Содержание
-
Тема 8.
Сотрудничество Республики Беларусь и Европейского Союза
-
1. Договорно-правовая база
1. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (1995), не ратифицировано
2. Временное (Промежуточное) соглашение о сотрудничестве (1996), не ратифицировано
3. Соглашение между Европейским экономическим сообществом, Европейским сообществом по атомной энергии и СССР о торговле и экономическом сотрудничестве (1989), действующее
4. Двустороннее соглашение о торговле текстилем между ЕС и Беларусью , устанавливаюшее квоты на экспорт белорусского текстиля (1993, пролонгировалось в 1995, 1999, 2003, 2004, 2005, 2006 і 2007 гг.), закончилось действие в 2009 году.
-
Другие основания сотрудничества
1. Последовательные решения Совета по международным делам ЕС (октябрь 2008, ноябрь 2009, январь 2011)
2. Стратегия сотрудничества на 2007-2013 год
3. Индикативная программа на 2007-2010 год
Предусматривает две основные сферы технического сотрудничества между ЕС и Беларусью:
- Приоритет 1 – социальное и экономическое развитие
- Приоритет 2 – Демократическое развитие и соответствующее управление
-
-
Инструменты внешней помощи
Инструменты внешней помощи
С 1 января 2007 г. по 31 декабря 2013 г. действуют девять инструментов внешней помощи ЕС, четыре из которых носят географический характер, т. е. предназначены для различных географических регионов земного шара:
Инструмент вступления (ИВ) – для стран-кандидатов и стран-потенциальных кандидатов на вступление в ЕС;
Инструмент экономического сотрудничества (ИЭС) – для сотрудничества с экономически развитыми странами;
Европейский инструмент добрососедства и партнерства (ЕИДП) – для стран и территорий-соседей ЕС (Азербайджана, Алжира, Армении, БЕЛАРУСИ, Египта, Грузии, Израиля, Иордании, Ливана, Ливии, Марокко, Молдовы, Палестинской автономии, России, Сирии, Туниса и Украины);
Инструмент сотрудничества в области развития (ИСР) – для не участвующих в ЕИДП или ИВ стран.
Инструмент сотрудничества в области ядерной безопасности (ИСЯБ) – для оказания помощи в поддержании ядерной безопасности в третьих странах;
Инструмент стабильности (ИС) – для предупреждения и реагирования на кризисные ситуации в третьих странах, включая научные исследования через Международный научно-технический центр;
Инструмент макро-финансового содействия (ИМФС) – для стабилизации финансовой ситуации и установления рыночной экономики в третьих странах;
Инструмент гуманитарной помощи (ИГП) – для оказания гуманитарной помощи людям в третьих странах, являющихся жертвами катастроф и военных конфликтов;
Инструмент в области демократии и прав человека (ИДПЧ) – для поддержки гражданского общества
-
Помощь ЕС
Основные сферы помощи ЕС:
- Продовольственная безопасность
- Энергетика
- Окружающая среда
- Высшее образование
- Поддержка гражданского общества, СМИ, социальной сферы
- Помощь районам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС
- Меры по поддержанию ядерной безопасности
-
Реализация помощи ЕС
1. Инструмент Европейской политики добрососедства (ИЕПД) (с 2007, заменил программы ТАСИС, МЕДА, CARDS), предусмотрено 14,9 млрд. евро на 2007-2013 г.г.
Объем технической помощи ЕС, предоставленной Беларуси в период с 1991 г. по 2006 г., оценивается в 216 миллионов ЕВРО, что составляет более 40% всей технической помощи, предоставленной Беларуси за этот период. Эти данные свидетельствуют о том, что Европейский Союз является крупнейшим многосторонним донором технической помощи Беларуси.
2. Неофициальный документ «Что Европейский Союз может дать для Беларуси?» (разъясняет преимущества сотрудничества с ЕС)
3. Программа помощи:
- в сфере продовольственной безопасности (Программа действий ИЕПД 2009)
- в сфере энергетики (Программа действий ИЕПД 2008)
- В сфере охраны окружающей среды (Программа действий ИЕПД 2008)
- В сфере высшего образования (Специальные меры 2007 и 2008 года)
4. Программа БУМАД (Украина, Беларусь, Молдова) по поддержке борьбы против незаконного оборота наркотиков
і
-
Региональное измерение сотрудничества
Участие Беларуси в региональных и трансграничных проектах ЕС в таких сферах, как:
- Транспорт
- Пограничный и таможенный контроль
- Миграция и убежище
- Противодействие торговли людьми и незаконному обороту наркотиков
- Управление техногенными и природными бедствиями
Участие в трансграничных регионах сотрудничества:
- Польша – Беларусь –Украина
- Латвия- Литва – Беларусь
- Регион Балтийского моря
- Региональное многостороннее сотрудничество в рамках инициативы «Восточное партнерство»
-
Двусторонние торгово-экономическое сотрудничество
1. Доля ЕС во внешней торговли Беларуси составляет 1/3, доля России – почти 1/2
2. Статьи экспорта Беларуси в ЕС:
- Минеральное топливо – 65,7%
- Химические товары – 8,2%
- Сельскохозяйственные товары – 3,5%
- Техника – 2,6%
- Текстиль – 2,4%
3. Статьи экспорта ЕС в Беларуси
- Техника – 36,6%
- Транспортное оборудование – 17,5%
- Химические товары – 14,8%
-
Внешняя торговля между Беларусью и Европейским союзом в 2004-2010 гг.(млн. долл. США)
-
-
ЕС, торговля с Беларусью, млн. евроhttp:/
-
Беларусь, торговля с ЕС, млн. евро
-
Основные торговые партнеры Беларуси
-
Импорт ЕС из Беларуси
-
Экспорт ЕС в Беларусь
-
Взаимная торговля ЕС и Беларуси, 2009
-
Этапы взаимоотношений ЕС и Беларуси 1994-1997
1. 10.1994 – начало процедуры подготовки Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), Совет ЕС предложил Комиссии ЕС представить предложения о необходимых изменениях в директивах по переговоров с Беларусью
2. 11.1994 – Совет ЕС утверждает измененные директивы для Европейской комиссии по переговорам по СПС, что позволило ЕК вести такие же переговоры как с Украиной и Молдовой
3. Включение в СПС статьи о развитии, что давало в дальнейшем возможность преобразования СПС в Соглашение о зоне свободной торговли
4. 12. 1994 – парафирование СПС
5. 3.1995 – подписание СПС (82 статьи, 8 приложений), устанавливает всеобъемлющий политический диалог
-
Этапы взаимоотношений
6. 4.1995 – резолюция Европарламента о том, что условием для выполнения СПС является соблюдение прав человека и прав меньшинств
7. 3. 1996 – подписание Временного (промежуточного) соглашения, в которое вошли наиболее важные положения СПС, но не требующие ратификации парламентами стран-членов ЕС
8. октябрь 1996, резолюция Европаламента о приостановлении процесса ратификации СПС, введения в действие Временного соглашения
9. январь-март 1997, визиты делегаций ЕС, февраль 1997 года – доклад о ситуации в Беларуси, в частности рассматривался вопрос о порядке формирования Национального собрания Беларуси.
10. сентябрь 1997, решение Совета ЕС о том, что «ЕС и страны –члены ЕС не будут заключать ни Временного солашения, ни СПС» - действовало до 2008 года
-
Этапы взаимоотношений Беларуси и ЕС 2000-2008
Итоги 2000 года:
Требования ЕС, ОБСЕ, Совета Европы:
- Расширение полномочий парламента
- Представительство оппозиции в избирательных комиссиях
- Предоставление равного доступа оппозиции к государственным СМИ
- Приближение избирательного законодательства к международным стандартам
а
Выводы технической миссии ОБСЕ:
Процесс парламентских выборов 15 октября 2000 года не соответствует международным стандартам демократических выборов
2001
Похожие формулировки ограниченной миссии ОБСЕ по наблюдению за выборами Президента Республики Беларусь
-
Этапы взаимоотношений ЕС и Беларуси
Итоги 2002 года
Совет Министров ЕС принял решение поставить отношения со странами-соседями на новую договорную основу;
- на декабрьском саммите 2002 года в Копенгагене ЕС подтвердил свое стремление строить отношения со странами-соседями на основе общих ценностей;
- возникает понятие «непосредственного соседства», включающие в себя возможность трансграничного сотрудничества без создания буферных зон и идеологических границ для стран-соседей, для которых отсутствует возможность вступления в ЕС в среднесрочной перспективе
- 11 марта 2003 г.: документ под названием «Большая Европа – соседство: новые рамки отношений ЕС с нашими восточными и южными соседями». Этот документ является рамочным для формирования Европейской политики соседства
-
Этапы взаимоотношений ЕС и Беларуси 2003
ЕС не обладала на тот момент предложением, которое могло бы стать альтернативой сложившегося состояния взаимоотношений ЕС и Беларуси;
основная цель ЕС усматривал в том, чтобы «обязать Республику Беларусь в преддверии парламентских выборов 2004 года к соразмерному постепенному процессу, который должен быть сосредоточен на создании предпосылок для свободных и честных выборов и, в случае достижения этого, на вовлечении Беларуси в политику соседства, не компрометируя при этом позицию ЕС в отношении защиты общих демократических ценностей».
Республика Беларусь на тот момент не стала полноправным партнером в предложенной ЕС политике соседства
-
Этапы взаимоотношений ЕС и Беларуси
Официальная позиция Беларуси: положительно оценивалась инициатива создания политики соседства ЕС «как согласующаяся с национальными стратегическим приоритетами в плане сближения с ЕС и формирования пояса “добрососедства"
Беларусь придерживается концепции «ответственного соседства»
Разработанный весной 2003 г. неофициальный документ МИД Беларуси предлагал развитие отношений в рамках политики соседства на следующих принципах: гарантия учета национальных интересов и уважение суверенитета соответствующих стран,
предоставление реальных преимуществ от сотрудничества с ЕС;
сотрудничество должно быть гибким, сочетать двустороннее и региональное измерение;
дифференцированный характер сотрудничества, учитывающий специфику и европейские устремления каждого из них;
использование опыта стран-кандидатов в построении регионального сотрудничества
Подчеркивалось значение польских инициатив по разработке «Восточного измерения» ЕС, охватывающего четыре страны – Россию, Беларусь, Украину и Молдову – и институционализированного в форме Восточноевропейского регионального форума
предложенный МИД Польши документ «Non-paper», в котором предлагалось создание в среднесрочной перспективе Общеевропейского экономического пространства и политического сплочения. Предложения Польши свидетельствуют, что после расширения в ЕС возрастет «лобби» в пользу политики соседства, что может принести выгоды и для Беларуси.
-
июль 2003 г. - «Об основах нового инструмента политики соседства»
создание нового инструмента соседства было разбито на два периода.
В первый период (2004–2006 гг.) происходило так называемое знакомство с программами соседства. Финансирование данных программ осуществлялось в рамках существующих инструментов и в объемах, предусмотренных до 2006 г.
До 2006 г. основными инструментами сотрудничества ЕС с Россией, Беларусью, Молдовой и Украиной оставались уже существующие программы ТАСИС. Кроме того, данным странам была предоставлена возможность финансирования малых проектов в сотрудничестве с программой Интеррег.
-
Европейская политика соседства: 2004
Европейский Союз принял ряд новых жестких решений в отношении Беларуси: не были признаны итоги парламентских выборов и референдума, прошедших 17 октября 2004 г., введены запреты на выдачу виз в страны ЕС в отношении некоторых высокопоставленных чиновников Беларуси
12 мая 2004 г. стратегия «Европейская политика соседства», в которой конкретизировались подходы ЕС к развитию отношений со странами-соседями, к которым предложено было отнести также страны Закавказья – Армению, Грузию и Азербайджан
Позиция ЕС по Беларуси:
- «в существующих обстоятельствах невозможно предложить Беларуси все преимущества Европейской политики соседства»
- не было предусмотрено принятия плана действий, что существенно ограничивало возможности для сотрудничества.
- «в случае проведения существенных политических и экономических реформ Беларусь сможет неограниченно участвовать в Европейской политике соседства»;
-
В качестве долгосрочной цели ЕС в отношении Беларуси в стратегии «Европейская политика соседства» определено, чтобы «Беларусь стала демократическим, стабильным, надежным и процветающим партнером, с которым расширенный ЕС имеет не только общие границы, но и осуществляет совместную деятельность, основанную на общих ценностях»
ЕС необходимо более активно сотрудничать с Беларусью в таких направлениях, как поддержка процессов демократизации, независимых СМИ, решение проблем регионов, пострадавших от чернобыльской катастрофы, гуманитарная помощь и региональное сотрудничество.
