Содержание
-
Автор проекта:учитель истории и обществознания Ефремова Светлана Геннадьевна 2017. МБОУ «Цнинская средняя общеобразовательная школа №1» «Методика работы с историческими источниками (или : источниками социальной информации) как средство формирования информационной и познавательной активности обучающихся».
-
Актуальность Актуальность исследуемой темы подчеркивается тем, что сегодняшние ученики – завтра активные участники общественной жизни. В силу этого важно использовать воспитательный потенциал исторического источника для сформирования мировоззрения обучающихся. Современное развитие общества требует подготовки личности, способной адаптироваться и реализоваться в динамичных социально-экономических условиях, самостоятельно извлекать и обрабатывать информацию; раскрывать свой творческий потенциал, использовать новейшие информационные технологии. Особенности социализации в обществе определяют качества , необходимые современной личности: конкурентоспособность, коммуникабельность, толерантность, высокая нравственность, предприимчивость, сотрудничество, мобильность, коммуникативность, конструктивность. Новизна Работа с историческим источником содействует становлению системы нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры, свободной, саморазвивающейся личности. Способной социализироваться в современном обществе. Углубляет знания обучающихся, удовлетворяет интерес в освоении основ исторической науки, воспитывает патриотизм, гражданственность, социальную ответственность.
-
Противоречия 1) Сегодня ценятся личности способные творить и мотивировать, не ценятся – выполняющие работу по заданному шаблону. 2) Между предлагаемым всем детям образовательным стандартом образования и индивидуальной избирательностью ученика к познанию мира 3) Огромны возможности использования ИКТ для формирования учебно-познавательных компетенций и недостаточна готовность обучающихся к данному виду деятельности.
-
Гипотеза:Внедрение организации работы с историческими источниками (или: источниками социальной информации)способствует повышению качества образования, формированию у обучающихся информационной и познавательной активности, способствует плодотворному развитию исторического сознания «Правильно организованная работа с историческим источником позволяет рационально использовать время на уроке, является одним из продуктивных способов обучения». Маслов В.И.
-
Цель Создание педагогических условий, направленных на формирование у обучающихся потребности: овладеть умениями работать с различными источниками исторической информации для того , чтобы активизировать деятельность обучающихся и использовать свой опыт в практической и повседневной жизни, т. е. социализироваться в обществе. Задачи Проанализировать педагогическую, методическую, научную литературу по проблеме исследования. Изучить передовой педагогический опыт по теме исследования. Разработать дидактические материалы для учебного процесса и внеклассной работы. Организовать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе. Воспитывать любовь к своей стране, к своей истории, показать, что исторический источник, оставленный нам потомками может являться важным в процессе познания прошлого.
-
Участники проекта -Обучающиеся 6-9 классов - Родители - Социально-психологическая служба школы Срок реализации проекта 2 года Объект исследования Образовательные технологии обучения на уроках истории Предмет исследования Инновационные методы и приёмы обучения как средство работы с историческими источниками на уроках истории
-
Этапы реализации проекта Ɩ. Аналитический Подготовительный. Изучение проблемы. (сентябрь 2015- август 2016) Диагностический. Анкетирование, мониторинги, собеседование, позволяющие выявить творческие способности детей. ƖƖ. Практический. (сентябрь 2016- май 2017)Достижение поставленной цели и решение поставленных задач. ƖƖƖ. Заключительный.Анализ полученных результатов. (июнь - сентябрь 2017г)
-
Ожидаемые результаты Увеличение уровня интереса к изучению истории Развитие логического мышления Развитие использования работы с историческими источниками для социализации в обществе Формирование развития коммуникативных навыков Умение анализировать документы
-
Анализ передового педагогического опыта Проанализировав педагогическую, методическую, научную литературу по проблеме исследования следующих педагогов новаторов: О.Б Ананьевой, В.А. Андреевой, А.А. Вашия, Н.Г. Дайри, М.И. Махмутова, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, А.Т. Степанищева.
-
Работа с историческими источниками (или: источниками социальной информации) 1 ступень – познавательная деятельность (получение «готовых» и самостоятельное приобретение знаний) 2 ступень – исследовательская деятельность (углубленный исследовательский поиск) 3 ступень – проектная деятельность (представление результатов своей работы)
-
повышение качества знаний, уровня подготовленности обучающихся; привлечение широкого круга обучающихся к самостоятельному поиску необходимой информации через проектную деятельность; увеличение числа участников различных конкурсов; интенсивное использование ИКТ в работах обучающихся; положительная динамика использования исторических источников в учебной деятельности; положительная оценка опыта работы на муниципальном уровне. Результаты проекта
-
Обобщение опыта
Школьный уровень Статья и методические разработки на сайте школы Педагогический совет Муниципальный уровень Выступление за заседании МО Открытый урок на семинаре Федеральный Уровень на всероссийских образовательных сайтах www.openclass.ru www.proshkolu.ru Региональный уровень Тамбов-Вики Участие в региональном конкурсе
-
Выводы
Деятельностьпо проекту представляется мне успешной, так как поставленная цель достигнута. Использование исторических источников способствует повышению мотивации и качества знаний в изучении истории. Обучающиеся достигают более высоких результатов в обучении, раскрываются их творческие способности. Формируются навыки самостоятельной и групповой форм работы. У обучающихся возрастает интерес к использованию информационных технологий.
-
использование наработанных материалов не в отдельно взятом классе, а при организации образовательного процесса в предметной области «история» в целом; трансляция имеющегося опыта по организации работы с историческими источниками педагогическому сообществу. Отсюда следует необходимость продолжения развития проекта в следующих классах школы, используя новейшие современные технологии в обучении и воспитании учащихся; продолжить отслеживать результаты деятельности учащихся по данной теме. Дальнейшее развитие проекта.
-
Информационные ресурсы
Балик Н.Б. Педагогические возможности работы с документами в школьном курсе обществознания. Обществознание в школе 1999,№4 Бирюков С.А. Работа с архивными документами на уроках истории. Методика 2002, №2, с.32-39 Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе . Москва , 1974 Килпатрик В.Х. Метод проектного обучения. Применение целевой установки в процессе изучения истории. Москва Academia?2007/ Короткова М.В. Наглядность на уроках истории; Практическое пособие для учителей. Москва, 2000. Полат Е.С. Новые педагогические информационные технологии в системе исторического образования. Москва. Российское педагогическое агенство.2004 Пушкарев Л.Н. Исторический источник: основные подходы к классификации. Москва. Современное историческое образование.2000 Румянцев В.Я. Работы с историческими источниками. Преподавание истории в школе. 2003 № 3 с.38-41. Стрелова О.Ю. Учебник истории: старт в новый век: пособие для учителей. Москва. Просвещение. 2006 с.143 Ресурсы интернета: Газета «Первое сентября» http:// www.1september.ru «Учительская газета» http:// www. us.ru Сеть творческих учителей/ сообщество учителей истории www. it-v ru / communities.aspy Для учителей истории бесплатное поурочное планирование www. umki. pet Делимся опытом! – Форум учителей истории www .pedsovet. su / forum/
-
Благодарю за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.