земного шара.

Используя карты атласа, линейку и масштаб карты, учащиеся определяют, что Антарктида расположена ближе всего к Южной Америке.

Чертят таблицы в тетради.

Работают с текстом учебника, заполняют 1ую строку в таблице.

Роберт Кук,1773 – 1775, Впервые пересек Южный Полярный круг.

Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П.Лазарев, 1819 -1821, открытие побережья материка

В течение 7 минут работают с текстом учебника и заполняют таблицу.

Ч.Уилкс (США),1838-1842, открытие земли Улкса

Ж. Дюмон-Дервиль, 1839-1840 (Франция), открытие земли Адели

Д.Росс (Англия), 1841-1842, Открытие моря Росса, земли королевы Виктории

К. Борхгревинк (Норвегия), 1895, первая высадка на берег Антарктиды, первая зимовка.

Р.Амундсен, 14.12.1911, первое достижение Южного полюса

Р.Скотт, 18.01.1912, второе достижение Южного полюса

Учащиеся в течение 1 – 2 минут готовят вопросы по теме урока, а потом задают их друг другу по цепочке. Сначала озвучивается вопрос, а потом автор вопроса выбирает по своему усмотрению отвечающего. В случае затруднения отвечает любой ученик класса или автор вопроса.

Выполняют задание на контурной карте

Записывают домашнее задание в дневники.

Приложение №1

История открытия Антарктиды

В 1819 году после длительной и тщательной подготовки из Кронштадта отправилась в дальнее плавание южная полярная экспедиция в составе двух военных шлюпов - «Восток» и «Мирный». Первым командовал Фаддей Фаддееич Беллинсгаузен, вторым - Михаил Петрович Лазарев. Экипаж состоял из опытных и бывалых моряков. Морское министерство назначило начальником экспедиции Беллинсгаузена, имевшего за плечами большой опыт дальних морских плаваний.

Беллинсгаузен родился в Эстонии в 1779 г. Мальчику было 10 лет, когда его отдали учиться в Морской кадетский корпус. В 1803 - 1806 гг. молодой моряк участвовал в первом русском кругосветном плавании.

Командир шлюпа «Мирный» - Лазарев - родился во Владимирской губернии. Он также поступил в Морской кадетский корпус. Участвовал в войне со Швецией. После окончания войны его назначили командиром корабля «Суворов», посланного в русскую Америку.

16 июля 1819 г. корабли «Восток» и «Мирный», снялись с якоря и под салют артиллерийских орудий покинули родиной Кронштадт. Перед экспедицией поставили задачу: как можно дальше проникнуть на юг, чтобы окончательно решить вопрос о существовании Южного материка. В крупном английском порту корабли были вынуждены стоять около месяца, чтобы пополнить запасы провианта и мореходных инструментов. В начале осени, при попутном ветре корабли взяли курс через Атлантический океан к берегам Бразилии. С первых дней плавания велись научные наблюдения. Через 21 плавания шлюпы подошли к острову Танариф. Дальнейшее плавание проходило в зоне постоянных пассатов при безоблачном небе. Ход парусных судов значительно ускорился. Достигнув 10о с.ш., корабли вошли в зону затишья, связанную с экваториальным климатическим поясом. Корабли перешли экватор и при попутном ветре достигли берегов Бразилии и стали на якорь в красивой и удобной бухте, на берегах которой раскинулся Рио-де-Жанейро. Здесь Беллинсгаузен был потрясен работорговлей. Запасшись провизией и пресной водой корабли покинули город, взяв курс на юг.

ВВВ умеренном поясе южной части Атлантического океана стала чувствоваться прохлада. Чем дальше на юг, тем больше стали встречаться птицы, особенно буревестники. Большими стадами проплывали киты. В конце декабря корабли подошли к островам Южная Георгия, которые открыл Джеймс Кук. Корабли, медленно лавируя среди плавучих льдов, двигались вперед.

Затем экспедиция встретила первый плавучий ледяной остров - айсберг. На островах Завадского (названы в честь участника экспедиции) взяли на борт пингвинов, развлекавших в пути экипаж. Кораблям постоянно грозила опасность сесть на мель. Несмотря на грозившие опасности, корабли пересекли Южный полярный круг и 28 января 1820 г. в туманной дымке пасмурного дня увидели кромку материкового льда. В феврале 1820 г. шлюпы вышли в Индийский океан. Пытаясь пробиться к югу с этой стороны, они еще два раза подходили к берегам Антарктиды, но тяжелые ледовые условия вынуждали суда вновь отходить к северу и двигаться на восток вдоль кромки льдов.

