Содержание
-
Урок- исследование в 11 классе.
-
Цели урока
Раскрыть интеллектуальность и эмоциональность характера эпохи начала 20 века – эпохи всплекса , подъёма, в науке и искусстве. Провести исследование границ « Серебряного века в русской культуре» Проведение мини- исследования по сравнительной характеристике течений модернизма. Воспитание духовно-нравственных ценностей
-
«…Этот мир очарований, этот мир из серебра»
Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?
-
Серебряный век
Ассоциативная цепочка: Блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, бокалы, хрупкость, капель, металл, оружие, мгновенность, недолговечность, прозрачность, свечение, сияние, дымка, туман, волшебство, тайна, шепот, голоса… Особый мир – возвышенный и прекрасный
-
Задача урока- исследования.
Определить,каким десятилетием, каким историческим событием можно очертить конечную границу Серебряного века?
-
Первый аспект исследования.
Каково основное содержание эпохи, именуемой Серебряным веком? Почему именно поэзия заняла в культуре ведущее место?
-
Выступления учащихсяИсторик- ключевые события эпохи.
1890 – начало эпохи экономического роста, реформ Витте 1894 – начало царствования Николая П С 1902 г. – массовое создание политических партий 1903 г. – второй съезд РСДРП 1904 -1905 -0 русско-японская война 1905-1907 – первая русская революция 1906 – создание 1 Государственной Думы, аграрная реформа Столыпина 1914 – начало Первой мировой войны 1817 – Февральская революция, свержение самодержавия 1917 – Октябрьская революция (переворот)
-
Просвещение Научные, технические, литературные, Краеведческие музеи (Русский в Санкт-Петербурге, собрание русской живописи в Москве) Библиотеки и читальные залы при земствах, учебных заведениях, музеях Книгопечатанье ( И.Д.Сытин «библиотека для самообразования»,Ф.Ф.Павленков « Научно-популярная библиотека по естествознанию») Вечерние народные университеты (например, им. А. Л. Шанявского в Москве в 1908 г.) Народные дома (библиотеки, лекции, концерты) Бесплатные воскресные школы для взрослых Рабочие курсы
-
Образование Начальное (государственные, земские, церковно-приходские школы) Среднее (гимназии и реальные училища) Высшее (120 университетов и институтов, в них обучалось 130 тысяч студентов Грамотность населения повысилась: с 6 % в 60-х гг. XIX в. До 30% в начале XX в.
-
Гуманитарные науки
-
-
ИскусствоведМ.Врубель «Демон поверженный»
-
Что мы видим?
Небывалый закат озолотил небывалые сине-лиловые горы. «И зло наскучило ему» Громада лермонтовской мысли заключена в громаде трех цветов Врубеля Снизу ползет синий сумрак и медлит затоплять золото и перламутр. В этой борьбе золота и синевы уже брезжит иное… Все собралось, все переплелось для Врубеля в этом фантастическом странном образе – неразрешимые противоречия века и личные переживания, порыв к действию и опаленные крылья Икара, дерзнувшего взлететь к солнцу, большая любовь и большое страдание, светлая мечта о возрождении и трагическое сознание его невозможности…
-
В. Борисов-Мусатов «Призраки»1903 год. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
-
Симфония художника
Подобно Ф.И.Тютчеву, художник мог бы сказать: "Душа моя - элизиум теней, теней бесплотных, светлых и прекрасных". Из этого парка забвения нет выхода, и героини, торжественно предстоящие в картинах, замирают от невозможности выразить драму человеческой души, ее бездонность и оттого обречены на вечное молчание. Атмосфера безмолвной грусти…В поздних сумерках проплывают по парку женские фигуры; смутные видения зыбки и бестелесны…
-
К.Петров-Водкин «Купание красного коня»Показана в 1912 году на выставке "Мира искусства»
-
Символический смысл картины
Своеобразный призыв и предчувствие грядущего обновления, очищения человечества Звонкая красочность композиции, мастерство рисунка, плавность линий роинили картину не только со строем древнерусских икон, но и с образами итальянского Ренессанса..
-
Музыка
-
«Могучая кучка» М. А. Балакирев (1836-1910) Увертюра на темы трех русских песен, симфонические поэмы «Тамара», «Русь», «В Чехии», романсы, сборник русских народных песен М.П. Мусоргский (1839 – 1881) Оперы «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка», цикл «Картинки с выставки», песни «Калистрат».
-
А.П. Бородин (1833-1887) Опера «Князь Игорь»,» 2-ая богатырская симфония», песни вокальной лирики Н.А. Римский- Корсаков (1844- 1908) 15 опер : «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Садко», «Золотой петушок» Ц. А. Кюи (1835-1918) Оперы «Сын мандарина», «Вильям Ратклиф», романсы, музыкальная картина.
-
А.Г. Рубинштейн 1859- русское музыкально общество М.А. Балакирев Г.Я.Ломакин 1860-е гг. : бесплатная музыкальная школа Консерватории в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве и д.р.
-
Кино
-
-
Архитектура
-
-
Исторический музей В. О. Шервуд казанский вокзал А. В. Щусев музей изобразительных искусств И. И. Рерберг
-
Скульптура М.М. Антокольский «Иван Грозный» «Ермак» «Петр I» «Нестор-летописец» М.О. Микешин Памятники : «Тысячелетие России» в Новгороде, Екатерине II в Петербурге и Екатеринодаре, Б.Хмельницкому в Киеве А.М.Опекушин Памятник А.С.Пушкину
-
«Иван Грозный» М.М. Антокольский «Памятник тысячелетие России» М.О.Микешин
-
-
-
«Женщина с зонтиком» Иван Крамской Осенний день в Сокольниках. И.И.Левитан Три женщины на дороге - Казимир Малевич.
