Содержание
-
Страницы истории Внеклассное занятиедля учащихся начальных классовпо программе « Новгородика». Автор: Сахина В. А.
-
Цели и задачи 1. Дать учащимся первоначальное представление об археологии2. Учить различать исторические источники3. Познакомить учащихся с историей возникновения письма на Руси, развитием алфавита 4. Показать значение археологических исследований5. Воспитывать интерес к истории и культуре родного народа, Великого Новгорода
-
«Храни свой город- храм, земля родная.Живи, свои печали утоля,России колыбель берестяная,Святая Новгородская земля». Игорь Таяновский.
-
Загадки прошлого История хранит много тайн и загадок. Узнать их можно, изучая исторические источники.Учёные выделяют две главные группы таких источников: вещественные письменные
-
Вещественные Вещественные источники- это предметы, которые люди сохранили или нашли в результате археологических раскопок. К ним относятся:орудия труда, украшения, посуда, клады( монеты), одежда, избы(усадьбы)… источники
-
Археология Изучением вещественных источников занимается наука археология. Слово произошло от двух греческих слов: археос - « древний» логос- «наука» Археология- это «наука о древностях», изучающая историю общества по вещественным( археологическим) источникам.
-
Археологи в Новгороде Археологические раскопки в Новгороде начались в 1932 году. За много лет обнаружено огромное количество находок. Это были изделия новгородских ремесленников, остатки древних строений, оружие, печати, монеты, украшения и многое другое.
-
Раскоп Глубокий раскоп на глухом пустыре- Рыхлят археологи почву,Не клады, не золото ищут в земле,А берестовую почту.Свидетельства древнего бытияНежданно, внезапно открыли,Что не бояре одни да князьяВ той древности грамотны были.И, если б ученый не вынес на светИх грамоты, свитые жёстко,Они бы, наверное, тысячу летЛежали в земле Новгородской.(Василий Соколов).
-
Письменные К письменным источникам относятся: летописи жития... договоры письма грамоты источники
-
Летописи Летописи- это записи событий по годам ( летам). Записи делали самые грамотные люди того времени- монахи- летописцы.Они писали о битвах и походах, о строительстве городов, храмов, правлении князей, необыкновенных природных явлениях, пожарах и эпидемиях.
-
Новгородские Впервые на Руси начали записывать сведения о событиях прошлого примерно 1000 лет назад(в конце 10- начале 11 века). Новгород был одним из главныхцентров летописания на Руси. Летописи Новгорода создавались в монастырях ив Софийском соборе. летописи
-
Материал В древней Руси ещё не было бумаги. Люди использовали для записей кость,дерево, глину, бытовые предметы, пергамент и бересту. Пергамент- особо выделанная телячья кожа. для письма
-
Береста Береста( или берёста)- это кора берёзы. Бытовые записи делались на бересте. Её вымачивали, обрезали и процарапывали буквы острой палочкой. Берёза- символ русской земли.Из бересты в старину изготавливали: обувь, посуду, корзины, украшения, игрушки
-
Важная находка Настоящей сенсацией в Новгороде стала находка первой берестяной грамоты26 июля 1951 года.Грамоту нашла молодая сотрудница археологической экспедицииНина Фёдоровна Акулова. Это был плотный и грязный свиток бересты, покрытый чёткими буквами.Буквы были процарапаны заострённой палочкой( из кости, дерева, металла)- писалом.Сейчас найдено более 1000 берестяных грамот.
-
Берестяная почта Ценная находка доказала, что новгородцыбыли грамотны. До нас дошли их имена: Гордий, Митюня, Кулотка, Гюрька, Сновид, Гостята, Остромир, Радигост … В грамотах были письма друг другу, хозяйственные распоряжения, политические донесения, записи судебных дел, бытовые просьбы, жалобы, рецепты, заказы художникам на изготовление икон, заговоры и молитвы.
-
Кириллица Все записи на берестяных грамотах делались на старославянском языке. Одна из первых славянских азбук- кириллица. Она создана братьями Кириллом и Мефодием на основе алфавита древних мореплавателей- финикийцев.
-
«Аз» да «буки»» ля каждой буквы в древнем алфавите было придумано своё название-символ. А Б В Г Д Е аз буки веди глаголь добро есть Соединив эти буквы, прочитаем: « Я буквы знаю, говори добро есть». «Аз» да «Буки»-получится АЗБУКА. В старину говорили: «Аз» да « Буки»- вот и все науки.
-
Как учили детей В Древнем Новгороде грамоту знали и взрослые, и дети. Во время раскопок найдены: церы- деревянные дощечки с углублением для воска; писала- палочки с острым концом для письма и лопаточкой для исправления ошибок. Это были первые «тетради» маленьких новгородцев.
-
Грамота Онфима Среди многих находок был кусочек бересты, на котором процарапаны буквы и рисунки.Он был подписан « Онфиме». Учёные предположили, что автору было около 6- 7 лет. Мальчик изобразил всадника на лошади, поражающего копьём врага.Так он представлял себя.
-
Проверь себя 1. Какие виды исторических источников существуют? Вещественныеписьменные 2. Как называется наука о древностях? археология 3. Древние записи событий по годам- это летописи 4. Как называется материал для письма из коры дерева? береста 5. Кто авторы первой славянской азбуки? Кирилл и Мефодий
-
Перелистали мы, друзья,Истории страницы.Нам забывать о них нельзя:Всё в жизни пригодится!
-
Об авторе Сахина Вера Алексеевна,учитель начальных классовМ О У «Средняя общеобразовательная школа № 31»Великого Новгорода.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.