Содержание
-
Культура Древней Руси
Методическая разработка урока истории для 6-го класса.Учитель: Абдульманов П.А.
-
“Урок – это совместное творчество учителя и учащихся, помогающее постичь сущность исторических событий,их причины и последствия""
-
Цели урока:
Воспитательные
- способствовать восприятию отечественных культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим; способствовать развитию чувства прекрасного;
- формировать чувство гордости за национальную культуру.
Развивающие
- способствовать развитию исторического мышления на базе материала школьного учебника,
- формировать умение использовать дополнительную литературу, самостоятельно работать с ней, вести поисковую работу; умение использовать данный исторический материал на занятиях творческих объединений;
- Формировать творческие способности учащихся, чувство цвета и формы; умение излагать свою точку зрения, делать краткие конспективные записи для подготовки своего ответа.
-
Задачи урока:
- Пробудить у учащихся интерес к истории формирования древнерусской культуры.
- Формировать умения:
- излагать грамотно свои мысли;
- развивать монологическую речь;
- прослеживать причинно-следственные связи;
- творчески подходить к выполнению домашнего задания;
- работать самостоятельно;
- работать в нестандартной обстановке.
-
Ход урока
- Оргмомент.
- Опрос домашнего задания:
- доклад творческих групп;
- оценка качества творческих работ учащихся, представленных на выставке;
- тестирование.
- Объяснение нового материала с использованием мультимедийной презентации.
- Закрепление пройденного материала.
- Итог урока.
- Оценки за урок.
- Домашнее задание.
-
План изучения новой темы:
- Что такое «Культура».
- Происхождение древнерусской культуры.
- Фольклор.
- Литература.
- Архитектура и изобразительное искусство.
- Художественное ремесло.
-
Тип урока:комбинированный
Приёмы и методы
- Словесный: беседа, объяснение материала, рассказ.
- Наглядный: демонстрация видеофрагментов.
- Самостоятельная работа с учебником, с дополнительной литературой
- Выполнение творческих работ (ИЗО, лепка, аппликация, эссе).
-
Оборудование урока:
- История России. учебник. ч.I под ред. А.А, Данилова и Л.Г. Косулиной, 2006 г;
- Мультимедийная презентация;
- Выставка творческих работ учащихся.
-
Культура Руси ХIV - XV вв.
-
КУЛЬТУРА – все виды и результаты преобразовательной деятельности человека и общества
-
Понятия
- КУЛЬТУРА - все виды и результаты преобразовательной деятельности человека и общества.
- ФРЕСКА — это живопись водяными красками по сырой штукатурке. Первые фрески были выполнены греческими мастерами.
- КАНОН – правило, норма, образец. Свод догм.
- ЖИТИЕ – описание жизни христианских святых.
- СЛОВО – торжественное, поучающее обращение.
-
Культура развивалась в условиях:
- Упадка государственного строя из-за татарского ига.
- Возвышения Москвы и Великого княжества Литовского.
- Постоянной военной опасности от внешних врагов.
- Становления самодержавия.
- Превращения Руси в оплот мирового православия.
-
Влияния
- Народов России
- Угасшей Византии
- Татарского ига
- Традиций домонгольской Руси
-
Центры культуры
- Псков
- Тверь
- Новгород
- Москва
-
Социальный заказ
- Становление самодержавия потребовало соответствующей «культурной оправы».
- Русская православная церковь, после падения Византии стала оплотом мирового православия, и также широко финансировала культуру.
- Знать стремилась украсить свой быт произведениями искусства.
-
Устное народное творчество
- Борьба с иноземными завоевателями вызвала новый подъем устного народного творчества. Созданные народом легенды, былины, сказания звали русских людей к борьбе за свержение ненавистного ига.
- Одно из самых известных произведений этого периода — «Сказание о невидимом граде Китеже» — легендарное повествование о городе, ушедшем на дно озера, но не сдавшемся врагу.
-
Летописание
- Летописание не утратило в этот период своего значения, несмотря на разрушение почти всех его центров, за исключением Новгорода, где оно не прерывалось. Уже в конце XIII — начале XIV в. возникли новые летописные центры (Тверь, Москва), начался подъем летописного жанра.
- В этот период летописание имело свои особенности. Обострение политической борьбы обусловило существенные отличия в политических концепциях местных летописных сводов. Но при всем различии политических тенденций и стиля изложения во всех летописях XIV—XV вв. отчетливо проявляется их общерусский характер. Патриотизм и идея единства русских земель являются отличительной чертой всего русского летописания.
