Презентация на тему "Хозяйство и быт людей Древней Руси и Башкортостана" 6 класс

Презентация: Хозяйство и быт людей Древней Руси и Башкортостана
1 из 29
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Хозяйство и быт людей Древней Руси и Башкортостана"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 29 слайдов. Средняя оценка: 3.0 балла из 5. Также представлены другие презентации по истории для 6 класса. Скачивайте бесплатно.

Содержание

  • Презентация: Хозяйство и быт людей Древней Руси и Башкортостана
    Слайд 1

    Урок истории Россииикультуры Башкортостана

  • Слайд 2

    Хозяйство, быт и формы организации жизнедеятельностижителейДревней Русии Башкортостанав X – XIII веках

  • Слайд 3

    План урока:

    Древнерусская народность Родовой строй башкир Жизнь земледельца Древней Руси Жизнь земледельца в Башкортостане Изготовление ремесла у славян и предметов домашней утвари у башкир

  • Слайд 4

    Древнерусская народность

    Жители одного селения были друг для друга просто соседями, а не родственниками. Так вместо родовых общин на Руси стали складываться соседские общины. Город - укреплённое, огороженное место. Бывшие поляне, словене, кривичи, меря стали осознавать себя «русскими людьми». Так постепенно складывалась единая народность,которую ученые называют древнерусской. В XI веке на Руси окончательно распался родовой строй, сложилась древнерусская народность.

  • Слайд 5

    Новгород. Панорама города второй половины XI века

  • Слайд 6

    Родовой строй башкир

    Центром расселения древних башкир в эту эпоху были лесостепи от Волги и Камы до хребтов Южного Урала, где-то в районе Бугульминской возвышенности. Род или племя владели своей территорией сообща, земля у кочевых народов не была в частной собственности. Однако домашний скот был в частной собственности, и кто имел больше коров, лошадей, овец, коз, тот и владел большей частью пастбищ и сенокосных угодий. Общинное землевладение строилось по сезонному принципу.

  • Слайд 7

    Башкирское Предуралье

  • Слайд 8

    Динамическая пауза:

    Представьте, что вы земледельцы и сажаете рис. Упражнение: исходное положение - стоя - наклоны вниз, 3-4 раза. А теперь вы пошли в джунгли и собираете бананы, которые висят очень высоко. Упражнение: исходное положение - стоя - потянуться вверх, 3-4 раза. Вы попали в Китай и посетили китайскую стену, ветер дует вам в лицо, вы зажмурили глаза. Упражнение: крепко зажмурить глаза и резко их открыть, 3-4 раза. А теперь вы стоите посредине красивой равнины, вокруг множество цветов, вы вдыхаете их дурманящий аромат. Упражнение: поднять руки вверх - вдох - выдох - руки опустить, 3-4 раза.

  • Слайд 9

    Жизнь земледельца Древней Руси

    Большинство населения Руси составляли жители свободных сельских общин (миров), которых называли просто – люди. Жители некоторых общин оказались зависимы от князя идолжны были ходить с ним в военные походы. Их называли смердами. Свободные земледельцы общинники «всем миром» вместе владели землей, помогали соседям в беде, избирали старосту (главу общины), отвечали перед князем за порядок на своей территории.

  • Слайд 10

    Труд в поле был главным занятием семьи общинника. Весной мужчины запрягали в соху или плуг лошадь и вспахивали поле. Потом засевали его просом, рожью, пшеницей. В конце лета женщины серпами убирали урожай, которого должно было хватить до следующего года. Зерно мололи вручную тяжелыми каменными жерновами и пекли хлеба, варили каши. Мужчины косили траву на сено для скота. Кормилицей семьи считалась корова — ее молоко и сделанные из него масло, творог, сметана были незаменимы на столе земледельца. Стада были небольшими, поэтому мясо ели крайне редко, только по особым дням. Важным подспорьем была домашняя птица (куры, гуси), речная рыба, овощи с огорода (репа, капуста, морковь, лук). В голодные неурожайные годы спасались дичью, добытой на охоте, запасенными ягодами и грибами.На дворе у каждого общинника стоял рубленный из дерева дом. Чаще всего в нем было два помещения — изба и сени (прихожая). В избе располагалась маленькая печь без трубы. Когда хозяйка варила щи или пекла пироги, дым из трубы клубился по избе и выходил через специальное окошко над входом. Рядом со столом в избе стояли широкие лавки, короба для хранения вещей. Прямо в земляном полу выкапывался погреб для продуктов. Спали на лавках, а маленькие дети на полатях — деревянном настиле под крышей.

