Содержание
-
Методическая разработка.
«Метод проектов как средство формирования исследовательской компетенции учащихся».
-
Цель работы:
показать роль проектных технологий в развитии исследовательской компетенции школьников. Задачи: изучить опыт педагогов по теме; раскрыть сущность исследовательской компетенции; определить содержание проективной методики как образовательной технологии; классифицировать виды школьных проектов; описать опыт применения метода проектов.
-
Актуальность:
В условиях модернизации образования в центре внимания педагогов находится деятельность учащихся. Важен не столько конечный результат, сколько сам процесс приобретения знаний. Необходимо научить учащихся самостоятельно учиться, добывать знания, адаптироваться в жизненных ситуациях, самостоятельно принимать решения, критически мыслить. При традиционном подходе и традиционных средствах обучения эти задачи решить сложно. Проективная технология позволяет это сделать достаточно успешно.
-
Новизна работы состоит в том, что предпринята попытка с помощью проективной технологии осуществить компетентностный подход на уроках истории Практическая полезность: для учителей истории и обществознания для учителей активно применяющих метод проектов для успешной организации работы учащихся над проектом
-
Исследовательская компетенция предполагает:
Способность ставить и решать исследовательские задачи. Осуществление поиска, переработки, систематизации и обобщения информации. Создание значимых продуктов исследовательской деятельности. Готовность и способность эффективно строить научное общение.
-
Метод проектов позволяет эффективно сформировать исследовательскую компетенцию.
-
Из истории метода проектов.
Идея обучения методов проектов возникла в начале XX в. в трудах американских учёных Е.Пархерста, У.Килпатрика и Дж.Дьюи. В нашей стране метод проектов пыталась использовать набольшая группа сотрудников во главе с русским педагогом С.Т.Шацким, но в 1931 г. метод проектов был осуждён и вплоть до недавнего времени им никто не занимался. Дж.Дьюи
-
Е.С.Полат:
«Метод проектов предполагает определённую совокупность учебно – познавательных приёмов и действийобучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности».
-
-
Цели проектного обучения.
Способствовать повышению личной уверенности учащихся, их самореализации и рефлексии. Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества. Развивать исследовательские умения.
-
Этапы работы над проектом.
По Е.С.Полат: Подготовка. Планирование. Исследование. Формулирование результатов или выводов. Защита проекта. Оценка результатов и процесса проектной деятельности. По Н.Ю.Пахомовой: Погружение в проект. Организация деятельности. Осуществление деятельности. Презентация проекта.
-
Классификация проектов.
-
-
Метод проектов в преподавании истории с целью формирования исследовательской компетенции учащихся.
В курсе истории метод проектов может использоваться в рамках учебного материала практически по любой теме. Избираемые темы должны быть значительными, интересными и усложняться в зависимости от возраста учащихся.
-
Правила для учителя.
Поскольку проектная работа даёт возможность учащимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность. Проектные работы являются открытыми, поэтому не может быть чёткого плана их выполнения. В процессе работы можно вводить дополнительный материал. Большинство проектов могут выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах.
-
Темы проектов для учащихся 5 – 6 классов.
«Предметы старины в моём доме». «Герб моей семьи». «Моя родословная». «По следам первобытного человека». «Герои Эллады». «Рим: от расцвета до заката». «По страницам истории средних веков». «Путешествие по русским княжествам».
-
Темы проектов для учащихся 7 – 8 классов.
«Рабовладение в США в XIX веке и крепостная система в Российской империи». «Личность Бориса Годунова». «Золотой век» русской культуры» «Великие реформаторы России». «Герои и злодеи в истории России».
-
Темы проектов для учащихся 9 – 11 классов.
« Культура первой половины XX века: деградация или расцвет». «Православные святыни мира». Презентации учебников истории и обществознания. «История моей семьи в истории моей страны». «Загадки истории».
-
Степень эффективности уроков с применением метода проектов.
-
Сформированность показателей учебной деятельности (метод проектов) (%).
1 – продуктивность 2 – исследовательская компетенция 3 – креативность 4 - успешность
-
Оценка метода проектов.
Плюсы: решает проблему мотивации; реализует принципы личностно-ориентированного обучения; эффективно формирует исследовательскую и др.компетенции; тесно связан с новейшими компьютерными технологиями. Минусы: трудно совместить с классно-урочной системой; не выработаны критерии оценок; большая эмоциональная нагрузка как на ученика, так и на учителя; неравномерность нагрузки на разных этапах проектной деятельности.
-
Выводы:
Проектная методика обладает большими потенциальными возможностями: развивающими, обучающими, психологическими. Эта методика позволяет реализовывать не только образовательные задачи, но и воспитательные. Учащиеся могут по новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны. Всё это способствует формированию активной гражданской позиции учащихся и максимальному развитию индивидуальных способностей и талантов каждого.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.