Содержание
-
Культура Древней Руси
Устное народное творчество Письменность Литература Зодчество и изобразительное искусство Художественное ремесло Быт и нравы
-
Исторические условия формирования
Наследие восточных славян (древние мифы и сказания,традиции резьбы по дереву и камню,искусство кузнецов ) Достижения соседей ( финноугорских, балтских племен, кочевников, хазар) Влияние Византии ( принятие христианства, каменное строительство, иконопись, фрески) Патриотическая идея (объединение народных сил против внешних врагов)
-
Устное народное творчество
Былина – поэтическое сказание о подвигах русских богатырей ( идея освобождения родной земли, ее защита от врагов; нелегкий труд пахаря-земледельца)
-
«Вы постойте-тко за веру, за отечество,Вы постойте-тко за славный стольный Киев град»
Герои древнерусских былин – Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич.. Васнецов. Микула Селянинович
-
Письменность и грамотность
Византийские монахи Кирилл Философ и Мефодий – создатели славянской азбуки Глаго́лица — однаизпервыхславянских азбук длязаписицерковныхтекстовнаславянскомязыке.
-
Кириллица43 буквы (19 гласных). Каждая буква имеет своё название, похожее на обычные слова:
-
Крещение Руси – развитие грамотности
Скрипторий – мастерские по переписыванию книг и оформлению их в переплеты Ярослав Мудрый – развитие просвещения в Киевском Соборе (около1037 г.) Ярослав Мудрый основал книгохранилище. В нем было представлено самое полное собрание памятников Древней Руси. Здесь была представлена не только богослужебная книга, но и нравоучительная, образовательная, медицинская, историческая литература. Каждая книга была шедевром. Двух одинаковых книг быть не могло. Святая София
-
Школав Древней Руси
-
Первыерусские книги – произведение искусства
Материал – пергамент Шрифт – каллиграфия Правила написания – устав Иллюстрации – миниатюры Орнамент Красная строка Переплет – кожаный, деревянный ( прочесть «от корки до корки») Инкрустация – золото, драгоценные камни
-
Древнерусская литература
Летописи – запись исторических событий по годам. Житие кн.Владимира Слово – торжественное и поучающее обращение Жития – литературные описания жизни людей, причисленных к лику святых
-
Летописи – исторические сочинения, в которых события излагаются по так называемому погодичному принципу
IX в. – выписки из летописи князя Аскольда Летопись Ольги и Святослава 997 г. – летописный свод князя Владимира Святославовича 1113 г. - «Повесть временных лет»
-
«Слово о законе и благодати»1049 г. митрополит Илларион
1 часть – восхваление идеи христианства 2 часть – «Похвала князю Владимиру», крестителю Руси 3 часть – Ярослав Мудрый – достойный продолжатель дела христианизации Общая идея: величие Руси, особая роль Руси в христианском мире
-
Русь – страна городов «Гардарики»
Киев 12 в.
-
Торжок, торг
-
Зодчество –искусство строить и украшать здания
Деревянное зодчество
-
Жилые помещения - хоромы
Боярские хоромы Княжеские хоромы ( каменные) Чернигов.
-
Избы крестьян
-
Каменное стоительство. к.X в.
- приезжие византийские мастера византийская архитектурная традиция 989 г. – Десятинная церковь Успения Богородицы ( Владимир Святославович) 1036 г. – Софийский собор ( Ярослав Мудрый)
-
Софийский собор в Новгороде Киево-Печерский монастырь Золотые ворота в Киеве Стены древнего Изборска
-
Искусство украшения храмов
Мозаика – картины из вдавленных в сырую штукатурку разноцветных стекляных камушков ( смальты) Фрески – роспись водяными красками по сырой штукатурке Иконопись – изображение Бога, Богородицы , святых апостолов
-
Художественное ремесло
Скань – (от старославянского глагола «съкати» — сучить, свивать в одну нить несколько прядей) орнамент, нанесенный тонкой золотой или серебряной проволокой, напаянной на металлическую. поверхность Ювелирное дело – тонкая обработка драгоценных металлов и камней «Трактат о разных ремеслах» историограф, пресвитер Теофил, XI-XII вв
-
Скань, зернь, филигрань (от латинских слов filum – нить и granum – зерно.)
-
Височные кольца
Колты – полые височные кольца гривны
-
Рясны (цепи из круглых или квадрофолийных бляшек) и колты – головной убор
-
Техника черни
Обычно черневые украшения делали из тонкого листа серебра. Для получения из тонкого листа полого изделия применялся очень древний способ - ручная выколотка, когда лист серебра под ударами деревянного молотка принимал необходимую форму.Вторая стадия в изготовлении ювелирного произведения с чернью - гравировка на металле
-
Перегородчатая эмаль
На золотую поверхность напаивали контуры рисунка тончайшей золотой проволокой или пластинкой в форме желобка. В образовавшиеся ячейки засыпали стеклянный порошок – эмаль. При нагреве эмаль прочно соединялась с поверхностью изделия. Для получения того или иного цвета требовалась своя температура нагрева. Эмальерное дело было вершиной древнего прикладного искусства, овладение им свидетельствовало о высочайшем уровне мастера.
-
…широкие браслеты, за которыми неверно закрепилось название «наручей» (вместо древнерусского обруча) с их богатой орнаментацией, круглые медальоны нагрудного украшения типа мониста или барм, перстни - принесли славу русским серебряника. Техника золочения, украшение камнями – так создавались изделия для знати. Колты, декорированные перегородчатой эмалью в сочетании с разноцветными драгоценными камнями и орнаментом из сканных завитков. Чаще всего на колтах встречаются геральдические птицы-сирины и древо жизни. Эти изображения ученые связывают с символикой свадебного обряда, с охраной от злых духов и идеей плодородия. Птицы трактуются как символ брачной пары, а дерево или росток между ними – как символ появления новой жизни. Позднее на колтах появляются образы христианских святых.
-
Кузнечное дело, оружейники
-
Одежда простонародная
Понева. Лапти Рубаха. Порты Сарафан. Свадебный сарафан. Кика, кичка
-
Одежда боярская и княжеская
-
Быт Древней Руси
-
Вахабова Ольга Владимировна Учитель истории, обществознания, МХК казенная муниципальная Пеньковская основная общеобразовательная школа 2012 г. http://rudocs.exdat.com/docs/index-9751.html
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.