Содержание
-
Особенности древних цивилизаций.
Цивилизации Древнего Востока
-
Цель:
Сформулировать особенности цивилизаций Древнего Востока, основные этапы их развития, показать политическую, духовную, хозяйственную, общественную жизнь.
-
Задачи:
Причины появления первых цивилизаций Государства - деспотии Социальная структура Право или бесправие? Цари – боги. Рождение идеологии Пределы мира и пространство свободы От мифа к религии спасения
-
Древнейшие цивилизации возникшие в 6 - 5 тыс. до н.э. называют первичными. Это подчеркивает тот факт, что они выросли непосредственно из первобытности, им не предшествовала цивилизационная традиция. Они создавали традицию сами, преодолевая первобытность. В этом – главная особенность цивилизаций древнего мира.
-
Цивилизации Древнего Востока возникали в долинах крупных рек, окруженные степями и пустынями: Шумер –Аккад -3300г до н.э., междуречье р.Тигр и р. Евфрат Египет -3000 г. до н.э.- долина р. Нил Китай – 2000 г.до н.э. долина р. Хуанхэ Особенность: неравномерность развития, «закрытость», самодостаточность
-
Реки играли такую огромную роль в жизни цивилизаций старого света , что их называют еще и речными. Практически везде переход к цивилизации сопровождались строительством ирригационных сооружений, благодаря чему урожайность так резко повысилась, что ученые называют это аграрной революцией. Особенность: цивилизационный процесс везде шел в неразрывной связи с освоением и преобразованием природной среды.
-
Причины появления первых государств
Увеличение численности населения Усложнение социальных отношений Необходимость защиты и регулирования зарождающейся частной собственности. Строительство храмов, поддержка ирригационных работ, водопроводов Защита интересов привилегированных слоев населения. Необходимость содержания постоянной армии Государство – институт разработки правовых норм
-
Сложилась такая структура власти
Верховная власть(фараон, царь) Судебная власть (судьи, тюремщики) Военная власть (защита от набегов, нападений, подавление восстаний)
-
Цивилизации древнего мира имеют ряд общих черт, однако уже в это время выделяются два больших региона: Восток и Запад, в которых начинают складываться цивилизационные особенности, определившие их различную судьбу и в древности, и в эпоху средневековья, и в новое время.
-
Государства - деспотии
«Вызов природы» Ирригация Коллективный труд Сильна центральная власть (государство - деспотия) Статуя Гудеа, правителя Лагаша XXIIв. до н.э.
-
ДЕСПОТИЯ :черты
Во главе государства стоял правитель, обладавший всей полнотой власти. Он считался собственником всей земли. Этот авторитарный тип власти реализовывался за счет разветвленной административной системы, многочисленного чиновничьего аппарата. Постоянные войны во имя расширения территории. Такое государство очень долговечно и устойчиво. Если оно распадалось на части, каждая из них воспроизводила деспотию в миниатюре. Фараон Нармер, в IVтыс. до н.э.. объединивший верхний и нижний Египет
-
Структура общества
Особенности: Социальная неоднородность, порожденная разделением труда, возникновением, государства, имущественным расслоением. Строгая иерархичность: у каждого социального слоя свое, четко определенное место, свои обязанности и свои привилегии.
-
царь Родовая знать жречество воины купцы чиновники Горожане, ремесленники Свободные крестьяне общинники рабы Общество в древних цивилизациях часто изображают в виде пирамиды
-
Право или бесправие?
Базальтовый столб с текстом законов царя Хаммурапи: царь получает текст законов от бога Солнца Обычай традиция устное (обычное) право Письменные законы Древний Египет: маат – справедливость, порядок, истина для всех. Древняя Индия: если бы не были введены законы, «то более сильные изжарили бы более слабых, как рыбу на вертеле».
-
Общие черты древних законодательств
Разница в наказании зависела от социального положения преступника. Государство охраняло интересы высших слоев общества: самые жестокие наказания тем, кто совершил преступления против жрецов, храмов. Неравноправие, царившее в обществе, распространялось на семью. Закон оберегал частную собственность, сурово карал за кражу или порчу чужого имущества. Законы охраняли ценность и целостность семьи. Даже рабы, при всей тяжести положения, имели ряд прав. Т.о. Создавая законы, государство обеспечивало все слои населения, хотя и в неравной мере, определенными гарантиями .
-
Цари - боги
Во всех древних цивилизациях цари почитались наравне с богами. Сохранялась убежденность , что царь обладает магической силой. Культ царей превращается в официальную идеологию. Официальны культ поддерживал саму деспотию. Официальные титулы царей: Египет – живое воплощение бога Гора Китай – сын Неба Индия, Веды: царь создан из частиц разных богов и поэтому «он блеском превосходит все созданные существа, он – Варуна, он – великое божество в человеческом обществе »
-
Пределы власти и пространство свободы.
Была ли власть царей столь абсолютной, как это представляла идеология? НЕТ! Были силы, претендовавшие на власть и пытавшиеся влиять на царей: жречество знать
-
Древний Египет
1419 г. – 1402 г. до н.э. –противостояние фараона и жречества Религиозная реформа Аменхотепа IV – Эхнатона: Попытка заменить многобожие одним богом, солнечным диском Атоном, перенос столицы в Ахетатон (небосклон Атона, Тель – Амарну), выдвижение во власть незнатных мелких рабовладельцев и служилую знать, революция в искусстве.
-
Ситуация, сложившаяся в Египте, была достаточно типична для всех восточных цивилизаций. Борьба за власть велась привилегированными слоями, в то время как основная масса населения не имела доступа к административным . функциям. На Востоке не было создано специальных политических институтов, через которые общество могло бы оказывать воздействие на власть. Самоуправление существовало на уровнеобщины.
-
Большим своеобразием отличались отношения между государством и обществом в древней Индии.
Период централизации был очень непродолжительным. Власть царя была ограничена жречеством (брахманами) и родовой знатью через высший орган управления – паришад. Эта рыхлая структура власти соединялась с жестким делением общества на касты.
-
Жрецы- брахманы воины - кшатрии Свободные общинники и торговцы- вайшья Слуги, крестьяне, лишенные земли -шудры Варны – касты, в которых рождались , проживали жизнь и умирали индусы, не имея возможности покинуть свою касту. Изолированность и замкнутость каст, их социальное и религиозное неравноправие создавали большие препятствия для его развития.
-
В древнем Китае проблема отношений между обществом и государством была решена самым необычным для Востока образом.
Власть в борьбе со знатью, попыталась опереться на общество, призвав во власть незнатных (го жэнь – людей страны). За службу им платили натурой (зерном). После централизации влияние го жэнь исчезло, но сотрудничество государства и общества сохранилось
-
Сер. IV в. до н.э., реформы Шан Яна: Отмена наследственных титулов Новые ранги жаловали только за личные заслуги. Вводилась система государственных экзаменов на ученые степени. Получившие степень становились чиновниками. Эксплуатация и иерархичность в Китае сочетались с установкой на личную активность низов. Идеология отразила этот факт в идее : Китай – большая патриархальная семья
-
Я, Ашшурбанипал, постиг… все искусство писцов, усвоил знание всех мастеров ,сколько их есть, научился стрелять из лука, держать вожжи, постиг скрытые тайны искусства письма. Я наблюдал за предзнаменованиями Я изучил и то, что полагается господину, и пошел по своему царскому пути.… При всех различиях древних цивилизаций пространство свободы в них весьма ограничено для основной массы людей Между государством и обществом лежит огромная пропасть: общество немо, оно почти не имеет возможности участвовать в управлении и влиять на решения государства. Недовольство общества выражается в восстаниях и бунтах. Однако без государства уже невозможно существование общества.
-
От мифа к религиям спасения
Сознание человека эпохи первичных цивилизаций было мифологическим. Корни этого явления уходят в первобытность, когда человек не отделял себя от природы, наделяя природу человеческими чертами, обожествлял ее. Появилась магия, затем - представления о богах . В каждой цивилизации пантеон имел свои особенности, но было и нечто общее: боги были тесно связаны с природой и персонифицировали ее силы. Наиболее архаичные культы: культы полуживотных- полулюдей: Гор – сокол, Себек – крокодил, Сохмет – львица.
-
Каждая область имела своих богов – покровителей, ведущих , очевидно, свое происхождение от первобытных тотемов. Древний Египет: Анубис – шакал – подземное царство Хатор – корова –богиня неба Себек – крокодил – культ солнца Сохмет –львица – война Гор – сокол – верховная власть, Солнце Вавилон: Эа –полурыба- получеловек – бог воды Индия: Агни –бог огня Индра – бог грома Сурья – бог солнца
-
Смерть воспринималась всеми религиями как переход к иной жизни, в потусторонний мир . Постепенно формируется реалистический взгляд на мир. Причины: Изобретение письменности логическое мышление накопление опыта, знаний прогресс знаний. По мере накопления опыта появляются первые естественно – научные знания. Центры рационалистических знаний : города и храмы Потребность государства в грамотных чиновниках способствовала формированию интеллектуальной элиты.
-
Мифологичным оставалось сознание жителей сельской общины. Образ жизни консервировал сознание. Человек чувствовал себя частью коллектива, а не отдельной личностью, которая может независимо от других строить свою жизнь. Изгнание из общины рассматривалось как суровое наказание. Существование общины было построено на традиционности, неукоснительном соблюдении древних , тысячелетиями не менявшихся обычаев.
-
«…в Китае тогда жили Конфуций и Лао-цзы, в Индии –Будда, в Иране – Заратустра учил о мире, где идет борьба со злом; в Палестине выступали пророки Исайя, Илия, Иеремия; в Греции это время Гомера, Парменида, Гераклита, Платона,Архимеда. Все, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течении немногих столетий на Востоке и на Западе независимо друг от друга». Примерно с 500 г. до н.э. По 1 век н.э. В мире произошли изменения, которые позволили немецкому социологу К.Ясперсу (1883 -1969) назвать это время «осевым», когда «происходит много необычайного». В осевое время «произошел самый резкий поворот в истории», «появился человек такого типа, который сохранился и по сегодняшний день», когда были « заложены основы мировых религий», «разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день». Главным достижением осевого времени было возникновение религий, в том числе и мировых, современной морали, религиозных и культурных традиций. Возникновение осевых культур и цивилизаций стало прорывом, изменившим весь ход истории человечества.
-
Боробуду́р — буддийский храмовый комплекс на о. Ява
-
Боробуду́р (индо н. Borobudur) — буддийская ступа и связанный с ней храмовый комплекс традиции буддизма махаяны, самый большой буддийский памятник на Земле, на юге острове Ява. Уникальный памятник средневекового индонезийского искусства и вершина его развития. Б. построен (около 800) из блоков камня на склонах естественного холма. Имеет вид ступенчатой 10-ярусной пирамиды (высотой 31,5 м, длина основания 123 м): дорога процессий, 5 квадратных террас и 3 круглые террасы (с многочисленными колоколовидными ступами), увенчанные большой ступой. В нишах террас и ажурных верхних ступах помещены 504 статуи Будды, на стенах обходов нижних террас — 1460 рельефов из жизни Будды.
-
Домашнее задание:
Для подготовки материал : Загладин Н.В. Всемирная история, 10 класс, п. 6, п.7, вопросы; Конспект Вопросы к параграфам:с. 66,78-70,1-5, устно С. 78, 6- письменно
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.