-
Литературовед
«Золотой век» в истории русской литературы Поэзия сменяется прозой Прозу сменяет поэзия Вывод по первой учебной ситуации: Поэзия – всплеск чувств, озарение, сердечная боль, безумство, апатия… и всегда потрясение. Поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. Стих был индивидуален.
-
-
-
И.С. Тургенев А.А. Блок В.В.Хлебников
-
Значение Исследования русских ученых были выдающимся в мировой науке ; Имена русских путешественников были занесены на географическую карту мира; Русская литература занимала авангардное место в мировой литературе, т.к. отличалась высокими гуманистическими идеалами, гражданственностью, чувством нациольного самосознания, поисками социальной справедливости В изобразительном искусстве зародились новые художественные формы, которые оказали влияние на развитие мирового искусства Русская культура получила мировое признание ,и имена выдающихся ее представителей вошли в золотой фонд мира.
-
Второй аспект исследования.
Голоса поэтов начала века Композиция «Я каждый миг исполнен откровенья» Задания для учащихся: Прослушать композицию Записать в тетрадь имена авторов, годы жизни, поэтическую Я-концепцию
-
Владимир Сергеевич Соловьев1853-1900 г.
-
Мирра Александровна Лохвицкая(1869-1905)
-
Константин Дмитриевич Бальмонт(1867-1942)
-
Дмитрий Сергеевич Мережковский(1865-1941)
-
Федор СологубФедор Кузмич Тетерников)(1863-1927)
-
Михаил Алексеевич Кузмин(187501936)
-
Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин (1877-1032)
-
Марина Ивановна Цветаева(1892-1941)
-
Владислав Фелицианович Ходасевич(1886-1939)
-
Велимир Хлебников(Виктор Владимирович)(1885-1922)
-
Игорь Северянин(Игорь Васильевич Лотарев) (1885-1941)
-
Владимир Владимирович Маяковский(1893-1930)
-
Выводы, запись в тетради:
Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, одаренная личность. Каждый считает, что он в ответе за будущее. Каждый стремится вобрать в свое творчество весь мир – космос, вечность, явления живой природы, культуры. Подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную. Отсюда и стремление защитить свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю.
-
Мини- исследовательский практикум.
Символизм Акмеизм Футуризм - цели творчества; отношение к миру; отношение к слову: особенности формы произведений
-
Символизм
Направление в искусстве 1870-1910-х годов; универсальная философия, этика, эстетика и образ жизни времени Сущность символизма сформулировал В.С.Соловьев: Милый друг, иль ты не видишь, Что все видимое нами – Только отблеск, только тени От незримого очами?
-
Акмеизм
(от греческого аcme - высшая степень чего-либо, цветущая сила) Направление в литературе, провозгласившее своими главными принципами: - освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности, вещности - стремление придать слову определенное, точное значение, основываясь на конкретной образности - обращение к человеку, к подлинности его чувств -поэтизацию мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала
-
Футуризм
(от латинского futurum – будущее) Идея разрушения старого мира Художественной системе футуризма свойственны: Культ техники, индустриальных городов; Отрицание гармонии как принципа искусства; Словесные деформации, напряженный интерес к неологизму, к игровому началу; Абсолютизация динамики и силы, творческого произвола художника Пафос эпатажа
-
ВыводЧто дает основания для объединения поэтов начала века, чьи творческие принципы столь различны, под общим понятием «творцы Серебряного века»?
Все эти поэты – современники; их объединяет время, сама эпоха Всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии; Все они по-особенному, трепетно относятся к слову, образу, ритму Они склонны к манифестам, программам, декларациям с выражением эстетических вкусов, симпатий и антипатий Их сближает и беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему…
-
Третий аспект исследования.
Ещё одна бесценная страница в истории Серебряного века. Это мир человеческих отношений, мир любви и дружбы людей. Обратимся к стихотворениям и посланиям поэтов, адресованным их современникам к воспитаниям о них. О чём говорят эти строки?
-
вывод:
Поэты Серебряного века творили не только стихи, поэмы, они лепили и свои судьбы; почти всем им свойственно отношение к собственной биографии как к выстаиваемому мифу. 2. Большинство поэтов были связаны искренней дружбой, которую сохранили в течение долгих лет; они высоко оценивали и поэтическое мастерство, и личностные качества друг друга; они не скупились на добрые слова, они умели радоваться успехом друзей, восхищаться их гениальностью.
-
Итоги исследования.
Это явление не ограничилось 17 годом. Серебряный век оставался в душах, в сознании поэтов , сотворивших его, всю жизнь, до последних дней они мысленно уносились в те годы, беседовали с уже ушедшими из жизни, но такими дорогими и близкими людьми, восстанавливали в подробностях памятные события Серебряного века.Он стал их судьбой.Как они сотворили его, так и он, Серебряный век, сотворил их.Значит,явление продолжало существовать до 50-60 годов прошлого века; .
-
Итоги исследования
под знаком Серебряного века развивалась духовная, художественная жизнь всего 20 столетия.
-
Домашнее задание:
Подготовить выразительное чтение стихотворений поэтов Серебряного века (по выбору учащихся) Анализ изобразительных средств , используемых в стихотворении.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.