Презентация на тему "«Формирование критического мышления школьников в процессе обучения истории»"

Презентация: «Формирование критического мышления школьников в процессе обучения истории»
Включить эффекты
1 из 21
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "«Формирование критического мышления школьников в процессе обучения истории»" в режиме онлайн с анимацией. Содержит 21 слайд. Самый большой каталог качественных презентаций по истории в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    21
  • Слова
    история
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: «Формирование критического мышления школьников в процессе обучения истории»
    Слайд 1

    «Формирование критического мышления школьников в процессе обучения истории»

  • Слайд 2

    Базовая модель. Особенности подготовки и проведения уроков с использованием методики формирования критического мышления. Приемы, используемые на стадии вызова. Приемы, используемые при работе с текстом на стадии осмысления. Приемы, используемые на стадии размышления (рефлексии). Приемы работы с опорными схемами на уроке. Формы групповой работы. Подготовка и проведение урока-лекции.

  • Слайд 3

    1.Базовая модель.

    Противоречия: между расширяющимся информационным потоком и отсутствием навыков критической обработки поступающей информации; между традиционной методикой обучения, направленной в основном на формирование у учащихся определенного набора знаний, умений и навыков и новыми методическими подходами, направленными на всестороннее развитие личности; между изменением парадигм гуманитарного образования и отсутствием адекватного учебно-методического комплекса. Ведущая идея опыта: формирование у учащихся критического мышления, способности к творческому решению сложных задач в различных областях деятельности через внедрение методик, способствующих развитию личности каждого ученика. Личная концепция автора: создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности у учащихся; реализация принципа сотрудничества на уроке, при котором школьники являются соавторами учебного процесса; создание условий, способствующих максимальному раскрытию способностей учеников; реализация принципа индивидуального подхода к обучению и воспитанию; оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных форм работы (в том числе интерактивных методов).

  • Слайд 4

    2.Особенности подготовки и проведения уроков с использованием методики формирования критического мышления

    Цель: - обеспечение максимальной эффективности проведения урока. Подготовка к уроку: предварительный анализ учителем материала изучаемой темы; выделение и формулировка проблемы, которую учащиеся должны решить на уроке; диагностика уровня подготовленности класса к выполнению той или иной работы; подбор пакета учебных текстов к уроку (при необходимости их адаптация к уровню развития школьников); подбор конкретных педагогических приемов с целью использовать на уроке. Изменения в структуре урока. Применение методики формирования критического мышления приводит к изменению структуры урока. Выделяются 3 основные стадии: стадия вызова, стадия осмысления, стадия размышления (рефлексии). Стадия вызова. Основная задача – пробудить интерес, подготовить учащихся к предстоящей работе. На этой стадии происходит озвучивание цели урока, принятие ее учащимися, мотивация их дальнейшей деятельности. Стадия осмысления – стадия, в которой учащиеся сталкиваются с новой информацией; школьники пытаются решить поставленную проблему, опираясь на сведения, предоставленные учителем, текст учебника или документа. Стадия размышления (рефлексии) – стадия на которой происходит корректировка взглядов учащихся на основании полученной ими новой информации, происходит присвоение нового знания. Школьники высказывают собственные идеи и аргументируют их.

  • Слайд 5

    3.Приемы, используемые на стадии вызова

    Цель: - актуализация имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме; обеспечение мотивации предстоящей деятельности; подготовка учащихся к выполнению последующей работы; создание ситуации успеха на уроке. Прием “Я уже знаю” Цель: - вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме; обеспечение включения каждого школьника в учебный процесс. Время выполнения: 7-8 минут.

  • Слайд 6

    3.1. Прием “Решение творческих учебных задач”

    Цель: - стимуляция творческой мыслительной активности учащихся, пробуждение интереса к изучаемой теме. Время выполнения: 7-8 минут Описание приема. Опираясь на сюжет изучаемого материала, учитель заранее составляет текст задачи и предлагает учащимся найти различные пути ее решения. Условие задачи должно соответствовать следующим требованиям: – наличие проблемы, требующей решения; – достаточность условия; – корректность вопроса; – наличие противоречия (неочевидность ответа). Учащиеся решают поставленную задачу самостоятельно или в группах, выдвигают варианты решения. Учитель предлагает школьникам выяснить, как данная ситуация разрешилась в реальности (переход к изучению нового материала).

  • Слайд 7

    3.2. Прием “Лови ошибку”

    Цель: - актуализация имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме, развитие у школьников критического подхода к получаемой информации. Время выполнения: 5-6 минут Описание приема. Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней: А – явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; Б - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока. Пример. Тема “Права несовершеннолетних по трудовому законодательству” 9 класс. Задание: “Предприниматель А. принял на работу 14-ти летнего Б. в качестве грузчика на оптовый склад табачных изделий на следующих условиях: 6-ти дневная рабочая неделя, продолжительность рабочего дня 8 часов; ежегодный оплачиваемый отпуск – 2 недели; испытательный срок при приеме на работу – 3 месяца. Вопрос: Какие права несовершеннолетнего Б. в сфере трудового законодательства были нарушены?” Результативность. Использование перечисленных приемов на уроке приводит к: актуализации уже имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме; обеспечению высокого уровня заинтересованности в изучении нового материала; созданию ситуации успеха для каждого школьника; возможности для учителя диагностировать уровень подготовки учащихся к изучению данной конкретной темы.

  • Слайд 8

    4. Приемы, используемые при работе с текстом на стадии осмысления.

    Цель: - развитие у школьников навыков работы с учебными текстами; - достижение оптимального уровня усвоения нового материала школьниками.

  • Слайд 9

    4.1.Прием “Анализ текста по предложенной схеме”.

