Содержание
-
Тема урока:
« Культура Западной Европы в раннее Средневековье» Средние века
-
- Каким были представления людей в Средние века о дальних странах;
- Что такое « Каролингское Возрождение»
- Что такое « Семь свободных наук»,
- Как развивалась литература, какими были рукописные книги.
- Познакомимся с искусством жонглёров.
Сегодня вы узнаете:
-
Проверяем домашнее задание:
- Историческая эпоха, следующая за Древним миром.
- Хранилище письменных исторических источников.
- « Ведущие за собой войска».
-
4. Постоянные военные отряды.
5. Расчётливый и жестокий король из рода Меровея.
6. Специальное поселение монахов.
-
7. Столовая в монастыре.
8. Земельное владение, за которое нужно было нести военную службу, позднее передаваемое в наследованное пользование.
-
9. Король, на голову которого папа римский в 800 году возложил корону.
10. Почётное или воинское звание.
-
11. Война между феодалами.
12. Отношения между феодалами, на верхних ступеньках стояли самые крупные, на нижних – мелкие.
-
13. Знатные господа, состоявшие при дворе короля и его свите.
14. Во время переговоров означало равноправие и достоинство каждого участника встречи.
-
15. Посланцы папы для распространения христианства.
-
- Средние века. 9. Карл
- Архив. 10. Титул
- Герцог 11. Междоусобные
- Дружина 12. Феодальная лестница
- Хлодвиг 13. Придворные
- Монастыри 14. Круглый стол
- Трапезная 15.Миссионеры
- Феод
-
Работаем по плану:
- Представления средневекового человека о мире.
- Каролингское Возрождение.
- « Семь свободных искусств».
- Искусство рукописной книги.
- Литература.
- Жонглёры.
-
Представления средневекового человека о мире.
Почему люди имели незначительные представления о мире?
- Низкий уровень развития науки и техники.
- Изолированная жизнь в деревнях и замках.
3. Развитие народа, стран, окружающего мира было проникнуто верой в Страшный суд, где только Творец будет судить и живых, и мёртвых
-
Учение Пифагора о том, что Земля – шар, не было полностью забыто. Средневековые учёные представляли, что Земля круглая и находится в центре Вселенной.
Пифагор
-
Фалес Милетский
Древнегреческий учёный Фалес представлял Землю в виде диска, покрытого небом, как колпаком, а по небу двигаются Солнце, Луна и пять известных планет.
-
Центром или « пупом» Земли считали город Иерусалим, в котором находится Гроб Иисуса Христа. Восток на средневековых картах помещали наверху.
- «Пуп Земли» в Иерусалиме
- «Пуп Земли» в Дельфах
-
На Востоке располагается гора, на ней находится земной рай. Из рая вытекают реки: Тигр, Евфрат, Ганг и Нил.
Карта XI века
-
Индийский океан в Средние века считали замкнутым. Людей, живущих там, представляли в виде существ с тремя ногами или глазами, с хвостом, как у собаки.
- Обитатели далёких стран.
- Средневековая миниатюра
-
Время и смену сезонов определяли по природным признакам: восходу и закату Солнца, фазам Луны, цветению и плодоношению деревьев и других растений, по характеру ветра и осадков.
-
К историческому времени средневековые люди относились своеобразно. Хронисты были равнодушны к точным цифрам. Они говорили « в это время»,« тем временем», « вскоре после этого». Даты семейной жизни, события в деревне отсчитывали от церковных праздников.
-
Время определяли по тени, которую отбрасывала вертикально вбитая в землю палка.
Солнечные часы в древности
-
Водяные и песочные часы помогали определить отдельные отрезки времени. Инструменты были очень не точны.
- Водяные часы, XI век
- Песочные часы
-
Как на ваш взгляд в Средние века люди объясняли смену времён года?
-
Каролингское Возрождение.
