Содержание
-
Культура Киевской Руси
-
Определение культуры
Культура:
- материальная
- духовная
Система созданных человеком материальных и культурных ценностей на определенном историческом этапе.
-
Особенности культуры Древней Руси
- Основу древнерусской культуры составляло наследие восточных славян.
- Древнерусская культура впитывала в себя культурные достижения проживавших в составе Руси и окружающих ее народов.
- Большое влияние на русскую культуру оказала Византия, особенно после принятия христианства.
- Создавая свои творения, древнерусские мастера не стали слепо подражать своим византийским учителям. они стремились отразить в них думы и чаяния русского народа.
- Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм, призыв к объединению народных сил против внешних врагов.
-
Архитектура
- Скандинавские историки называют Русь страной городов. Летописи сообщают о 24 городах в Киевской Руси.
- Самый крупный из них – Киев.
- Город киевского князя Ярослава Мудрого окружали высокие земляные валы общей протяженностью 3,5 км.
- План Киева в середине XII века.
-
Золотые ворота в Киеве
- Золотые ворота были главным въездом в Киев.
- Это — мощная боевая башня с возвышавшейся над нею церковью Благовещения — вызывала восторг современников и навевала ужас на врагов своей неприступностью.
- Здесь находился парадный въезд "в город Ярослава".
-
Софийский собор в Киеве, XI в.
- Софийский собор был построен по образцу византийского.
- В плане храма основу составлял крест, образованный основным и боковыми нефами.
- Центральный купол окружали размещенные чуть ниже четыре средних купола, за которыми еще ниже стояли 8 малых. Так однокупольный византийский храм преобразовывался в многокупольную пирамиду.
-
Софийский собор в Киеве. 1017—1037. Общий вид
-
Материальная культура славян. Гончарное дело
- В гончарном деле продолжались технические традиции предшествующего времени.
- Основная продукция это посуда. Основной вид гончарной посуды была кухонная печная посуда, кувшины, рукомойники, светильники.
-
Гончарное дело
-
Кузнецкое дело
- Наряду с земледелием и лесными промыслами у восточных славян развивались ремесла.
- Древнерусские ремесленники освоили сложнейшую технику обработки металла. Кузнецы изготовляли лопаты, топоры, лемехи, серпы, ножи, рыболовные крючки, сковороды, сложные замки и др.
-
- Но особенно успешно развивалось оружейное производство: производились мечи и боевые топоры, шлемы, щиты, наконечники стрел и копий.
- Русские мастера делали кольчуги из переплетенных железных колец. Это умение пришло с Востока, в Европе кольчуг плести не умели.
- Оружие нередко украшалось чернью или серебряным узором. Работая в технике литья или ковки, мастера изготовляли кольца, браслеты, перстни, кресты, медные и серебряные блюда и кубки и т.п.
-
- Элемент узора на доспехах
- Шлем Ярослава Всеволодовича
-
Ткацкое дело
- Производство нити состояло из получения исходных материалов – шерсти, льна и конопли. Затраты труда для этого требовали довольно высоких профессиональных навыков и специального оборудования.
- Шерстяные ткани делали из шерсти овцы, а льняные из волокна льна. Орудиями для производства нити были веретено и прялка. Прялки делали из глины, кости и металла. Пряли нити с помощью тальки и мотовина.
-
- Обработка льна
- Женское платье
-
Образцы славянской вышивки
- Мотовина
- Прялка
-
Ювелирное дело
Киевская Русь была центром ювелирного творчества. Ювелиры Киевской Руси славились изделиями из золота с эмалью (выемчатой и перегородчатой). Для этого времени характерны такие изделия, например, как колты, подвешиваемые с двух сторон к женскому головному убору, бармы - драгоценные оплечья, украшенные изображениями религиозного характера, полые серьги в виде полумесяца, гривны - шейные украшения в виде обруча, а также подвески из скрученных золотых нитей и бусы всевозможных видов.
-
Образцы женских уборов выполненные ювелирами из позолоты и эмали
-
Ювелирное дело
- Ювелирами Киевской Руси успешно применялись чернь, зернь, эмаль, скань (филигрань), чеканка, резьба, позолота. Основной мотив орнаментации изделий -явно стилизованные растительные формы.
- Подобный стиль орнаментации, но уже более точно отражающий живую природу, сохранился и в ювелирных изделиях Руси XVI и XVII вв., хотя в их размерах, декоре ярко отразились изменения условий жизни и быта русских людей того времени. Изделия стали демократичнее и в значительно большей степени, чем раньше, отображали характерные черты своего времени: меньше вычурности в рисунке, лаконичнее и яснее его замысел и содержание.
-
Зернь
Мелкие золотые или серебряные шарики (диам. от 0,4 мм), которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру светотени.
-
Скань
Скань (от др.-рус. скать — свивать), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.
-
Перегородчатая эмаль
Колты с изображениями птиц по сторонам «древа жизни» и цепь-рясна из бляшек для крепления колтов. Золото. Перегородчатая эмаль. XII в.
-
Духовная культура славянского населения. Летописание
- Русские средневековые летописи представляют собой крупные памятники духовной культуры.
- Летописи являются памятниками общественной мысли, литературы и научных знамений.
- Наряду с политическими событиями в летописи вошли явления природы и литературные произведения проникнутые исторической конкретностью.
-
Летописание
- Жалованная грамота
- Служебник
-
- Летопись была важнейшим политическим документом той современности и являлась и являлась оружием в политической борьбе.
- Летопись велась при княжеских дворах и епископских кафедрах.
- Благодаря летописям нам сейчас известны события того времени.
-
Иконопись
Иконопись в Древней Руси была делом священным. Строгое следование каноническим предписаниям, с одной стороны, обедняло процесс творчества, поскольку ограничивало возможности самовыражения иконописца, так как иконография образа, как правило, была уже задана, но, с другой стороны, заставляла художника все свое мастерство, все свое внимание сфокусировать на сути "духовного предмета", на достижении глубокого проникновения в образ и воссоздании его изысканными изобрази-тельными средствами.
-
-
- Иконы чаще всего писали на деревянных досках.
- Обычно брали доски из липы, на Севере — из лиственницы и ели, в Пскове — из сосны.
- Доску, как правило, вытесывали из бревна, выбирая наиболее крепкий внутренний слой древесного ствола.
- Процесс этот был трудоемким и длительным.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.