Долго плавая по Тихому океану, 29 января 1821 г., в 11 часов дня Беллинсгаузен, наконец, записал в бортовом журнале, что команда увидела берег, названный в честь Александра I. Так свершилось величайшее открытие XIX в. 5 августа 1821 г. корабли вернулись в Кронштадт и бросили якорь в том же месте, откуда отправились в плавание 2 года назад. Они пробыли в экспедиции 751 день и прошли расстояние в 2 раза больше длины экватора. Кроме Антарктиды экспедиция открыла 29 островов и один коралловый риф.

Приложение №2

История открытия Южного полюса

Северный полюс – математически рассчитанную точку – человечество пыталось покорить около 100 лет: американцы Пири и Кук шли туда на собачьих упряжках, швед Август Андре летел туда на воздушном шаре и погиб не дойдя 800 км до северного полюса, сборная экспедиция из норвежцев, шведов, американцев под руководством итальянца Умберто Нобиле пролетела над северным полюсом на дирижабле, рядом с северным полюсом прошла первая дрейфующая полярная станция Ивана Дмитриевича Папанина… Эта неопределенность породила очень много споров и скандалов. И только в апреле 1948 г. Советская высокоширотная экспедиция «Север», проводя цикл разнообразных измерений в Центральной Арктике, получила глубину океана в точке полюса, равную 4033 м.

Но вернемся к южному полюсу. Ответ на вопрос: кто достиг полюса первым, прозвучал здесь почти мгновенно. В октябре 1911 г. почти одновременно двинулись 2 экспедиции: английская и норвежская. Познакомься поближе с этими экспедициями.

В качестве основного транспортного средства англичане выбрали низкорослых маньчжурских лошадок, также у них были собаки, и даже моторные сани – новинка для того времени. До Южного полюса было 800 миль пути по страшным, разбитым бездонными трещинами, ледникам, на это маршруте (+ 800 обратно!) их ждали сорокоградусные морозы даже в разгар антарктического лета, свирепая пурга с полной потерей видимости, всевозможные лишения, травмы, обморожения, гибель всех лошадей, поломка мотонарт… когда до цели оставалось 150 миль, повернули назад последние участки группы сопровождения, и 5 англичан тащили нарты на себе последние десятки миль до южного полюса.

17 января 1912 г. Скотт и его товарищи пришли в математическую точку южного полюса. Здесь они увидели остатки чужого лагеря, следы нарт, собачьих лап и флаг Норвегии…

Они тронулись в обратный путь от склада с продуктами до склада. Люди быстро теряли силы, неожиданно умер самый молодой из них – Эдгар Эванс. Другой – Лоуренс Отс - отморозил ноги и руки, и чтобы не быть обузой для других, покинул палатку, добровольно уйдя на смерть… Трое оставшихся надолго застряли во льдах из-за метелей. До ближайшего склада, где их ждала пища и тепло, они не дошли всего 11 миль, всего 11 из 1600, который они почти полностью прошли в оба конца! Рядом с телом Скотта лежала сумка с дневниками и прощальными письмами. Тут же были и 35 фунтов геологических образцов, собранных на скалах Антарктики. 5 погибшим воздвигнут памятник на побережье Антарктиды со словами «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»

Начальник Норвежской экспедиции Руал Амундсен не имел первоначально планов покорять Южный полюс, наоборот, он собирался достичь Северного полюса, и уже вышел в экспедицию, когда поступили сведения, что Кук и Пири достигли северного полюса (что оказалось ложью!). Норвежец, желая поддержать свой полярный престиж мгновенно переменил планы и отправился на юг. Он бросил Скотту открытый вызов: «Кто кого?»

Норвежцы сделали основную ставку на собак – 52 отборные лайки тянули 4 нарт. Когда собаки выбивались из сил, их съедали и люди и собаки… Амундсен очень удачно выбрал место старта на 100 миль ближе к полюсу. На их пути не было страшных холодов и затяжных метелей. Экспедиция точно следовала графику и уложилась в пределы короткого полярного лета. Амундсен был прекрасным организатором! И опередив экспедицию Скотта, 14 декабря 1911 года Руал Амундсен достиг южного полюса.

