Содержание
-
Культура России конца XIX - начала XX века
-
- к началу XX века 76-80% населения было неграмотным. - начальное образование: церковно-приходские, частные, государственные и земские школы; - высшее образование: в 1914 году было около 100 ВУЗов, 10 университетов. С 1911 года выпускницы женских курсов приобретали права окончивших университеты. - книгоиздательская деятельность. 3 место в мире после Германии и Японии по количеству издаваемых книг. Крупнейший издатель Сытин. 1.Образование, печать
-
- Мечников (врач,биолог) – учение об иммунитете, предупреждение инфекционных болезней – Нобелевский лауреат - Павлов – учение о высшей нервной деятельности (нобел.лауреат); - Тимирязев – изучение фотосинтеза; - Менделеев – открытие периодического закона химических элементов; - Бутлеров – теория химического строения веществ; - Сеченов– биология, физиология; - Вернадский – учение о биосфере (сфера обитания человека) и ноосфере (сфера разума); - Зелинский– основатель одной из новых научных дисциплин – нефтехимии - Лебедев – создатель первой русской школы физиков; - Попов– 1895г. создание радио; - Циолковский – разработка теории ракетного движения; - Жуковский– основатель научной теории авиации, «отец русской авиации»; - Сикорский – создал первый в мире 4-х моторный самолет «Русский витязь», «Илья Муромец»; - Нестеров– летчик, совершивший «мертвую петлю»; - адмирал Макаров – постройка ледокольного флота. В 1913 году совершен первый в истории проход всего Северного морского пути - Крылов- разработал теоретические основы увеличения защищенности военных судов; 2.Достижения науки
-
А) Проблема взаимоотношения интеллигенции и народа, почему в революции они разошлись? Правильной ли была позиция интеллигенции в революции? 1909 г. –сборник «Вехи»- Бердяев, Булгаков, Струве ( возлагали на интеллигенцию вину за жертвы и потрясения). Б) В культурной жизни той поры шли поиски путей обновления форм художественного творчества и переоценки личностей. Возрастал интерес к духовному миру личности. Это время вошло в историю как Серебряный век русской культуры. 3.Идейные искания и художественная культура
-
критический реализмЛ.Н.Толстой, Чехов, Бунин, Куприн, Короленко, Горький; символизм (его проявление в России – стиль декаданс). Он отличается пессимизмом, уходом от реальной лействительности)– поэты Брюсов, Бальмонт, Белый, Блок, Гиппиус, Мережковский, Сологуб. акмеизм – в противоположность символистам, провозглашали предметность тематики и образов (Н.Гумилев, Мандельштам, А.Ахматова) русский авангард(«передовой») представлен футуризмом (творили в стиле ожидаемого ими будущего) – В.В.Маяковский (новая форма стихосложения, шокирующие публику названия: «Дохлая луна», «Облако в штанах») В) Литература:
-
- сохранили свои позиции передвижники; - модернизм («современный») в русской живописи (предметом творческой мысли становится не реальность, а ее отражение в сознании художника): . «Мир искусства» ( создана в 1898г., возглавила Бенуа и Дягилев) группа художников: А.Н.Бенуа, Е.Е.Лансере, К.А.Симонов (чаще обращались к прошлым эпохам), Рерих Н.К., М.А.Врубель (обращение к мистическим сюжетам- «Демон», «Пророк») - К.С.Петров-Водкин «Купание красного коня» - 1907г. объединение «Голубая роза»(художники-символистыВ.Э.Борисов-Мусатов, М.С.Сарьян, Кузнецов П.В.. . .) - Н.К.Рерих, картины навеяны историей и легендами Древней Руси - Абстракционизм («удаление, отвлечение») – отказ от приближенного к действительности изображения форм в живописи, скульптуре. Основатель направления - К.С.Малевич «Черный квадрат» в 1915г., В.В.Кандинский. - Б.М.Кустодиев– сцены крестьянского и мещанско-купеческого быта. - «Бубновый валет»выставка художников в 1910-1911г., а с 1911 года общество художников (Кандинский, Кончаловский Малевич и другие) - И.Э Грабарь Д) с1907г. по 1913г. известным театральным и художественным деятелем С.П.Дягилевым в Париже организовывались «Русские сезоны» Г) Живопись:
-
- К.С.Петров-Водкин «Купание красного коня»
-
А) короткий период подъема связан с расцветом стилямодерн. Шире стали использоваться новые строительные материалы – бетон, сталь, стекло. Б)Здание Азовско-Донского банка в Петербурге (архитектор Лидваль) В)в Москве – Казанский вокзал Щусева А.В.( с 1913 по 1949гг) и Ярославский вокзалФ.О.Шехтеля (1902-1904 гг.), здание Ссудной казны В.А.Покровского 4.Архитектура
-
Здание Азовско-Донского банка в Петербурге (архитектор Лидваль)
-
ВМоскве – Казанский вокзал Щусева А.В.( с 1913 по 1949гг)
-
Ярославский вокзалФ.О.Шехтеля (1902-1904 гг.),
-
здание Ссудной казны В.А.Покровского
-
5.Музыкальная жизнь А) продолжили свою деятельность Н.А.Римский-Корсаков, А.К.Глазунов, И.Ф.Стравинский, С.С.Прокофьев; расцвет творчества Рахманинова С.В. Б) балет: А.Павлова, Т.Карсавина, В.Нижинский В) оперный певец Ф.Шаляпин Г) актеры: В.Комиссаржевская, В.И.Качалов, И.М.Москвин, Л.Леонидов 6. Кино А) первую русскую кинофабрику построил А.А.Ханжонков, первый русский фильм «Понизовая вольница. Стенька Разин и княжна» Б) в 1911 году был снят первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя» В) актриса Вера Холодная
-
Выводы: Русская культура отразила все противоречия социально-экономической и общественно-политической жизни, оказывала огромное воздействие на нравственное состояние народа. Но по-прежнему сохранялось противоречие между тем, что создало общество в сфере культуры, и возможностями овладения этими достижениями широкими слоями населения. Элитарной культуре просвещенной части общества противостояла традиционная культура основной массы народа. Глубина этого разрыва стала особенно очевидной в предреволюционный период.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.