Участие Беларуси в трех программах соседства: программа Балтийского моря, Латвия-Литва-Беларусь, Польша-Украина-Беларусь.
оказание помощи нашей стране в рамках нового Инструмента европейского соседства, который будет введен в действие в 2007
-
Этапы взаимоотношения Беларуси и ЕС
Итоги 2005 года:
- отсутствие сбалансированной стратегии ЕС в отношении Беларуси,
- переход от политики изоляции к «пошаговой» стратегии;
- условное вовлечение Беларуси в политику соседства в 2003 году;
Представляя скорее набор краткосрочных тактических действий, такая политика не снимает напряженности в политической сфере и, тем более, не способствует процессу демократизации, который, будучи явлением внутриполитического порядка, не может развиваться под давлением извне
-
Итоги 2006 года:
- политическая сфера взаимоотношений между расширенным ЕС и Республикой Беларусь не претерпела существенных положительных изменений, несмотря на увеличение товарооборота, усиление экономических связей и общие границы, что уже само по себе должно было стать объективным фактором для усиления и углубления всех сфер взаимоотношений;
- ЕС не поменял коренным образом свой подход к развитию отношений с Республикой Беларусь;
- ЕС не признал результаты референдума, проведенного в октябре 2004 года, об изменении Конституции нашей страны в области, регулирующей вопросы избрания Президента. Также не были признаны результаты президентских выборов 2006 года в Беларуси;
- ЕС ввел ограничительные меры на выдачу виз в страны ЕС в отношении определенного списка чиновников Беларуси;
- Инициирована процедура об исключении нашей страны из Общей системы преференций ЕС, что может повлечь конкретные финансовые потери для Беларуси.
-
Итоги 2006 года:
21 ноября 2006 года ЕС представил новую стратегию развития взаимоотношений с Беларусью « Что Европейский Союз мог бы дать Беларуси».
Документ имел статус “Non-paper", т.е. переводя буквально с английского, «недокумент», что говорит о его неофициальности и необязательности с правовой точки зрения;
Публично данная стратегия была представлена сразу в двух местах: в Брюсселе это сделала еврокомиссар по внешним отношениям и политике добрососедства Бенита Ферреро-Вальднер, в Минске стратегия ЕС была озвучена Главой представительства Европейской Комиссии в Украине и Беларуси Иеном Боугом, который передал документ в Администрацию Президента Республики Беларусь, Министерство иностранных дел Республики Беларусь, а затем провел пресс-конференцию, на которой огласил суть документа для общественности.
-
«Что Европейский Союз мог бы дать Беларуси»: основное содержание
- Первая часть – что ЕС предлагает Беларуси;
- вторая – что может предпринять белорусское руководство.
Стратегия затрагивает развитие взаимоотношений в рамках Европейской политики соседства, принятой ЕС.
В первой части документа констатируется, что в случае полноценного участия Беларуси в данной политике в качестве полноправного партнера ЕС «сможет помочь улучшить качество жизни белорусского народа».
Преимущества, которые могут быть получены Беларусью со стороны ЕС при условии выполнения определенных требований, разделены на три блока:
1) польза непосредственно для каждого гражданина Беларуси в случае совместных действий между ЕС и Беларусью (упрощение въезда на территорию стран-членов ЕС, усиление приграничного сотрудничества, поддержка развития малого и среднего бизнеса, улучшение здравоохранения и образования, повышение эффективности местной власти, реформирование правовой и судебной системы, развитие и модернизация транспортной и энергетической сети, улучшение качества окружающей среды, участие в Европейских программах и агентствах).
2) Второй блок преимуществ касается развития лучших контактов между ЕС и Беларусью в социально-гуманитарной сфере.
3) Третий блок затрагивает экономические и торговые отношения, улучшение возможностей для бизнеса.
-
Этапы взаимоотношения Беларуси и ЕС: 2006
- в конце 2006 года Европейский Союз представил для Республики Беларусь Страновой стратегический документ на 2007-2013 годы и Национальную программу на 2007-2010 годы;
- подчеркивается, что учитывая общую линию построения отношений ЕС с Беларусью на данном этапе, Европейский Союз преследует в сотрудничестве с нашей страной в первую очередь три цели:
- поддержка населения,
- прямая и непрямая поддержка демократизации
- смягчение влияния самоизоляции страны на ее граждан.
В свою очередь, эти цели нашли свое отражение в Национальной программе на 2007-2010 годы в двух основных областях:
- социальное и экономическое развитие, включая меры по смягчению последствий чернобыльской катастрофы;
- демократическое развитие и ответственное управление страной.
На период времени 2007-2010 годы Беларуси было предоставлено финансирование в размере 20 млн. евро для национальной программы в рамках Инструмента Европейской политики соседства. Данный инструмент начал свое действие с 2007 года и заменил собой программу Тасис для Беларуси
-
Этапы взаимоотношения Беларуси и ЕС: 2007
Итоги 2007 года:
- «застой» отношений между ЕС и Беларусью;
- 20 декабря 2006 года ЕС принял решение об исключении Беларуси из Общей системы преференций с июня 2007 года, что привело к финансовым потерям Беларуси в торговых отношениях с ЕС.
-
Этапы взаимоотношения Беларуси и ЕС: 2008
Итоги 2008:
- определенная положительная динамика, обусловленная как внутриполитическими событиями в нашей стране (парламентские выборы в сентябре), так и внешнеполитическими аспектами (грузинский конфликт, мировой экономический кризис).
-
Решение Совета ЕС от 13 октября 2008 года:
констатируется, что парламентские выборы 2008 года не соответствовали демократическим стандартам ОБСЕ;
отмечался определенный прогресс во время избирательной кампании по сравнению с прошлыми выборами, в частности сотрудничество с ОБСЕ/БДИПЧ и широкий доступ оппозиции к СМИ, а также освобождение до выборов последних политических заключенных, признанных таковыми на международном уровне.
решение о возобновлении контактов с белорусскими властями и о приостановлении на полгода запрета на въезд в страны ЕС белорусских чиновников, в отношении которых действовали такие ограничения. Список из 41 невъездного чиновника сократился до 5 человек.
-
В Люксембурге состоялась первая за три года встреча "министерской тройки" ЕС (в нее входили глава МИД председательствующей в ЕС Франции Бернар Кушнер, а также еврокомиссар по внешним связям и Европейской политике соседства Б. Ферреро-Вальднер и Верховный представитель ЕС по общей внешней политике и политике безопасности Х. Солана) с главой белорусского внешнеполитического ведомства Сергеем Мартыновым;
было объявлено о принятом Советом ЕС решении и о полугодовом испытательном сроке.
-
5 ноября 2008 года – визит делегации Европейской Комиссии во главе с заместителем генерального директора генерального директората по внешним связям ЕК Хью Мингарелли были обсуждены вопросы активизации сотрудничества между Беларусью и Европейским союзом.
ЕС инициировал три новых направления в сотрудничестве с Беларусью:
- регулирование качества продуктов
- Стандарты
- взаимодействие финансовых институтов и в области сельского хозяйства и продовольственной безопасности".
- пять основных сфер, по которым в ближайшие 6 месяцев ЕС намерены поддерживать диалог с властями Беларуси, а именно: свобода СМИ, развитие системы неправительственных организаций, совершенствование избирательного законодательства, законодательства об охране труда, а также свобода слова.
-
18 декабря 2008 года Минск посетил с первым визитом Глава представительства Европейской Комиссии в Беларуси и Украине Жозе Мануэл Пинту Тейшейра:
подписано рамочное соглашение между правительством Беларуси и ЕК, создающее правовую основу для реализации проектов в рамках Инструмента Европейской политики соседства.
открытие Представительства Комиссии Европейских сообществ (КЕС) в Минске
-
Этапы взаимоотношения Беларуси и ЕС: 2009
15 января 2009 Европейский Парламент принял резолюцию по Беларуси:
констатируется, что белорусская демократическая оппозиция должна быть частью диалога по постепенному укреплению отношений ЕС с Беларусью
приветствуются определенные позитивные внутриполитические решения белорусских властей, вместе с тем констатируется необходимость продолжения определенных усилий в демократическом правовом развитии страны с целью «демонстрации серьезности намерений сближения с ЕС»
Европейский парламент призвал ЕС облегчить условия получения гражданами Республики Беларусь шенгенских виз и снизить размер консульского сбора;
структурам ЕС предложено разработать пути для улучшения делового климата в Беларуси, условий для торговли, инвестиций, развития транспортных и энергетических структур, а также для расширения поддержки гражданскому обществу;
указывается на возможности Европейского инвестиционного банка и Инструментов Европейской политики соседства;
снижение жесткости риторики официальных документов структур ЕС в отношении Беларуси.
-
19 февраля 2009 года состоялся первый визит в Беларусь Верховного представителя ЕС по общей внешней политике и политике безопасности Х. Соланы, в ходе которого он встретился с Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко
В январе и июле 2009 года состоялись встречи руководящей «тройки» ЕС с Беларусью на уровне министров иностранных дел
встречи 17 апреля 2009 года Министра иностранных дел Чехии (председателя ЕС в первой половине 2009 года) К.Шварценберга и 22 июня 2009 года Комиссара ЕС по внешним связям и Европейской политике соседства Б. Ферреро-Вальднер с Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко;
7 мая 2009 года белорусская делегация приняла участие в учредительном саммите инициативы ЕС «Восточное партнерство».
27 октября 2009 в Люксембурге года состоялась совместная встреча представителей Совета Европы и Европейского Союза, на которой была подтверждена готовность ЕС к сотрудничеству в рамках Восточного партнерства, подчеркнуты стремление Беларуси к дальнейшим шагам навстречу (например, открытие Информационного пункта Совета Европы в Минске)
-
Инициатива «Восточное партнерство»
Европейская Комиссия разместила рабочие программы инициативы «Восточное партнерство». Рабочие программы, принятые на специальных встречах соответствующих платформ
Первая платформа «Демократия, надлежащее управление и стабильность» сосредоточится на:
- демократическом управлении (в частности на улучшении работы судебной системы; реформе государственного управления/публичной администрации; борьбе с коррупцией);
- учреждении и реализации Ведущей инициативы по интегрированному управлению границами;
- учреждении и реализации Ведущей инициативы относительно предотвращения природных или антропогенных катастроф, а также относительно подготовки к подобным катастрофам и реакции на них.
-
Вторая платформа «Экономическая интеграция и конвергенция с политиками ЕС» сосредоточится на усилении сотрудничества в таких сферах:
- торговле и нормативно-регуляторном сотрудничестве по торговым вопросам - предпосылке для ведения переговоров относительно глубоких и всесторонних соглашений о свободной торговле (ГВССТ) между ЕС и странами Восточного партнерства;
- сфере окружающей среды и борьбы с изменениями климата.
-
Третья платформа «Энергетическая безопасность» сделает акцент на:
- укреплении рамочных условий и солидарности в энергетической сфере (в частности, на развитии взаимных механизмов энергетической поддержки и безопасности, механизмов раннего предупреждения и общих инструментов энергетической безопасности);
- поддержке развития инфраструктуры, объединении энергосистем и диверсификации энергопоставок;
- повышении уровня энергетической эффективности и использования возобновляемых источников энергии;
- дальнейшем сближении нормативно-регуляторной базы в энергетическом секторе.
-
Наконец, в рамках четвёртой платформы «Контакты между людьми» запланирован широкий спектр инициатив в следующих сферах:
- образование и профессиональное обучение (с акцентом на высшем образовании и инновационном развитии);
- молодежная политика (с акцентом на диалоге о выработке политики по молодежным вопросам);
- культура (в частности по реализации Программы развития культуры Восточного партнерства);
- информационное общество (содействие использованию информационно-коммуникационных технологий и поддержка регуляторных политик, основанных на модели ЕС);
- исследовательская деятельность (с акцентом на содействии участию стран Восточного партнерства в реализации 7-й рамочной программы по исследовательской деятельности и технологическому развитию ЕС - РП 7).
-
Представительство Европейского союза в Беларуси
Представительство Европейского союза в Беларуси
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.