История с покорением полюса приобрела мощный общественный резонанс, поступок Амундсена с моральной точки зрения оценивался не только в Великобритании, но и в Норвегии. Да и сам Амундсен не простил себя, иначе, почему этот гордый и самолюбивый человек в последующие годы оправдывался пред миром? Ему принадлежат такие слова: «Я пожертвовал бы славой, решительно всем, чтобы вернуть его к жизни. Мой триумф омрачен мыслью о его трагедии. Она преследует меня!»

Амундсен погиб в 1928 г. где-то в Баренцевом море, спасая экспедицию, отправившуюся к северному полюсу …

Урок №2

Тема урока: Природа Антарктиды

Цель:

создать условия для формирования у учащихся знаний об особенностях природы Антарктиды (ледниковый покров, подледный рельеф, климат и определяющие его факторы);

развивать аналитико-синтетические способности, умение слушать, обобщать, формулировать вопросы, выводы, анализировать карты атласа и отражать полученную информацию на контурных картах, работать в заданном темпе, использовать полученные знания в нестандартных ситуациях;

воспитывать чувство прекрасного через восприятие красоты природных ландшафтов Антарктиды, формировать интерес к предмету.

Тип урока (по ведущей дидактической цели): комбинированный урок

Оборудование: презентация Microsoft Power Point по теме урока и оборудование для ее демонстрации, трафареты «Антарктида» или контурные карты Антарктиды.

Ход урока:

Этап урока, метод, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организацион-ный момент

1-2 минуты

2. Проверка ЗУН

Индивидуальный опрос учащихся по заданиям на слайдах презентации. 10 - 12 минут

3. Изучение нового материала

25 - 27 минут

Рассказ с элементами беседы

Поэтапное закрепление

Поэтапное закрепление

[слайд №34]

Приветствие учащихся.

Проверка организации рабочих мест.

Учитель представляет новый материк.

Рассмотрите внимательно людей изображенных на фотографии, постарайтесь представить, как они жили, какой мир окружал их, о чем они думали, мечтали. А главное, какое отношение они имеют к тому материку, который мы изучаем?

[слайд №35 - 37]

Учитель комментирует и дополняет при необходимости ответы учащихся.

Выставляет оценки.

Эти и многие другие исследователи посвятили свою жизнь исследованию природы Антарктиды, благодаря стараниям этих людей, их долгому и кропотливому труду, мы знаем ответы на многие вопросы, которые еще 40 - 50 лет назад казались научной фантастикой. Сегодня и мы с Вами попробуем отгадать некоторые загадки Антарктиды, но для этого нам нужно вооружить знаниями.

Учащиеся записывают тему урока.

[слайд №38]

Как Вы думаете, что отличает Антарктиду от любого другого материка?

[слайд №39]

Уникальной особенностью природы Антарктиды является ледяной покров, который полностью покрывает материк.

Организация обсуждения прочитанного, сообщение дополнительной информации.

[слайд №40]

Что будет, если льды Антарктиды растают?

Выслушивает предположения учащихся и организует при необходимости их обсуждение.

В результате, учащиеся должны придти к выводу, что повысится уровень Мирового океана (на 60 метров) и обнажится подледный рельеф Антарктиды, который, впрочем, скроется под водами океана.

Рассказ учителя о подледном рельефе Антарктиды.

[демонстрация слайдов №№43 - 46]

Организация беседы о влияние рельефа на ледниковый покров, связи рельефа и тектоники территории по вопросам, представленным на слайде.

[слайд №47]

Какой следующий компонент природы мы рассматриваем после рельефа?

Характеристику климата Антарктиды, вы должны будете выполнить на контурных картах по ходу моего рассказа.

Какие вы знаете компоненты климата, которые должны быть обязательно указаны в его характеристике?

[слайд №48]

Приготовьте контур Антарктиды в своих тетрадях.

Учитель рассказывает о климате Антарктиды с использованием иллюстративных материалов

[демонстрация слайдов №№49-51]

Организация обсуждения выполнения задания с демонстрацией примерной схемы на слайде.