- Возвышение Москвы предопределило и особую роль московского летописания. После Куликовской битвы его содержание определяется идеей единства русских земель под главенством Москвы. Эта идея лежит в основе как Троицкой летописи начала XV в. — общерусского летописного свода московского происхождения, так и Московского летописного свода конца XV в., призванного обосновать историческую роль Москвы.
-
Историческая литература
- Наиболее распространенным литературным жанром этого периода были исторические повести. В них рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц, конкретных исторических фактах и событиях. Нередко повести становились частью летописного текста. Борьбе с иноземными завоевателями до Куликовской битвы посвящены повесть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», повести об Александре Невском, «Повесть о Щелкане», рассказывающая о восстании в Твери в 1327 г.
- Победе 1380г. посвящен целый цикл исторических повестей: «О побоище на Дону», «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина». . Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира вызвало появление хронографов — своеобразной всемирной истории того времени. В середине XV в. был составлен первый русский хронограф, в котором история Руси представлена в связи с Всемирной историей.
-
Жития
Расцвет житийной литературы того времени также в значительной степени связан с процессом объединения русских земель и с необходимостью обосновать богоизбранность Москвы. Талантливые писатели Пахомий Логофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву; Сергия Радонежского, поддержавшего московского князя в борьбе за престол и в борьбе с татаро-моноголами. Житийная литература в этот период представлена жизнеописаниями не только подвижников церкви, но и канонизированных государственных деятелей, что сближает ее с историко-героическими произведениями.
-
«Хождение за три моря»
Дальнейшее развитие получила литература о путешествиях — «хождения». В последней четверти XV в. появилась новая разновидность этого жанра — светские хождения, наиболее яркий ее образец — записки тверского купца Афанасия Никитина, описывающие его путешествие в Индию («Хождение за три моря»). Это было первое в средневековой европейской литературе описание Индии, ее хозяйства, обычаев, религии.
-
Каменное строительство
- Развитие градостроительства на Руси было приостановлено монголо-татарским завоеванием. Разрушенные в ходе сражений города долгое время невозможно было восстановить вследствие тяжелого экономического положения и отсутствия опытных мастеров. Но древние традиции в области зодчества не прервались. Новый подъем русской архитектуры начался в конце XIV — начале XV в.
- Первым городом Северо-Восточной Руси, возобновившим каменное строительство, стала Тверь. Тверские мастера опирались на архитектурные традиции, установившиеся во владимиро-суздальском зодчестве. Разгром города после восстания 1327 г. надолго ослабил его и приостановил развитие каменного строительства.
- Новгород и Псков меньше других русских земель пострадали от монголо-татарского нашествия и ранее других восстановили каменное строительство в широком масштабе. Новый стиль Новгорода отличался обилием декоративных украшений. В Пскове новые декоративные решения не получили большого распространения. Вся архитектура города носила облик крепости. Объединение русских земель вокруг Москвы способствовало взаимопроникновению и взаимообогащению их архитектурных традиций. Начался процесс слияния местных архитектурно-художественных школ в единую общерусскую архитектурную школу.
-
«Москва не сразу строилась»
- Начало каменного строительства в Москве относится ко второй четверти XIV в. Московская архитектурная школа складывалась на основе традиций владимиро-суздальского зодчества, но впоследствии проявилось влияние и других архитектурных школ: псковской, черниговской, новгородской.
- Крупнейшей работой этого времени стало строительство Московского Кремля, история которого начинается еще в XII в., когда на , Боровицком холме были построены деревянные стены, разрушенные монголо-татарами в 1237 г. При Иване Калите территория Кремля была расширена, построены новые дубовые стены, создан первоначальный архитектурный ансамбль Соборной площади с каменными храмами. Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены в 1367 г. Создание ансамбля Московского Кремля, в основном сохранившегося до наших дней, завершилось в конце XV—начале XVI в. и стало символом могущества и величия столицы Российского централизованного государства.
- Величию Москвы служили Успенский собор (Аристотель Фиорованти) и Грановитая палата (Марк Фрязин)
-
Московский кремль в ХII в
-
Московский кремль при Иване Калите
-
Московский кремль при Дмитрии Донском
-
Московский кремль при Иване III
-
Успенский собор Аристотеля Фиофанти
-
Иконопись
- В это время шёл процесс слияния местных художественных школ в единую общерусскую живописную школу. Как и в предшествующий период, определяющее влияние на развитие живописи оказывала церковь.
- Основным направлением в развитии живописи по-прежнему была иконопись, что в значительной степени объясняется преобладанием на Руси деревянных храмов, не приспособленных для стенной росписи.
