Содержание
-
Развитие критического мышления в рамках компетентностного подхода в образовании
Выполнила: Карпова Елена Николаевна учитель математики, высшей квалификационной категории МКОУ «Товарковская СОШ 1»
-
Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе — вот суть данного подхода. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) Развитие критического мышления в рамках компетентностного подхода в образовании
-
-
Критическое мышление - это Принимать независимые продуманные решения Способность ставить новые вопросы Вырабатывать разнообразные аргументы
-
Роль учителя
Педагог…спрашивает учеников о том, что он знает, а обычно человек спрашивает о том, чего он не знает» С.Т.Шацкий Используемые приемы и стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов Сотрудничества, Совместного планирования и Осмысленности.
-
Основные функции учителя
В традиционном уроке: Информирующая (рассказать); Контролирующая (заставить выучить); Оценивающая (оценить усердие). В уроке, построенном в ТРКМ: Направляет усилия учеников в определенное русло; Сталкивает различные суждения; Создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений; Дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы; Подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.
-
Умение мыслить – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте Не объем знаний или количество информации, а умение применять их в жизни. Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего. «Партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми. Совместный поиск решения проблем. Отказ от использования обобщений, клише, штампов.
-
Цель технологии
Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс: Развитие рефлексивности, коммуникативности, креативности, мобильности, самостоятельности, толерантности; Развитие аналитического критического мышления; Формирование культуры чтения; Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности.
-
Структура технологии
Технология развития критического мышления Вызов Осмысление Рефлексия Приемы и стратегии Структура Содержание
-
I. Стадия вызова
В начале традиционного урока учитель заявляет тему, определяет цели изучения предстоящего материала. Начало урока, построенного в ТРКМ – это стадия «вызова», которая задает тон урока. На этом этапе происходит: Актуализация опыта и предыдущих знаний обучаемых; Активизация деятельности учащихся; Формирование мотивации на учебную деятельность; Постановка обучаемыми индивидуальных целей в учебной деятельности «Вызова».
-
На уроке, построенного на основе традиционного подхода источником информации является учитель, при этом не только транслирует, но в большинстве случаев анализирует и оценивает. На уроке, построенном в ТРКМ на стадии «осмысления» происходит соотнесение старой и новой информации. На этой стадии происходит: Получение обучаемыми новых знаний; Формирование понимания и систематизация знаний, соотнесение известного с новым; Освоение способа работы с информацией; Поддержка целей, поставленных в стадии вызова.
-
Завершающая часть урока, построенного на основе традиционного подхода: учитель подводит итог урока, проверяет, какой материал был усвоен учащимися. Стадия рефлексии в ТРКМ – это стадия размышления, т.е. выведение знания на уровень применения и понимания. На этой стадии происходит: -Присвоение нового знания. -Создание целостного представления о предмете. Расширение проблемного поля, постановка новых целей в учебной деятельности. - Работа по оценке и самооценке развития обучаемых в предмете.
-
Кластер.
В центре листа пишется слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой. ( Ученики работают в парах или в группах.). Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот прием называют «наглядным мозговым штурмом». Приемы стадии «Вызова» Используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации, связанные с каким-либо понятием, например с темой урока. ТРКМ Вызов Осмысление Рефлексия
-
Прием «Корзина идей»
Выделение ключевого понятия Индивидуальная работа Обсуждение в парах (группах) «Сброс идей в корзину» - фронтальная работа
-
Денотатный граф
Один из графических приемов ТРКМ, который предлагает способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Например: Проект «Эму» Приглашает Включает Состоит Осуществляет Размещает Знакомит Основывается Учащихся начальных классов Из нескольких конкурсов Мониторинг сформированности ключевых компетентностей бесплатный для участников Конкурс творческих команд Всю информацию о программах и конкурсах на сайте Учащихся с географией и животным миром Австралии Компетентностно – ориентированных заданиях
-
Это этап знакомства с новой информацией. Здесь используется такой прием работы с текстом, который носит название инсерт. Инсерт – от английского слова insert – «вставка, вклейка», «вставлять, помещать, вносить». Инсерт – это прием такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно. (Можно употребляйте вместо иностранного слова сочетание «разметка текста».) Приемы стадии осмысления
-
Инсерт («разметка текста»)
Учащимся предлагается система маркировки текста, включающая следующие значки: «V» – галочкой отмечается то, что известно; «–» – знаком «минус» помечается то, что противоречит представлениям читающего, вызывает сомнения; «+» – знаком «плюс» помечается то, что является для читателя интересным и неожиданным; «?» – вопросительный знак ставится, если у читателя возникло желание узнать о том, что описывается, более подробно или встретилась неизвестная, спорная информация.
-
Пример. Читая текст, делайте пометки карандашом (прием инсерта). Используя ключевые слова и фразы, заполните таблицу с графами: «V», «+», «–», «?». («V» – знал(а); «+» – новое, «–» – вызывает сомнения, «?» – толстые и тонкие вопросы по ходу чтения.) Заметьте, сколько времени понадобилось каждому из вас, чтобы прочесть текст до конца. Запишите это время в тетради. После чтения заполните 4 графы в таблице.
-
Прием тонкие и толстые вопросы
-
Концептуальная таблица
Используется для систематизации информации, выявлении существенных признаков изучаемых явлений, событий. В заголовке таблицы может размещаться проблемный вопрос. Например: Тема «Природная зона России»
-
Приемы стадии рефлексии
-
Двухчастный дневник Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома. В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они «споткнулись». Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице. Учитель знакомит учащихся с собственными комментариями, если хочет привлечь внимание учащихся к тем эпизодам в тексте, которые не прозвучали в ходе обсуждения.
-
Прием «Шесть шляп»
Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений, для проведения занятия по обобщению опыта (после экскурсии или изучения достаточно большой темы и т. д.). Группа школьников делится на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп. Причем, в некоторых классах используются настоящие разноцветные шляпы, сделанные из картона. Каждой группе предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.
-
Прием «Синквейн»
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. 4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
-
Технология КМ предлагает 6 типов уроков
-
Урок-взаимообучение.
Стадия вызова осуществляется при помощи любых известных приемов («Верите ли вы, что…...», «Ассоциации» и др.). Особой стадии вызова на таком уроке может и не быть, ведь задание – организация работы с текстом большого объема – само по себе вызов. На стадии осмысления класс делится на экспертные группы. - Каждой группе выдается текст различного содержания. - Ученики работают с текстом, выделяют главное, составляют схему рассказа по теме, опорный конспект (таблицу). - По окончании работы они переходят в свои рабочие группы. На стадии рефлексии (размышления) в рабочих группах оказываются специалисты по каждой из предложенных классу тем. - Вернувшись в свою группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. - В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме. Итог – составление сводной таблицы (исследовательское, творческое задание по теме).
-
Экспертные группы Рабочие группы
-
Урок-исследование.Технологическая карта урока
-
Что дает применение ТРКМ?
-
Необходимо помнить:
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Л.Н.Толстой. Важнейшая задача образования – научить человека мыслить. Томас Эдисон.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.