  • Слайд 11
  • Слайд 12

    Жизнь земледельца в Башкортостане

    Скотоводство было ведущей отраслью хозяйства, но с переходом к полукочевому скотоводству среди башкир все шире стало распространяться земледелие. Из зерновых башкиры – кочевники издревле сеяли овес, ячмень, просо, горох. Зерно выращивалось не на продажу, а только для еды. У оседлых народов основу жизни составляли продукты земледелия: зерновые (пшеница, рожь, просо, ячмень и др.) и овощные культуры (капуста, свекла, морковь, репа, редька). Постепенно была выработана трехпольная система земледелия, когда вся пашня делилась на три поля: одно засевалось яровыми, второе — озимыми, а третье было под паром, отдыхало. И так каждый год одно поле отдыхало, а другие засевались. Постоянный севооборот не давал пашням истощаться, и они служили десятки и даже сотни лет. Самым известным национальным башкирским блюдом считается бишбармак. Если супы и каши ели с помощью ложки, то бишбармак вплоть до недавнего времени ели только руками. Сначала гостям выделяют особую гостевую порцию мяса, затем подают лапшу с мелко нарезанным мясом. А завершается трапеза чашкой горячего бульона, заправленного коротом, луком и перцем.

  • Слайд 13

    Башкиры использовали тяжелый плуг, в который впрягали 6 — 8 лошадей или 4 — 6 быков. Вспахать целину по- другому было просто невозможно: степной ковыль образует очень мощный дерн. Легкие сохи, если и использовались, то только на легких почвах. Поэтому чаще всего использовали хабан. Лошадь была не только средством передвижения. Конина ценилась больше, чем мясо какого-либо другого животного. Как показали исследования ученых, конина обладает рядом целебных свойств и может использоваться для лечебного питания. Неслучайно конину подавали особо уважаемым гостям. И, конечно же, Лошадь почитали за кумыс. Даже в самых бедных семьях кумыса обычно бывало в достатке.

  • Слайд 14
  • Слайд 15

    Изделия русских ремесленников XI века

  • Слайд 16
  • Слайд 17

    Игра «Стань отличником»Тема: «Хозяйство, быт и формы организации жизнедеятельности жителей Древней Руси и Башкортостана в X – XIII веках»

    УСЛОВИЯ ИГРЫ: Игроку предоставляется 4 вопроса с ответами, из которых нужно выбрать один верный. ВЕС каждого вопроса – один балл.

  • Слайд 18

    1вопрос:Назовите национальное блюдо башкир

    щи лапша бишбармак

  • Слайд 19

    Вам не суждено стать отличником !

    Верный ответ: бишбармак. Вы набрали ноль баллов. Щёлкни мышкой здесь

  • Слайд 20

    2 вопрос:Назовите целебный напиток башкир

    молоко кумыс катык

  • Слайд 21

    Вам не суждено стать отличником !

    Верный ответ: кумыс. Вы набрали один балл. Щёлкни мышкой здесь

  • Слайд 22

    3 вопрос:Назовите главную кормилицу семьи славянина

    корова лошадь коза

  • Слайд 23

    Вам не суждено стать отличником !

    Верный ответ: корова. Вы набрали два балла. Щёлкни мышкой здесь

  • Слайд 24

    4 вопрос:Из каких помещений состоял дом общинника

    Хата и сени Изба и сени Изба и хата

  • Слайд 25

    Вам не суждено стать отличником !

    Верный ответ: изба и сени. Вы набрали три балла. Щёлкни мышкой здесь

  • Слайд 26

    Вы отличник!!!

    Сегодня вы получаете оценку «отлично», но не расслабляйтесь. Впереди новые вопросы и новые игры. Изучайте историю России и культуру Башкортостана и это Вам позволит стать отличником по всем предметам!

  • Слайд 27

    Игра окончена!

    Спасибо за участие!

  • Слайд 28

    Рефлексия

  • Слайд 29

    Домашнее задание:

    История: параграф 6 изучить, с. 57 - составить рассказ по картинке КБ: с. 112 – 120 изучить, нарисовать в тетрадях башкирскую лошадь

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке