Презентация на тему "Либеральные реформы Александра 1" 8 класс

Презентация: Либеральные реформы Александра 1
Включить эффекты
1 из 13
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
7 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация "Либеральные реформы Александра I" рассматривает период правления российского императора Александра I, его личность и внедренные реформы в различных сферах: экономике, социальном устройстве, политике и культуре. Главный вопрос презентации - кем являлся Александр I - консерватором или либералом.

Краткое содержание

  • Вступление на престол Александра I;
  • Реформы Негласного комитета;
  • Реформы государственной власти и проект М.М. Сперанского.

Содержание

  • Презентация: Либеральные реформы Александра 1
    Слайд 1

    Либеральные реформы Александра I

  • Слайд 2

    План

    1. Вступление на престол Александра I;
    2. Реформы Негласного комитета;
    3. Реформы государственной власти и проект М.М. Сперанского.
  • Слайд 3

    1801-1825 гг.- правление Александра I

    «Российский император обладает умом, изяществом, образованием; он обольстителен, но ему нельзя доверять, он не искренен; это византиец… тонкий,противоречивый, хитрый…» (Наполеон Бонапарт)

  • Слайд 4
    • Екатерина II;
    • Павел I;
    • Александр I.
  • Слайд 5

    Александр I о монархии

    «Возможно ли одному человеку управлять государством, а тем более изменить укоренившиеся в нем злоупотребления? Это выше сил даже самого умного человека ... » «Наследственная монархия - установление нелепое и несправедливое». «Верховная власть должна быть вверяема не вследствие случайности рождения, а по голосованию народа».Судя по этим высказываниям, взгляды Александра I можно характеризовать как либеральные или как консервативные?

  • Слайд 6

    Князь А. Чарторыйский об Александре I

    «Император любил внешние формы свободы, как можно любить представление ... Он охотно согласился бы, чтобы каждый был свободен, лишь бы все добровольно исполняли одну только его волю».

    С точки зрения Чарторыйского, Александр I – либерал или консерватор?

  • Слайд 7

    Проблема

    Александр I – либерал или консерватор?

  • Слайд 8
  • Слайд 9

    Преобразования Александра I в 1801-1811 гг.

  • Слайд 10

    В экономике:

    • Поощрение внедрения новой техники.
    • Развитие дорог для рынка: рытье каналов, строительство шоссе.
    • Промышленный переворот так и не начался.

    В делении общества:

    • Прекращение раздачи крестьян в крепостные. Запрет объявлений о продаже и запрет продажи без земли. Право государственных крестьян, мещан покупать землю. Указ о вольных хлебопашцах.
    • Крепостное право ограничено, но не отменено
  • Слайд 11

    В политике:

    Негласный комитет из либералов.

    • 1802 г. – разделение властей: Сенат - суд,, министры - исполнение.
    • 1810 - проект конституции Сперанского.Отменено под давление консервативно настроенных высших чиновников (дворян).

    В культуре:

    • Разрешение ввозить европейские книги.
    • 1803 г. - Реформа образования:
      • Автономия университетов.
      • Учебные округа - подготовка новых университетов в СПб, Харькове, Казани.
      • Всесословность и преемственность системы образования.
    • 1804 г. - Устав о цензуре - почти свобода слова.Существенных изменений не произошло.
  • Слайд 12

    Проблема

    Александр I – либерал или консерватор?Александр I либерал, но ему мешали провести либеральные реформы конcервативно настроенные высшие дворяне и чиновники.

  • Слайд 13

    Домашнее задание

    • §1.
    • ответить на вопросы перед §2 на стр. 33.
Посмотреть все слайды

Конспект

Разработка урока по истории для учащихся 8-х классов

Урок 30. Либеральные реформы Александра I

Цель урока по линиям развития личности.

Линии1-2. Картина мира в фактах и понятиях. На основании фактов истории сформировать представление о либеральной направленности деятельности Александра I в начале его царствования
Линия3. Историческое мышление. Определить причины, по которым существенных изменений в стране не произошло.
Линии 4-5. Нравственное и гражданско-правовое самоопределение. Дать возможность осознать значение либеральных реформ в жизни российского общества.
Обязательный минимум (новые информационные единицы, вводимые на уроке) Либеральная модернизация. Александр I. М.М. Сперанский.

Ход урока:

  • Организационный момент
  • Вводное слово учителя:
  • Сегодня на уроке мы поговорим о личности Александра I, выясним, какие изменения произошли в стране в начале царствования молодого императора /записать тему урока/
  • Вначале познакомимся с личностью императора Александра I
  • Сообщение ученика /другой вариант- продолжает учитель/

Слайд 2.
XIX столетие начинается со вступления на престол императора Александра I (1777-1825), который пришел к власти в результате последнего дворцового переворота.

1801-1825- правление Александра I. /запись в тетрадях/
Он был сыном императора Павла I и внуком великой Екатерины II. «российский император обладает умом, изяществом, образованием; он обольстителен, но ему нельзя доверять, он не искренен; это византиец… тонкий, противоречивый, хитрый…» - сказал о нем Наполеон Бонапарт.

Слайд 3
Почему так сложился характер юного Александра? Ему очень рано пришлось узнать, что такое лесть, обман, т.к. рос при дворе. Екатерина II очень любила Александра. У Павла с матерью были натянутые отношения, т.к. он не разделял ее взгляды на правление. Екатерина удалила Павла вместе с семьей в Гатчину. Александру пришлось разрываться между бабкой и родителями. В обход Павла, Екатерина хотела наследовать трон внуку, но неожиданная смерть помешала ей это сделать. Павел I пробыл у власти всего 5 лет, в 1801 г он был убит группой заговорщиков. Александр знал о готовящемся заговоре. Тень убитого отца преследовала его всю жизнь. Таким образом, Александр I пришел к власти в результате последнего дворцового переворота.
Каких же взглядов на государственное устройство придерживался Александр I и как его характеризовали другие образованные люди. Обратимся к историческим документам на стр 32.

Создание проблемной ситуации.

Слайд 4. Александр I о монархии:
«Возможно ли одному человеку управлять государством, а тем более изменить укоренившиеся в нем злоупотребления? Это выше сил даже самого умного человека ... » «Наследственная монархия - установление нелепое и несправедливое». «Верховная власть должна быть вверяема не вследствие случайности рождения, а по голосованию народа».
Судя по этим высказываниям, взгляды Александра I можно характеризовать как либеральные или как консервативные?

Слайд 5. Князь А. Чарторыйский об Александре I
«Император любил внешние формы свободы, как можно любить представление ... Он охотно согласился бы, чтобы каждый был свободен, лишь бы все добровольно исполняли одну только его волю».
С точки зрения Чарторыйского, Александр I – либерал или консерватор?

Слайд 6 Формулирование проблемы.
Сравните свои ответы на первый и второй вопрос. Какое противоречие наблюдаем?
Какую проблему нам нужно выяснить?

Проблема: – Александр I – либерал или консерватор? /запись в тетрадях/
Как вы думаете, за какие действия можно считать правителя либералом? /версии учащихся/

Актуализация знаний:
Вспомним, каким был уровень модернизации России во всех сферах в начале XIX в. Что мешало развитию страны? /практически во всех сферах жизни общества господствовали аграрные порядки. В результате Россия отставала от стран Западной Европы/
Что нам предстоит сегодня узнать? Что мы пока не знаем? /как Александр I будет решать проблемы модернизации/

Открытие нового знания (работа с текстом – стр 23-24)

Мог ли Александр I стать либералом-реформатором? Какое образование он получил?
Отличался ли Александр I своими взглядами от своих предшественников?
Александр получил европейское образование. Воспитателем молодого великого князя занимался швейцарский политик Лагарп – сторонник идей Просвещения. Он дал мальчику не только образование. Вместе с учителем Александр размышлял о преимуществах республиканского правления, о свободе личности, законах равенства людей, несправедливости сословного деления.
Вступая на престол Александр I мечтал привести государственные дела в идеальный порядок, предоставить российским подданным конституционные права и свободы. Просвещенные дворяне многого ждали от него.
Но какой поступок Александра может огорчить даже сторонников либерализма?
О первых преобразования Александра I мы узнаем, поработав с таблице на стр 32

Задание: заполнение таблицы, работа в группах по 4 человека.

В экономике

В делении общества

В политике

В культуре

Даты и описание реформ. Они консервативны или либеральны?

Поощрение внедрения новой техники.

Развитие дорог для рынка: рытье каналов, строительство шоссе

Прекращение раздачи крестьян в

крепостные. Запрет объявлений о

продаже и запрет продажи без

земли. Право государственных

крестьян, мещан покупать землю.

Указ о вольных хлебопашцах

Негласный комитет из либералов.

1802 г. –разделение властей: Сенат- суд,, министры-

исполнение.

1810 - Проект конституции Сперанского

Разрешение ввозить европейские книги.

1803 г. - Реформа образования:

а) Автономия университетов .

б) Учебные округа - подготовка новых университетов в СПб, Харькове, Казани.

в) Всесословность и преемственность системы образования.

1804 г. - Устав о цензуре - почти свобода слова

Произошли или нет существенные изменения в данной сфере жизни общества?

Промышленный переворот так и не начался

Крепостное право ограничено, но не отменено

Отменено под давление консервативно настроенных высших чиновников (дворян)

Существенных изменений не произошло

Этап проверки и коррекции

Итог урока (вывод по проблеме)

Какой ответ на проблему урока мы можем дать? Можно ли назвать Александра I либералом?
Вывод: Александр I либерал, но ему мешали провести либеральные реформы конcервативно настроенные высшие дворяне и чиновники.

Домашнее задание: §1, ответить на вопросы перед §2 на стр 33.

Разработка урока по истории для учащихся 8-х классов

Урок 30. Либеральные реформы Александра I

Цель урока по линиям развития личности.

Линии1-2. Картина мира в фактах и понятиях. На основании фактов истории сформировать представление о либеральной направленности деятельности Александра I в начале его царствования
Линия3. Историческое мышление. Определить причины, по которым существенных изменений в стране не произошло.
Линии 4-5. Нравственное и гражданско-правовое самоопределение. Дать возможность осознать значение либеральных реформ в жизни российского общества.
Обязательный минимум (новые информационные единицы, вводимые на уроке) Либеральная модернизация. Александр I. М.М. Сперанский.

Ход урока:

  • Организационный момент
  • Вводное слово учителя:
  • Сегодня на уроке мы поговорим о личности Александра I, выясним, какие изменения произошли в стране в начале царствования молодого императора /записать тему урока/
  • Вначале познакомимся с личностью императора Александра I
  • Сообщение ученика /другой вариант- продолжает учитель/

Слайд 2.
XIX столетие начинается со вступления на престол императора Александра I (1777-1825), который пришел к власти в результате последнего дворцового переворота.

1801-1825- правление Александра I. /запись в тетрадях/
Он был сыном императора Павла I и внуком великой Екатерины II. «российский император обладает умом, изяществом, образованием; он обольстителен, но ему нельзя доверять, он не искренен; это византиец… тонкий, противоречивый, хитрый…» - сказал о нем Наполеон Бонапарт.

Слайд 3
Почему так сложился характер юного Александра? Ему очень рано пришлось узнать, что такое лесть, обман, т.к. рос при дворе. Екатерина II очень любила Александра. У Павла с матерью были натянутые отношения, т.к. он не разделял ее взгляды на правление. Екатерина удалила Павла вместе с семьей в Гатчину. Александру пришлось разрываться между бабкой и родителями. В обход Павла, Екатерина хотела наследовать трон внуку, но неожиданная смерть помешала ей это сделать. Павел I пробыл у власти всего 5 лет, в 1801 г он был убит группой заговорщиков. Александр знал о готовящемся заговоре. Тень убитого отца преследовала его всю жизнь. Таким образом, Александр I пришел к власти в результате последнего дворцового переворота.
Каких же взглядов на государственное устройство придерживался Александр I и как его характеризовали другие образованные люди. Обратимся к историческим документам на стр 32.

