Содержание
-
Кстово 2012 Министерство образования Нижегородской области ГБОУ СПО «Кстовский нефтяной техникум» Доклад - презентация Компетентностный подход в преподавании истории Выполнила преподаватель Потапова Г.Н.
-
Содержание
1 Введение Понятие компетенции и компетентности 2 Компетентностныйподход в преподавании истории 2.1 Необходимые условия для реализации компетенций в преподавании дисциплины «История» 2.2 Деятельность преподавателя по формированию компетенций в рамках дисциплины «История» 2.3 Условия успешного формирования компетентностей 3 Заключение 4 Использованная литература
-
Цель работы: обобщение опыта работы по формированию компетенций в преподавании истории Компетентность– совокупность личностных качеств студента, обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере. Компетенция– отчужденное, заранее заданное социальное требование к образовательной подготовке студента, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере Понятие компетенции и компетентности Основу новой структуры ценностей составляют компетенция и компетентность
-
Под компетенциями подразумевается совокупность тех социальных функций, которыми обладает человек при реализации социально значимых прав и обязанностей члена общества, социальной группы, коллектива. А компетентность есть "обладание знаниями, помогающими судить о чём-либо" Компетенцией можно условно обозначить совокупность того, чем человек располагает, а компетентностью - совокупность того, чем он владеет Широкое использование компетентностного подхода продиктовано желанием придать образованию личностно-ориентированный характер и сформировать у студентов навыки деятельности в конкретных ситуациях
-
Необходимые условия для реализации компетенций в преподавании дисциплины «История» Необходимо «вооружить» молодежь: 1Политическими и социальными компетенциями, связанными со способностью: брать на себя ответственность; участвовать в совместном принятии решений; урегулировать конфликты ненасильственным путем; участвовать в функционировании и развитии демократических институтов. 2 Компетенциями, касающимися жизни в многокультурном обществе: понимание различий; уважение друг друга; способность жить с людьми других культур, языков и религий.
-
3 Компетенциями, определяющими владение устным и письменным общением.Не обладающим ими грозит изоляция от общества. 4 Компетенциями, связанными с возникновением общества информации. 5 Компетенциями, реализующими способность и желание учиться всю жизнь, как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, личной и общественной жизни.
-
Что должны уметь молодые люди для того, чтобы овладеть, а затем и реализовать ключевые компетенции? 1 Изучать уметь извлекать пользу из опыта; организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их; организовать свои собственные приемы обучения; уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься своим обучением. 2 Искать запрашивать различные базы данных; консультироваться; получать информацию (из различных источников); уметь работать с документами и классифицировать их.
-
3 Думать организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; критически относиться к тому или иному аспекту наших обществ; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и "выковывать" свое собственное мнение; видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также окружающей средой; уметь оценивать произведения искусства. 4 Сотрудничать уметь сотрудничать и работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь разрабатывать и выполнять контракты.
-
5 Приниматься за дело включаться в проект; нести ответственность; войти в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; уметь организовывать свою работу; уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приемами. 6 Адаптироваться уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; доказать гибкость перед лицом быстрых изменений; показать стойкость перед трудностями; уметь находить новые решения. Таким образом, необходимо формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности студентов.
-
Деятельность преподавателя по формированию компетенций в рамках дисциплины «История» Преподаватель истории должен подготовить студентов: к необходимости владеть большим объемом исторической и обществоведческой информации; к необходимости знать досконально понятийный аппарат; к умению критически анализировать исторические документы; к выстраиванию исторической вертикали; к способности сформулировать суждение о важнейших исторических событиях; к знанию хронологию исторического процесса.
-
В связи со спецификой предмета деятельность преподавателя истории должна включать формирование всех ключевых компетенций. Особое внимание следует уделять: общекультурной; ценностно-смысловой; социально-трудовой компетенциям.
-
Работа с информацией на уроках истории. Устное и письменное общение
-
При изучении материала по истории уделяется серьезное внимание самостоятельной работе с учебным и оригинальным текстом, что позволяет: развить умение работать с проблемами; искать пути решения; развить умение действовать в неопределенной ситуации; самостоятельно добывать недостающую информацию. Перед преподавателем стоит задача - развить компетенции, то есть: сформировать комплекс умений и знаний в сфере работы с информацией; овладеть методами поиска, структурирования, свертывания, предъявления информации в различных формах.
-
Материалы, подготовленные студентами –первокурсниками к конференции, посвященной 200-летию Отечественной войны 1812 года
-
Основные формы и методы работы с текстом, позволяющие решить эту задачу: составление вопросов к тексту и ответы на них; комментированное чтение текста ; аналитическое чтение текста; разбивка текста на смысловые части; составление тезисного плана; составление конкретизирующих, сравнительных; хронологических обобщающих таблиц; подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста, составление логической схемы; преобразование цифровой информации, данной в тексте, в график, статистическую таблицу, диаграмму.
-
Тематическая газета по истории Фрагмент выставки творческих работ Идет работа над анализом текста. Формируется познавательная компетенция
-
Условия успешного формирования компетентностей На занятиях истории формируется такая составляющая познавательной компетентности, как: способность анализировать; понимать побудительные причины социальных действий; соотносить их с исторически сложившимися системами социальных ценностей. В самом общем виде можно сказать: Компетентностным является задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у студента безответного вопроса: «А зачем мы это делаем?»
-
К наиболее типичным методам формирования и развития ключевых компетенций, применимым в преподавании истории, можно отнести: обращение к прошлому или только что сформированному опыту студентов; открытое обсуждение новых знаний, в ходе которого оказывается задействованной субъектная позиция студентов; решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций, «соразмерных» опыту студентов данного возраста; дискуссию студентов, столкновение субъектных позиций; ролевые и деловые игры; проектную деятельность; метод анализа конкретных ситуаций.
-
Исходя из этих позиций, можно сформулировать основную идею: процесс активизации познавательной деятельности является приоритетным в формировании компетенций. В технологическом смысле познавательная активность обеспечивается за счет: внедрения эффективных педагогических технологий; постоянного использования межпредметных связей, повышающих научный уровень образования; использования информационно-коммуникационных технологий; организации процесса личностного осмысления исторического опыта.
-
Конкурентоспособность человека на современном рынке труда, по мнению специалистов, во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения, навыки и компетенции. Они могут использоваться применительно к целому ряду ситуаций. Образование должно быть нацелено на формирование готовности студентов эффективно организовывать свои внутренние и внешние ресурсы. Это необходимо для принятия решений и достижения поставленной цели.
-
Использованная литература: 1.Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. – М., 2002. 2 Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий.- М.: АПК и ПРО, 2003. 3 Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии.-2004.-№5.-С.3-12 4 Новиков А. М. Методология учебной деятельности. М., 2005. 5 Стрелова О.Ю.Историческое образование в условиях новых стандартов: от программы-конспекта содержания – к программе-плану деятельности. Журнал «Преподавание истории в школе», 2010г., № 6. 6 uchportal.ru 7 http://metodsovet.su
-
спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.