- Новгородская иконописная школа характеризуется лаконичными композициями (на иконах, как правило, изображался один святой), четкостью рисунка, чистотой красок, высокой техникой.
- Псковская иконопись отличалась от новгородской смелостью композиции, типами ликов, более тяжелыми фигурами.
- Ведущее положение с XIV в. занимала Московская школа, сложившаяся на основе Ростово-Суздальской и вобравшая в себя лучшие достижения всех русских школ. Большое значение в живописи приобретала личность художника. Авторский стиль наиболее талантливых живописцев преодолевал влияние местных традиций. Творчество таких художников-иконописцев, как Феофан Грек, Даниил Чёрный, Андрей Рублев, Дионисий вышло за рамки отдельных живописных школ.
- Огромный вклад в развитие русской живописи внес гениальный художник Феофан Грек (ок. 1340 — после 1405 г.), приехавший из Византии.
-
Даниил Чёрный и Андрей Рублёв – мастера иконописи.
-
Андрей Рублев
- Наивысший расцвет Московской школы связывают с Андреем Рублевым, канонизированным Русской православной церковью.
- Произведения Андрея Рублева отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов в сочетании с мягкостью и лиризмом. Самое известное его произведение, ставшее одной из вершин мирового искусства, — икона «Троица», написанная для иконостаса Троицкого собора Троицко-Сергиевой Лавры.
- Кисти Рублева принадлежат также дошедшие до нас фресковая роспись Успенского собора во Владимире, другие иконы и фрески.
-
Феофан Грек
Огромный вклад в развитие русской живописи внес гениальный художник Феофан Грек (ок. 1340 — после 1405 г.), приехавший из Византии. Его произведения (фрески, иконы) отличаются монументальностью, выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой. В творчестве Феофана Грека выделяются два периода: бунтарский новгородский и более спокойный московский. В Новгороде сохранились фрагменты его росписи церкви Спаса на Ильине.
В Москве Феофан Грек расписал церковь Рождества Богородицы, Архангельский собор в Кремле и вместе с Андреем Рублевым и старцем Прохором — Благовещенский собор в Кремле (сохранилась часть иконостаса Благовещенского собора работы Феофана Грека).
-
Особенности культуры Руси
- Доминирующая роль патриотической тематики
- Зарождение светских и реалистических черт
- Слияние в общерусской культуре национальных струй
- Общий средний уровень её развития
- Культурное отставание России от Европы
-
Итоги
- Завоевание Руси монголо-татарами существенно замедлило темпы культурно-исторического процесса, но не прервало его, не нарушило преемственность в развитии русской культуры так называемого домонгольского периода и периода ее восстановления и нового расцвета.
- Русская культура сохранила национальный характер. Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опыта сыграли земли, не подвергшиеся разгрому, такие как Новгород и Псков. Насильственное вмешательство чужеродной культуры не уничтожило национальную самобытность и самостоятельность русской культуры.
- Конец XIV—XV в. характеризовался началом длительного процесса слияния местных литературных, архитектурных, художественных школ в единую национальную общерусскую школу. Продолжался процесс складывания русской народности.
- Наиболее выдающимися шедеврами этого периода являются ансамбль Московского кремля, икона Андрея Рублёва «Троица» и «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.
-
Закрепление:
Учащиеся повторяют по записям в тетрадях определения понятий «культура», «духовная культура», «материальная культура», источники формирований древнерусской культуры, характеризуют древнерусский фольклор, литературу, искусство, художественное ремесло, выполняют тестовые задания.
Домашнее задание:
- Прочитать параграф №7, записи в тетрадях.
- Подготовиться к проверочной работе.
-
Итоговое тестирование
Культура – это...
-
Культура - все виды и результаты преобразовательной деятельности человека и общества.
-
Культура — это живопись водяными красками по сырой штукатурке.
-
Культура – правило, норма, образец. Свод догм.
-
Культура – описание жизни христианских святых
-
Культура – торжественное, поучающее обращение
-
Что здесь лишнее и почему?
- Заговоры
- Летописи
- Жития
- Былины
-
Ты не прав!!!
назад
-
Подумай ещё!
назад
-
Неверно!!!
назад
-
Правильно! Молодец!!!
назад
-
Феофан Грек - это
- Скульптор
- Живописец
- Зодчий
- Архитектор
-
Ты не прав! Обидно!
Ну найди правильный ответ!
-
Ой! Ой! Ой! Невнимательно слушал учителя!!!
Не серди меня!
-
Подумай ещё!!!
-
Верно! Ты умница!!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.