[слайд №52]

На дом учащиеся получают дифференцированное домашнее задание

[слайд №53]

Обязательное: с. 195 - 198

Дополнительное, выполняется по заданию учителя сообщения о животных Антарктиды. Важно обратить внимание учащихся на то, что сообщение должно быть кратким (3 - 2 минуты), емким, содержать самую основную и интересую информацию о животном. Слабым учащимся можно дать готовые сообщения.

Спасибо за работу на уроке!!!

Приветствие учителя.

Организация рабочих мест.

Учащиеся определяют, какие исследователи изображены на фотографиях и рассказывают об их вкладе в исследование Антарктиды.

Высказывают свои варианты, организуется их обсуждение.

Учащиеся, используя текст учебника, знакомятся с особенностями ледникового покрова Антарктиды.

Высказывают свои предположения, организуется их обсуждение.

Климат территории.

Средняя температура июля, января, количество осадков, преобладающие ветры, распределение этих компонентов по территории.

Обводят контур Антарктиды

Выполняют задание на контурной карте Антарктиды.

Характеризуют компоненты климата, корректируют свои записи на контурной карте.

Записывают домашнее задание в дневники.

Урок №3

Тема урока: Органический мир Антарктиды

Цель:

создать условия для формирования у учащихся знаний об особенностях животного и растительного мира Антарктиды и факторах, определяющие его структуру;

развивать умение слушать докладчика, развивать навыки монологической речи через представление сообщений, развивать умение применять знания в нестандартных ситуациях, развивать аналитико-синтетические способности через написание синквейнов;

осуществлять экологическое воспитание через осознание уязвимости природного мира Антарктиды, его неповторимости и уникальности.

Тип урока (по ведущей дидактической цели): комбинированный урок

Оборудование: презентация Microsoft Power Point по теме урока и оборудование для ее демонстрации.

Ход урока:

Этап урока, метод, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организацион-ный момент

1-2 минуты

2. Проверка ЗУН

Индивидуальный или фронтальный учащихся по заданиям на слайдах презентации.

10 - 12 минут

3. Изучение нового материала

25 - 27 минут

Постановка проблемного вопроса

Рассказ с элементами беседы

3. Закрепление изученного материала

5 – 7 минут

4. Домашнее задание

1-2 минуты

[слайд №34]

Приветствие учащихся.

Проверка организации рабочих мест.

По желанию учителя, проверку домашнего задания можно провести на этом уроке по-разному: либо в форме индивидуального опроса по вопросам представленным на слайдах, тогда отгадывание ребусов пройдет как мотивация учащихся на работу на уроке, либо в виде фронтальной работы с учениками, при этом активность каждого ученика поощряется жетонами, а в конце урока по количеству набранных баллов ученики получают оценки.

Для создания положительного эмоционального настроя учащимся предлагается отгадать ребусы.

[слайд №56 - 58]

Организация индивидуального или фронтального опроса по вопросам на слайдах.

[слайд №59 - вопросы обязательного уровня,

сайд №60 - вопросы повышенного уровня сложности]

Учитель комментирует и дополняет при необходимости ответы учащихся.

В последнем ребусе было зашифровано животное, которое, по мнению многих людей плохо знакомых с Антарктидой, составляет основное население материка. Это, конечно же это пингвин. Но, несмотря на суровые условия жизни на самой южной земле, органический мир здесь своеобразен и даже разнообразен и таит еще немало загадок для ученых.

Учащиеся записывают тему урока. [слайд №62]

Основой существования животных являются растения, т.к. ими питаются травоядные, а травоядными - хищники.

Как Вы думаете, где в Антарктиде произрастет такое количество растений, которое может прокормить такое [слайд №63] количество животных?

Конечно же, такое количество растений не может произрастать на суше, т.к. там нет подходящих для этого климатических условий, почв. Поэтому все животные, обитающие в Антарктиде - это морские животные, так или иначе связанные с океаном. Например, мелкие планктонные водоросли являются кормом планктонных рачков и для растительноядных рыб, их поедают хищные, а хищных и растительноядных рыб поедают крачки, пингвины [слайд №64]. А на огромных внутренних территориях материка располагается антарктическая пустыня.