Создание проблемной ситуации.

Слайд 4. Александр I о монархии:
«Возможно ли одному человеку управлять государством, а тем более изменить укоренившиеся в нем злоупотребления? Это выше сил даже самого умного человека ... » «Наследственная монархия - установление нелепое и несправедливое». «Верховная власть должна быть вверяема не вследствие случайности рождения, а по голосованию народа».
Судя по этим высказываниям, взгляды Александра I можно характеризовать как либеральные или как консервативные?

Слайд 5. Князь А. Чарторыйский об Александре I
«Император любил внешние формы свободы, как можно любить представление ... Он охотно согласился бы, чтобы каждый был свободен, лишь бы все добровольно исполняли одну только его волю».
С точки зрения Чарторыйского, Александр I – либерал или консерватор?

Слайд 6 Формулирование проблемы.
Сравните свои ответы на первый и второй вопрос. Какое противоречие наблюдаем?
Какую проблему нам нужно выяснить?

Проблема: – Александр I – либерал или консерватор? /запись в тетрадях/
Как вы думаете, за какие действия можно считать правителя либералом? /версии учащихся/

Актуализация знаний:
Вспомним, каким был уровень модернизации России во всех сферах в начале XIX в. Что мешало развитию страны? /практически во всех сферах жизни общества господствовали аграрные порядки. В результате Россия отставала от стран Западной Европы/
Что нам предстоит сегодня узнать? Что мы пока не знаем? /как Александр I будет решать проблемы модернизации/

Открытие нового знания (работа с текстом – стр 23-24)

Мог ли Александр I стать либералом-реформатором? Какое образование он получил?
Отличался ли Александр I своими взглядами от своих предшественников?
Александр получил европейское образование. Воспитателем молодого великого князя занимался швейцарский политик Лагарп – сторонник идей Просвещения. Он дал мальчику не только образование. Вместе с учителем Александр размышлял о преимуществах республиканского правления, о свободе личности, законах равенства людей, несправедливости сословного деления.
Вступая на престол Александр I мечтал привести государственные дела в идеальный порядок, предоставить российским подданным конституционные права и свободы. Просвещенные дворяне многого ждали от него.
Но какой поступок Александра может огорчить даже сторонников либерализма?
О первых преобразования Александра I мы узнаем, поработав с таблице на стр 32

Задание: заполнение таблицы, работа в группах по 4 человека.

В экономике

В делении общества

В политике

В культуре

Даты и описание реформ. Они консервативны или либеральны?

Поощрение внедрения новой техники.

Развитие дорог для рынка: рытье каналов, строительство шоссе

Прекращение раздачи крестьян в

крепостные. Запрет объявлений о

продаже и запрет продажи без

земли. Право государственных

крестьян, мещан покупать землю.

Указ о вольных хлебопашцах

Негласный комитет из либералов.

1802 г. –разделение властей: Сенат- суд,, министры-

исполнение.

1810 - Проект конституции Сперанского

Разрешение ввозить европейские книги.

1803 г. - Реформа образования:

а) Автономия университетов .

б) Учебные округа - подготовка новых университетов в СПб, Харькове, Казани.

в) Всесословность и преемственность системы образования.

1804 г. - Устав о цензуре - почти свобода слова

Произошли или нет существенные изменения в данной сфере жизни общества?

Промышленный переворот так и не начался

Крепостное право ограничено, но не отменено

Отменено под давление консервативно настроенных высших чиновников (дворян)

Существенных изменений не произошло

Этап проверки и коррекции

Итог урока (вывод по проблеме)

Какой ответ на проблему урока мы можем дать? Можно ли назвать Александра I либералом?
Вывод: Александр I либерал, но ему мешали провести либеральные реформы конcервативно настроенные высшие дворяне и чиновники.

Домашнее задание: §1, ответить на вопросы перед §2 на стр 33.

Скачать конспект

Сообщить об ошибке