Грамотных людей было мало, они редко встречались даже среди феодалов. Письмом владели только жители церкви, ведь они должны были читать религиозные книги, знать молитвы, выступать с проповедями.
-
Термин «каролингское возрождение» означает, что культурное обновление Каролингской империи — это феномен, сравнимый с Возрождением XVI века во многих его аспектах .
-
-
Карл Великий приглашает к своему двору образованнейших людей из других стран. Англосаксонскому учёному монаху Алкуину поручает организовать обучение.
Храбан Мавр (слева) и Алкуин (в центре)
-
Каролингское Возрождение
Оно наблюдалось в различных областях:
- в образовании
- в архитектуре
- в литературе
-
Каролингское Возрождение.
При дворе Карла было создано общество научных знаний – « Дворцовая академия», в которой Карл и его семья, учителя и ученики обсуждали произведения различных авторов.
-
Карл строил во многих городах каменные дворцы и церкви. Сохранилась лишь здание Ахенской капеллы.
-
« Семь свободных искусств»
Карл Великий приказал открыть школы при больших монастырях, в X – XI веке при храмах и соборах в больших городах стали открываться соборные школы.
Исидор Севильский
-
- Особенности соборных школ.
- Дети учились вместе с юношами
- Деление по возрасту не было.
- Обучение шло на латинском языке.
-
Список свободных искусств по Исидору Севильскому:
- Тривиум
- Квадриум
- Грамматика
- Риторика
- Диалектика
- Арифметика
- Геометрия
- Астрономия
- Музыка
-
Искусство рукописной книги
В древности книга чаще всего была папирусным свитком, позднее в римской империи – свитком из пергамена ( специально обработанная кожа молодых телят или ягнят)
-
Пергамент был намного прочнее папируса, его можно было сгибать, писать с обеих сторон. Но он был очень дорог, поэтому книги были очень дорогим удовольствием.
Изготовление пергамента
-
Миниатюра (от лат. minium — красные краски, применявшиеся в оформлении рукописных книг) — в изобразительном искусстве живописные, скульптурные и графические произведения малых форм, а также искусство их создания.
Искусство рукописной книги
-
Искусство рукописной книги
Моза́ика —декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
Мозаика
-
Изменилось и орудие письма. В древности на папирусе писали тростниковым стержнем, а с появлением пергамента – птичьими перьями
тростниковый стержень птичьи перья
-
На Библии приносились клятвы, присягали на верность королю или сеньору. Библию делали с дорогими переплётами, поэтому их приковывали цепями.
-
Литература
Более всего в Средние века читали Евангелия и жития святых, в которых рассказывали о подвигах людей, признанные церковью святыми мучениками. Церковь призывала мирян подражать святым.
Святые на небесах, Размещённые по своей святости
-
Другим жанрам были хроники - в них излагались события от «сотворения мира». В них были как реальные факты, так и вымысел
-
Безызвестные сказители и певцы создавали эпические песни – сказания о великих героях прошлого. Их исполняли на арфе или виоле. Позднее песни разрастались, соединялись с другими песнями.
« Песнь о Нибелунгах»
-
« Песнь о Роланде» гибель Роланда
-
Жонглёры
В городах, деревня, замках, на дорогах можно был встретить странствующих артистов – шутов или жонглёров. Без них не обходился ни один праздник. Они водили за собой медведей и обезьян, показывали фокусы и акробатические номера, разыгрывали небольшие пьесы. Однако церковь считала их « нечистыми людьми», неодобрительно относилась к их фокусам.
-
Подведём итог урока.
Вопросы на стр. 54
-
Домашнее задание.
Параграф 5, вопросы, записи, вопрос 6 письменно, рабочая тетрадь.
-
В работе использованы ресурсы:
Поурочные планы « История Средних веков» Автор – составитель Н.Ю. Колесничено, Издание – 2-е, исправленное. Волгоград, 2010 г.
Антоненкова Анжелика Викторовна Учитель истории МОУ Будинской ООШ Тверская область Бельский район
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.