Но это не значит, что в Антарктиде Вы не найдете ни одного растения. Они растут в оазисах, что такое антарктический оазис [слайд №65] Вы прочтете самостоятельно на стр. 198 - 199 учебника. Запишите это понятие и его определение в тетрадь.

Организация проверки записи в тетрадях. [слайд №66]

А теперь давайте познакомимся с животными Антарктиды. Вы приготовили сообщения о животных и 2 - 3 вопроса по тексту своего сообщения. Сейчас каждый выступит со своим сообщением. В это время класс записывает название животного, о котором идет речь, и готовится отвечать на вопросы докладчика.

Пингвины [слайд №67 - 75]

Арктическая крачка [слайд №76]

Поморник [слайд №77]

Странствующий альбатрос [слайд №78] - просмотр видеофрагмента

Морской слон [слайд №79 - 81]

Морской леопард [слайд №82]

Южный морской котик [слайд №83]

Синий кит [слайд №84]

Кашалот [слайд№85-86] - просмотр видеофрагмента

Сейвал [слайд №87]

Касатка [слайд №88 -90]

В Антарктиде находится очень небольшое количество людей, немного туда приезжает и туристов, поэтому казалось бы отрицательное влияние со стороны человек на природу материка незначительно. Но это не так. В результате особенностей циркуляции атмосферы над Антарктидой образовалась крупнейшая озоновая дыра, которая губительно влияет на животных Антарктиды, из-за УФ-излучения. [слайд №91].

Теперь Вы знаете о самом южном материке Земли достаточно много, поэтому я предлагаю Вам написать синквейн об Антарктиде. Мы уже выполняли такую работу, но для тех, кто забыл, правила написания синквейна на слайде [слайд №92].

Если на уроке остается достаточно времени, то можно заслушать синквейны учащихся, другой вариант - собрать тетради и учитель зачитает на следующем уроке лучшие работы. Если времени совсем не осталось, можно дать это задание на дом.

Подводит итоги урока, выставляет оценки по количеству набранных жетонов (если этот прием работы был использован).

Домашнее задание: стр. 198 - 200, задания рубрики «Проверь себя!» стр. 201

Спасибо за работу на уроке!!!

Приветствие учителя.

Организация рабочих мест.

Отгадывают ребусы

Отвечают на вопросы, предложенные для обсуждения.

Высказывают свои предположения, организуется их обсуждение.

Записывают это понятие в тетради

Работают с текстом учебника, записывают определение.

Выступают с докладами о животных Антарктиды, делают записи в тетради, отвечают на вопросы докладчиков.

Составляют синквейны.

Записывают домашнее задание

Литература:

Атлас: География материков и океанов: 7 класс (с комплектом контурных карт), Роскартография, Омская картографическая фабрика, 2009. – 56 с.

География: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ И.И.Баринова, В.А. Горбанев, И.В.Душина и др. – 2-ое изд. – М.: Дрофа, 1999. – 560 с.

География занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6 – 8 классах/ Сост. Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005. – 155 с.

География: Наш дом – Земля: Материки, океаны, народы и страны. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. Заведений/ И.В.Душина, В.А.Коринская, В.А.Щенев. – 2-ое изд. – М.: Дрофа, 1998. – 416 с.

География: справочные материалы: Кн. для учащихся сред. и ст. возраста/ А.М. Берлянт, В.П.Дронов, И.В. Душина и др. Под ред. В.П. Максаковского. – М.: Просвещение, 1989. – 400 с.

Коринская В. А. Самостоятельные работы учащихся по географии материков: Книга для учителя. – М.: Просфещение, 1983. – 128 с.

Коринаская В.А, Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. 7 кл.: Учеб. для общеобраоват. учеб. заведений. – 8-ое изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 320с.

Крылова О.В. Уроки географии: 7 кл.: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990. – 240с.

Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. – М.: «ВАКО», 2006. – 288 с. – (В помощь школьному учителю).

Энциклопедия для детей: Т.3 (География). – Сост. С.Т. Исмаилова. – М.: Аванта+, 1994. – 640 с.

Я иду на урок географии: Физическая география материков и океанов: Книга для учителя. – М.: изд-во «Первое сентября», 2000. – 272 с.

�PAGE � �PAGE �3�

Скачать конспект

Сообщить об ошибке