Содержание
-
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории. Автор: Нижегородцева О.Я., учитель истории МБОУ «Токурская СОШ».
-
«Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков и юношества от одной из самых больших бед – пустоты души и бездуховности…» В.А. Сухомлинский
-
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. «Не зная, для чего ему жизнь, человек скорее истребит себя, даже если кругом его всё будут хлеба... ибо тайна человеческого бытия не в том, чтобы только жить, а для чего жить»- писал Ф.М. Достоевский.
-
Необходимость подготовки широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Актуальность проблемы:
-
Учебный предмет "История России" обладает широкими возможностями для духовно-нравственного воспитания школьников. Его средствами решаются следующие задачи: формирование чувства ответственности за судьбу своей Родины; воспитание любви к своей малой родине, чувства гордости за своих земляков; привитие детям понимания и принятия общечеловеческих моральных ценностей; формирование у школьников собственной позиции к тем или иным историческим и политическим событиям.
-
Любое историческое явление можно рассматривать через призму нравственности. Любое событие поучительно, нужно только пробудить в учениках желание узнать о нем как можно больше и глубже, чтобы оно не прошло мимо их внимания. К примеру, в 9 классе на диспуте «Эх, хорошо в стране советской жить!». Учащиеся от имени Сталина, Кирова, рабочего, крестьянина, раскулаченного, ребенка рассказывают историю своей жизни. Технология рассмотрения исторических событий с позиции разных людей.
-
Технология «Имя в истории». Сущность этой технологии такова: обнаружить духовную связь своего имени с теми людьми, которые его носили в прошлые годы или в настоящее время. Очень интересна так же история названия городов, деревень, улиц. 11 класс в начале урока тема «ВОВ» вопрос – Почему с именем Сталина люди шли в бой и погибали? 7 класс - Вот как, например, может выглядеть задание ученику, которого зовут Александр: найти в истории страны 5 Александров, которые у него вызывают уважение. Выполнение этого задания носит познавательно-нравственное значение. Список подобного рода имен может быть дополнен именами людей, проживающих в поселке.
-
Ученики говорят, чувствуют, мыслят на языке тех, кто является героем или участником изучаемой эпохи. Диапазон её очень широк. Главное выполнить одно условие на уроке - создать атмосферу, изучаемого времени до мельчайших деталей. Технология переноса в изучаемую эпоху или событие. Назначение данной технологии связано с максимальным воспроизведением реалий изучаемого события, явления, человека и т.д. Ученики как бы переносятся из современности в те события, о которых идет речь на уроке.
-
Технология этнопедагогики. Ее суть выражается в том, что в народной педагогике нет четкого соответствия между знаниями с одной стороны и умениями, навыками с другой. Главное подключить к теме разговора детей с использованием традиций, обычаев и нравов. Целесообразно принять к сведению богатый набор народных притч, пословиц, загадок и песен. Например: Учащимся 6 класса предлагается задание: определите сферы, где русский народ применял березу.
-
Технология выхода на вечную тему. Данная технология строится на поиске вечной темы, затрагиваемой историей и её реальными лицами. Её суть в том, чтобы обсудить с учащимися вопрос: как жить, чтобы оставить о себе добрую память? Деятельность ряда личностей в истории можно рассмотреть через призму этого вопроса: что было смыслом жизни для Александра Невского и Дмитрия Донского? Почему 2001 году русский флотоводец Ушаков был канонизирован, как святой праведный воин? Почему российский царь, прозванный Кровавым, удостоился венца мученика - страстотерпца вместе со своей семьей в 2000 году? Почему стоит вопрос о канонизации 19-ти летнего Евгения Родионова, погибшего в чеченском плену, как святого мученика за Христа?
-
Технология «Духовного эпицентра». Сущность этой технологии сводится к рассмотрению той или иной ценности через разные промежутки времени на разных исторических отрезках. Так повторительно-обобщающий урок по курсу «История России» в 10 классе провожу на основе анализа «Красная площадь» в разные эпохи. Уникальность и нравственная ценность такого урока связана с тем, что через этот объект истории проходила жизнь миллионов людей, и сама Красная площадь -источник нравственного содержания. Технология «Духовный эпицентр» помогает увидеть учащимся историю целой страны, и даже часть мировой истории в одной точке, ставшей пересечением великих событий.
-
Технология оценки исторического портрета с нравственной позиции. Сущность этой технологии сводится к тому, чтобы изучаемый исторический герой оценивался не только с точки зрения целей, методов и содержания деятельности, но и с нравственной стороны. По итогам обсуждения на доске составляется социологическая диаграмма, согласно которой формируется коллективное мнение, составленное с учетом позиции каждого человека в классе Например: 10 кл. Диспут по теме: - Петр I: великий реформатор или разрушитель русских традиций;
-
Другой тип вопросов подразумевает демонстрацию своей нравственной позиции и начинается со слов «Согласны ли вы». Например: - Согласны ли вы с мнением, что царь может быть быть святым? Оценка исторического деятеля может происходить через проблемный подход. Так, например, в теме урока может стоять вопрос, содержащий два противоположных мнения о человеке, а задача учащихся заключатся в том, чтобы прийти к конкретному мнению. - Иван IV: великий государственный деятель России или злодей на русском троне, - Николай II: кровавый царь или святой российский император; - Смерть Сталина: трагедия для советского народа или избавление от грядущих несчастий.
-
Урок истории обладает возможностями влиять на становление духовно-нравственных качеств личности. Урок организовывается таким образом, чтобы учащиеся постоянно оказывались в ситуации решения вопроса о том, как отнестись к данному историческому событию. Например - Почему Андрей Рублев не подписывал свои произведения автографами, в то время как сейчас все художники пытаются узаконить свое авторское право? Эффективным приемом нравственного воспитания являются специально составленные познавательные проблемные задания, эпиграфы, которые даются в начале урока.
-
После каждой большой темы один урок отводится на изучение истории родного края в данный период. Этот урок особенно важен для нравственного воспитания детей, так как именно на нём учащиеся ощущают причастность наших земляков к развитию страны, узнают об их вкладе в процветание Отечества.
-
Изучение исторических документов, их подробный анализ позволяет детям высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на нравственные ценности, которые выработало человечество за свою непростую историю.
-
Арсенал средств духовно-нравственного воспитания на уроках истории необычайно богат: портретные галереи исторических деятелей; оформленные стенды, выставки; видео и звукозаписи высказываний ученых; фрагменты видеофильмов, мультимедийные презентации; труды выдающихся историков; образцы поведения людей в разных ситуациях исторических событиях.
-
Благодарю за внимание!
-
Использованные источники: Картинка( слайд 1) – http://planetadetstva/net/vospitatelam ЕлисовА. В. Методика духовно-нравственного воспитания на уроках истории // Методист. – 2011. – №5.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.