Содержание
-
Педагогический проект учителя русского языка и литературы 1-Гавриловского филиала МБОУ 2-Гавриловской СОШ Породиной М.В. «Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся на уроках русского языка и литературы"
-
Проблемы
На фоне снижения общей культуры, переоценки ценностей наблюдается слабое владение коммуникативными умениями и навыками: бедность словарного запаса, орфоэпические ошибки, трудность в создании устного или письменного высказывания, непрочные, порой бессистемные орфографические и пунктуационные ошибки, восприятие науки о языке как перечне правил, недостаточное владение теорией языка.
-
Пути решения проблемы
использование информационно-коммуникационных и других современных образовательных технологий; применение проектно-исследовательской деятельности учащихся; чередование различных видов мероприятий, развивающих коммуникативные компетенции учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе.
-
Противоречия
потребностями общества в компетентных личностях традиционным обучением между освоением учебных программ обучающимися низким уровнем развития у них коммуникативной культуры между большим количеством времени на обучение ухудшением состояния здоровья между преобладающим репродуктивным характером преподавания стремлением личности к творческому самовыражению
-
Обоснование актуальности проекта
Происходящие сегодня изменения в обществе требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их языковой подготовки, потому что речь, в первую очередь, является своеобразным зеркалом культуры и образованности каждого человека, а свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта в обществе, определению своего «я» в этом обществе, а также своей будущей профессии, следовательно и самореализации в обществе.
-
Цель проекта выявление и создание условий для формирования коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе
-
Задачи проекта повысить интерес к русскому языку и литературе и развивать мотивацию учебной деятельности; включить обучающихся в исследовательскую и проектную работу, создание презентаций; активизировать творческую деятельность – желание участвовать в различных творческих конкурсах. определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии развития у обучающихся коммуникативной компетенции; повысить результативность обучения; изучить и проанализировать нормативные документы, психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по вопросу формирования коммуникативных компетенций обучающихся; определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии развития у обучающихся коммуникативной компетенции;
-
Объект исследования Образовательный процесс Предмет исследования коммуникативная деятельность школьников на уроке
-
Гипотеза значительно повысить качество знаний по русскому языку и литературе, выражать свои чувства и представления о мире различными способами, адекватно, корректно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, Если целенаправленно и систематически использовать возможности русского языка и литературы для формирования у обучающихся коммуникативной компетенции, то это позволит им свободно фантазировать и направлять творческие возможности на решение различных задач
-
Этапы реализации проекта
1. Проблемно-поисковый изучение психолого-педагогической и методической литературы; современных педагогических технологий и ИКТ. 4. Обобщающий обработка результатов исследований; распространение результатов проекта; презентация, оценка результативности проекта. 3. Опытно-практический реализация плана практической деятельности; проведение диагностических исследований. 2. Теоретико-методологический разработка учебных заданий; разработка диагностических методик; планирование практической деятельности исследований. Сроки реализации проекта - 2009-2011г.
-
Ожидаемый результат Вовлечение обучающихся в активный познавательный процесс Повышение уровня учебной мотивации Положительная динамика качества обучения Высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции обучающихся Повышение уровня творческой активности детей Создание благоприятного психологического климата в школьном коллективе
-
Современные образовательные технологии Проектные технологии Информационные технологии Исследовательская деятельность Технология решения изобретательских задач Блочное обучение
-
Использование ИКТ Дидактические материалы Чтение художественной литературы в электронном виде DVD, CD Ресурсы Интернета Электронные обучающие программы и тренажеры Презентации, видеоролики Создание проектов
-
Методы, ориентированные на устную коммуникацию:
все формы учебного диалога; доклады и сообщения; ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Говорящего и Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего; учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей; обсуждения, дискуссии, диспуты; упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтных ситуациях; выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов; выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечерах и т.д.; вовлечение учащихся в работу театральных кружков.
-
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:
ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Пишущего и Читающего; учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников); телекоммуникационные проекты, предполагающие составление текстов для размещения на Интернет-форумах или отправки по электронной почте, а также получение и чтение соответствующих сообщений на школьном сайте; подготовка заметок и статей в СМИ с учетом целевой аудитории; рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами.
-
Диагностика эффективности педагогического проекта Групповые и индивидуальные творческие работы Результаты олимпиад, конкурсов Качество знаний Экспертная оценка Диагностирование Анкетирование
-
Выводы:
1. Апробированные при реализации проекта методы и технологии развития у обучающихся коммуникативной компетенции способствуют формированию устойчивых коммуникативных компетенций; позволяют проявить обучающимся его личные качества, направленность ума, воли, чувств; повышают мотивацию к учению; развивают познавательную активность; вызывают интерес к предмету; дают возможность освоить и использовать современные технологии, ориентироваться в информационном пространстве; способствуют повышению качества знаний. 2. Проект показал эффективность формирования коммуникативных компетенций на основе творческой деятельности обучающихся, при использовании современных педагогических технологий, ИКТ, нетрадиционных форм уроков. 3. Проект имеет практическую значимость, так как может использоваться педагогами других школ.
-
Распространение результатов проекта
Создан пакет коммуникативно-ориентированных заданий Обобщен и презентован практический опыт работы «Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся на уроках русского языка и литературы» на уровне муниципалитета Открытые уроки, внеклассные мероприятия Создан банк творческих и исследовательских детских работ с использованием ИКТ
-
Информационные ресурсы:
Загребина М.Г., Плотникова А.Ю., Севостьянова О.В., Смирнова И.В. Тесты внешней оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся: Методическое пособие для руководителей и педагогов образовательных учреждений / Под ред. И.С. Фишман. – Выпуск 2 – Самара, 2006. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании: проблемы, понятия, инструментарий – М.,2005. Лабутин В.Б. применение информационных технологий в образовательном процессе школы http://www.256.ru Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ М., 2000 Поташник М.М. требования к современному уроку: методическое пособие/М.,2007 Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие.- Москва. - АРКТИ.- 2007 Формирование коммуникативных компетенций младших школьников на уроках литературного чтения: Методическое пособие./ Сост. Кравцова С.А.- Тамбов: ТОИПКРО, 2009. Хуторский А.В. «Технология проектирования ключевых и предметных компетенций», http:/www.eidos.ru/journal/index.htm Интернет ресурсы www.it-n.ru сеть творческих учителей www letopisi.ru www.metod kopilka.ru
-
Благодарю за внимание!
-
Электронные образовательные программы
-
-
-
-
Пусть вся жизнь моя за песню продана... Презентация о творчестве С.Есенина ученицы 9 класса Енгоян Карине
-
-
-
Технология решения изобретательских задач
Словарная работа Составление нового слова из других слов. Задание В слове три части; соедините их, получив новое слово. Расстройство функций организма из-за физического, психического повреждения (шок). Предлог, состоящий из одной гласной буквы (о). Согласие, мир, порядок (лад). (Шоколад) Последовательное соединение морфем, указанных в данных словах, с целью составления нового слова. Задание Соедините части, указанные в словах, чтобы получить новое слово. расцвестиотчётливыйнасмешливыйнастенный(Расчётливый) Определение нового слова с помощью приема, обеспечивающего непосредственную связь с темой урока. Задание Соедините буквы, с которых начинаются корни глаголов первого спряжения, и назовите словарное слово. Покивать, одолеть, зашуметь, подсказать, оттолкнуть, вскочить, юркнуть, стоять, меркнуть. (Костюм)
-
Сочинение по опорным словам Задание. Написать сочинение-миниатюру, используя данные слова. Зима, мороз, солнце, узоры, цветы, деревья, радостный, удивительный, чудесный, погода. Зима Декабрь – года конец, а зиме – начало. Обычно в декабре уже трещат морозы. А в этом году первая январская неделя была теплая: шёл мокрый снег, небо было хмурым, солнца не видно. Лишь в конце января пришли морозы. Погода сразу изменилась. На окнах появились удивительные морозные узоры из чудесных листьев и цветов. Дни солнечные, ясные. Деревья стоят в пушистом инее. Хоть мороз и щиплет нос и щёки, а мне нравится это радостное время года. Зима Зима. На улице стоит чудесная погода. Яркое солнце светит на небе. Мороз нарисовал на стекле удивительные узоры. Он заколдовал в своих рисунках цветы и деревья. Посмотришь на разрисованное окно, и сразу появляется радостное настроение.
-
Блочное обучениеМодель опорной схемы
Типы речи Повествование Описание Рассуждение Что делает предмет? Каков предмет? Почему? Последовательные действия Одновременные признаки Размышления по поводу…
-
«Лексика наших дней»
Ученики 8 класса: Дильдин А. Мешков А. Кузнецова М. А Б В Г Д Е Ж З Ученический проект на тему Д
-
Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка
Породина Марина Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ2-Гавриловской СОШ 1-Гавриловского филиала
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.