    Цель: - развитие навыков анализа текста исторического документа. Время выполнения: в зависимости от объема предложенного текста. Описание приема. Учащиеся получают распечатку текста документа. Текст должен быть доступен для понимания школьниками. Учитель предлагает школьникам провести анализ данного документа, опираясь на перечень вопросов, зафиксированных на доске или в индивидуальной памятке. Важно, чтобы поставленные вопросы не носили репродуктивный характер, а позволяли учащимся сформировать свое собственное отношение как к событиям, описанным в источнике, так и к позиции автора документа. Школьники производят предварительное ознакомление с текстом документа и списком предложенных вопросов; учитель дает комментарии, обращая внимание на субъективизм различных видов письменных исторических источников. Учащиеся выполняют предложенную работу, стараясь ответить на максимальное количество вопросов (на все поставленные вопросы давать ответы не обязательно) Обсуждение различных вариантов ответов; разбор совместно с учителем затруднений, возникших в ходе выполнения работы.

  • Слайд 10

    4.2. Прием “Пометки на полях”

    Цель: оптимизация проработки текста с использованием знаковой системы. Время выполнения: в зависимости от объема предложенного текста. Описание приема. Учитель предлагает проработать текст документа или параграфа учебника, используя установленную знаковую систему. Учащиеся внимательно знакомятся с текстом, делая карандашом соответствующие пометки на полях текста: V – то, что было известно учащимся ранее; + – новая, неожиданная информация; – – информация, противоречащая взглядам учащихся; ? – информация до конца не выяснена (не вполне понятна). Количество используемых условных обозначений может изменяться в зависимости от сложности предложенного для анализа текста или уровня развития навыков у учащихся. Полученные новые сведения можно оформить в виде таблицы: ЗНАЮ УЗНАЛ ХОЧУ УЗНАТЬ

  • Слайд 11

    4.3. Прием “Двойной дневник”

    Цель: - развитие мыслительных способностей учащихся, выработка школьниками собственной позиции по изучаемой теме. Время выполнения: в зависимости от объема предложенного текста. Описание приема. Учитель предлагает изучить определенный текст. Учащиеся делят тетрадный лист на 2 части. В первой из образовавшихся колонок школьники выписывают понятия, даты, взгляды, иную информацию, почерпнутые ими из изученного текста; во второй колонке учащиеся стремятся выразить собственные мысли, исходя из проблемной ситуации, возникшей при изучении текста. Результативность: - учащиеся вырабатывают навыки критического анализа текста; корректируют имевшиеся у них представления по изучаемой теме в соответствии с полученной новой информацией; определяют собственную позицию.

  • Слайд 12

    5.Приемы, используемые на стадии размышления (рефлексии)

    Цель: -формирование у учащихся независимой, взвешенной позиции по отношению к изучаемой теме; развитие умения аргументировано отстаивать свою точку зрения. Прием “Пресс-конференция” Цель: - формирование у учащихся умения грамотно и корректно формулировать вопросы; развитие мыслительных способностей школьников; диагностика уровня усвоения нового материала. Время выполнения: 8-12 минут.

  • Слайд 13

    5.1. Прием “Написание эссе”

    Цель: - развитие у учащихся культуры письменной речи; - развитие умения аргументировано отстаивать свою позицию. Время выполнения: в зависимости от сложности и неоднозначности исследуемого вопроса. Позволяет выявить соотношения случайности и закономерности в развитии конкретных исторических сюжетов. Выполнение данного вида работы требует высокого уровня теоретических знаний учащихся, высокую степень развития логического мышления.

  • Слайд 14

    5.2. Прием “Составление синквейна”

    Цель: - развитие творческих способностей учащихся; - закрепление новых знаний на уровне ассоциаций. Время выполнения: 5-7 минут. Результативность: - происходит присвоение новых знаний; учащиеся приобретают умение грамотно, аргументировано отстаивать свою позицию; учитель получает возможность диагностировать уровень усвоения учащимися нового материала.

  • Слайд 15

    6. Приемы работы с опорными схемами на уроке.

    Цель:- развитие познавательной активности учащихся через реализацию принципа наглядности на уроке; - развитие логического мышления школьников.

  • Слайд 16

    6.1. Прием “Составление кластера”

    Цель: - установление максимального количества признаков изучаемого явления.

  • Слайд 17

    6.2. Прием “Составление логической цепочки”

    Цель: - развитие у учащихся умения выявлять и объяснять причинно-следственные связи.

  • Слайд 18

    6.3. Прием “Завершим схему”

    Цель: - формирование у учащихся навыков составления опорных схем.

  • Слайд 19

    7. Формы групповой работы

    Цель: - развитие у учащихся творческого стиля мышления; - оптимизация взаимодействия между учащимися, учителем и учащимися; - развитие коммуникативных качеств у школьников. “Учимся сообща” Цель: - активизация познавательной деятельности учащихся Время выполнения: 20-30 минут “Учебный мозговой штурм” Цель: - развитие креативности мышления учащихся - развитие коммуникативных качеств. Время выполнения: 20-30 минут.

  • Слайд 20

    8. Подготовка и проведение урока-лекции

    Цель: - в доступной форме преподнести учащимся новый материал, представляющий сложность для самостоятельного изучения школьниками. Применение урока-лекции целесообразно в следующих случаях: при изучении сложного теоретического материала; при ознакомлении со спорным или новым материалом в рамках общественных дисциплин; если доступ к материалу затруднен (отсутствует в тексте учебника); при систематизации и обобщении обширных сведений; если требуется показать значимость курса, темы (вводная лекция). Результативность: - учащиеся в доступной форме получают знания по сложным теоретическим вопросам изучаемого курса; учащиеся вырабатывают навыки конспектирования при вербальном способе передачи информации.

  • Слайд 21

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке