Содержание
-
Отношения ЕС и РФ в 2000-е гг.: проблемы и перспективы
-
ЕС и РФ в 1990-е гг.:
1991 г. – распад СССР и возникновение РФ как государства, ставшего правопреемником СССР; 1993 г. – вступление в силу Договора о Европейском Союзе (Маастрихтского договора); 1994 г. – подписание на Корфу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между РФ и ЕС; 1997 г. – вступление СПС в силу после процесса ратификации.
-
СПС 1994 г.
подчеркивало готовность Европейского Союза поддерживать Россию, на пути демократических преобразований и развития рыночной экономики. Россия, в свою очередь, разумеется, разделяла такие ценности, как демократия, верховенство закона, права человека. Причем, и общая тональность документа, и схема построения отношений между ЕС и РФ были таковы, что не возникало сомнений: Россия должна следовать экономическим и политико-правовым стандартам Евросоюза, и именно это является залогом успешного развития отношений между сторонами.
-
Согласно СПС стороны договаривались о сотрудничестве:
принимая во внимание важность исторических связей, существующих между Россией и Сообществом и его государствами - членами, и общие для них ценности; будучи убеждены в первостепенном значении верховенства права и уважения прав человека, прежде всего прав меньшинств, создания многопартийной системы со свободными и демократическими выборами и экономической либерализации, имеющей целью создание рыночной экономики; считая, что всестороннее осуществление партнерства предполагает продолжение и завершение Россией политических и экономических реформ; учитывая готовность Сообщества обеспечить в соответствующих случаях техническое содействие в целях осуществления экономических реформ в России и развития экономического сотрудничества…
-
В 1999 г. принимается два важных документа:
«Общая стратегия по отношению к России», принятая ЕС в июне 1999 г. в Кельне. «Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу (2000-2010)», подписанная в Хельсинки в октябре 1999 г. и выражающая позицию российской стороны.
-
Общие ценности
Стратегия ЕС Стратегия РФ Европейский Союз приветствует возвращение России на принадлежащее ей по праву место в семье европейских народов в духе дружбы, сотрудничества, честного согласования интересов и на основе уважения общих ценностей, составляющих общее наследие европейской цивилизации. обеспечение национальных интересов и повышение роли и авторитета России в Европе и мире… Как мировая держава, расположенная на двух континентах, Россия должна сохранять свободу определения и проведения своей внутренней и внешней политики, свой статус и преимущества евроазиатского государства и крупнейшей страны СНГ…
-
Демократия и правовое государство
Цель - стабильная, открытая, плюралистическая демократияв России, управляемая на принципах правового государства… Предложение установить более тесные связи, основанные на общих демократических ценностях, поможет России продемонстрировать свою принадлежность к Европе… Европейский Союз стремится оказать России поддержку в деле укрепления ее государственных учреждений, особенно исполнительных, законодательных, судебных органов и полиции в соответствии с демократическими принципами… Укрепление принципов правового государстваи государственных учреждений путем стимулирования и оказания поддержки проведению необходимых институциональных реформ привлечение хозяйственного потенциала и управленческого опыта Европейского Союза для содействия развитию социально ориентированной рыночной экономики России, базирующейся на принципах справедливой конкуренции, и дальнейшее строительство демократического правового государства… Сохраняя независимость российской правовой системы и законодательства, вести дело к его сближению и гармонизации с законодательством Европейского Союза в областях наиболее активного сотрудничества между Россией и Европейским Союзом…
-
Гражданское общество
Формирование гражданского обществаво всех сферах - непременная предпосылка укрепления демократии в России. Европейский Союз желает оказать содействие этому процессу, особенно путем развития прямых обменов между гражданскими общественными деятелями в России и Евросоюзе
-
Экономика
По мнению Европейского Союза осуществление принципа правового государства является одной из предпосылок развития рыночной экономики, сулящей новые возможности и преимущества для всех граждан России… Евросоюз поддержит Россию в деле разработки и принятия соответствующей экономической политики в целях укрепления доверия, необходимого для расширения масштабов внутренних и иностранных инвестиций и удовлетворения требований международных кредиторов… Продолжать работу по обеспечению благоприятных условий для доступа российских товаров и услуг на рынок Европейского Союза и устранению элементов их дискриминации, добиваться признания в полном объеме рыночного статуса российской экономики… Опираясь на имеющийся потенциал, Россия на основах взаимности могла бы содействовать решению ряда проблем Европейского Союзаи укреплению общих позиций Европы в мире: обеспечению роста экономики и занятости в Европе … разработать совместно с Европейским Союзом пакет взаимных мер по стимулированию привлечения иностранных инвестиций в реальный сектор российской экономики… Стремиться к достижению договоренности о частичном списании или реструктурировании задолженности российской стороныгосударствам - членам Европейского Союза
-
СНГ
…противодействие возможным попыткам помешать хозяйственной интеграции СНГ, в том числе через "особые отношения" с отдельными государствами - участниками СНГ в ущерб российским интересам … … развитие партнерства с Европейским Союзом должно содействовать укреплению России в качестве ведущей силы формирования новой системы межгосударственных политических и экономических отношений на пространстве СНГ…
-
Явное несовпадение целей, заявленных в Стратегиях ЕС и РФ в отношении друг друга, позволяет утверждать, что в 2000-е гг. Россия предприняла попытку отказаться от позиции стороны, которая должна следовать экономическим и политико-правовым стандартам Евросоюза, и перейти к построению отношений партнерства, основанного, среди прочего, на сохранении свободы действий России как мировой державы.
-
В 2004 г. на Санкт-Петербургском саммите была принята концепция «дорожных карт» по созданию «четырех общих пространств» России и Евросоюза:
«Дорожная карта» по общему экономическому пространству утверждена 10 мая 2005 года в Москве. Стороны договорились, что ОЭП будет иметь широкий охват, включая такие сферы как телекоммуникации, транспорт, энергетика, космос и охрана окружающей среды. Общей целью ОЭП является создание открытого и интегрированного рынка между Россией и ЕС. «Дорожная карта» по общему пространству свободы, безопасности и правосудия» утверждена 10 мая 2005 года в Москве и ставит задачи: - Содействовать человеческим контактам и поездкам между Россией и ЕС, обеспечить облегченное пересечение границы на законных основаниях и пребывание на законных основаниях на их территориях, а также совместно работать в целях противодействия нелегальной миграции и нелегальной трансграничной деятельности. - Совершенствовать сотрудничество для противодействия терроризму и всем формам организованной преступности, а также другим видам незаконной деятельности в целях обеспечения безопасности. - Содействовать повышению эффективности судебной системы России и государств – членов ЕС и независимости суда, а также развивать судебное сотрудничество между Россией и ЕС .
-
«Дорожная карта» по общему пространству внешней безопасности утверждена 10 мая 2005 года в Москве. Согласное карте, РФ и ЕС будут расширять сотрудничество в следующих приоритетных областях:– усиленный диалог и сотрудничество на международной арене;– борьба с терроризмом;– нераспространение оружия массового уничтожения и средств его доставки, усиление режимов экспортного контроля и разоружение;– сотрудничество в кризисном регулировании;– сотрудничество в области гражданской защиты. «Дорожная карта» по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты утверждена 10 мая 2005 года в Москве. Предусматривает основные цели: Использовать богатое интеллектуальное наследство и накопленные знания России и ЕС в целях содействия экономическому росту с участием гражданского общества в России и ЕС и повышению уровня конкурентоспособности экономик России и Евросоюза.Активизировать связи и обмены в сфере образования и культуры, среди молодежи, а также способствовать выявлению и применению наилучшей практики в этих областях.
-
«Дорожные карты» содержат в своих положениях комплекс практических мероприятий на ближайшую перспективу взаимоотношений сторон. Их реализация, действительно, должна привести к построению общего для ЕС и РФ пространства в четырех обозначенных сферах. Но эти документы не закрепляют ни сроков реализации соответствующих мероприятий, ни четких механизмов контроля и ответственности. Реализация предусмотренных ими мероприятий происходит неравномерно: - «Общее пространство» в сфере культуры и образования является самой активно развивающейся областью взаимодействия; - Наблюдается углубление внешнеэкономических связей между Россией и ЕС, но нельзя не отметить асимметрии в их развитии; В рамках «дорожной карты» по «общему пространству» внешней безопасности наиболее успешно развивается сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом и распространением оружия массового уничтожения. Главным вопросом в создании пространства внешней безопасности является столкновение интересов на пересекающемся пространстве СНГ, которое превращается в долгий фактор соперничества; В сфере внутренней безопасности заявленная цель о переходе к безвизовому режиму пока остается нереалистичной. Сохраняется недопонимание по правам человека и общим ценностям.
-
В 2007 г. закончился десятилетний срок с момента вступления в силу СПС. В октябре 2005 г. лидеры России и ЕС на саммите в Лондоне приняли решение не пролонгировать СПС и заключить Новое базовое соглашение (НБС). Переговоры по НБС начались в июле 2008 г. В августе 2008 г. ЕС выступил с критикой действий России в ходе вооруженного конфликта в Южной Осетии, и переговоры по НСБ были заморожены. Возобновились они только в ноябре 2008 г. и продолжаются до настоящего момента.
-
Таким образом, в 2000-е гг. сложилась новая схема оформления отношений между РФ и ЕС: рост количества политических деклараций, а не юридических соглашений между сторонами.
-
Энергетическое сотрудничество ЕС и РФ как сфера, в которой взаимная заинтересованность сторон традиционно считается наиболее очевидной
Россия является крупнейшим импортером нефти, нефтепродуктов, газа, урана и угля в ЕС. Импорт энергоносителей из России в 2011 г. составил: 34% чистого импорта газа ЕС; 23% от общего потребления газа в ЕС; 33% от импорта сырой нефти ЕС; 30% от общего потребления сырой нефти в ЕС; 23% импорта нефтепродуктов ЕС; 30% импорта угля ЕС. В ЕС поставляется 88% от общего объема экспорта нефти из России, 70% от общего объема экспорта газа и 50% от общего объема экспорта угля. Активно развивается Энергодиалог Россия-ЕС. Реализуются совместные проекты – «Северный поток», «Южный поток» и др.
-
Проблемы:
Асимметрия во внешней торговле: Россия экспортирует сырье, а ЕС поставляет в Россию готовую продукцию и технологии; «Избыточная зависимость» - более или менее значительный спад на рынке ЕС сразу же отражается на российской экономике. Проблема зависимости стран ЕС от поставок из России.
-
Рассмотрим материалы немецкой прессы по «газовым конфликтам» 2006 и 2009 годов между Россией и Украиной:
2006 г. - журнал «Der Spiegel» и газета «Die Zeit» вину за конфликт, возникший между «Газпромом» и «Нафтогазом» полностью возлагают на российскую сторону, ставится под сомнение надежность России в качестве основного партнера и поставщика энергоресурсов в Европу. Россия использовала сложившуюся ситуацию с поставкой газа в Европу как средство давления на Украину вплоть до смены власти на пророссийскую. Кроме того, это была попытка шантажом пролоббировать строительство Северного и Южного Потоков. Поэтому в экономическом плане Россия — крайне ненадежный партнер. Конфликт не имеет ничего общего с долгом Украины, и «Газпром» не имеет никаких экономических целей. Спору придают политическую окраску, называя его наказанием «за проведение прозападной политики». Газовый спор показывает, насколько уязвимо положение Европы, и что пора перестать поощрять использование Россией энергоресурсов в качестве инструмента своей внешней политики.
-
2009 г. - журнал «Der Spiegel», газета «Die Zeit», портал «Deutsche Welle»: Тема тревожной зависимости Европы от ненадежного поставщика газа – России, которая логически связана с темой "пострадавшей» Европы. Они подчеркивают, что европейцы оказались перед лицом последствий непредсказуемости русско-украинской газовой политики. «Газовый кризис показал насколько зависима Европа от российского газа», ЕС необходимо «больше думать об альтернативных путях поставок газа в Европу». Москва обвиняется в невыполнении своих обязательств перед европейскими партнерами, вместе с тем, немецкие журналисты и аналитики убеждают читателей в том, что конфликт является больше политической игрой, нежели коммерческим спором. Немецкие источники часть вины за перебои поставок газа в Европу возлагают на Украину. Так же как и Москву они подозревают Киев в политической игре. Однако в некоторых статьях можно заметить мнение о том, что Москва проводит слишком жесткую политику по отношению к Украине.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.