Содержание
-
Россия на рубеже 17-18 вв. Предпосылки петровских преобразований.
-
Цель урока
Охарактеризовать международное и внутреннее положение России на рубеже 17-18 веков.
-
Задачи урока
- Объяснить причины социально-экономического отставания России от европейских стран.
- Показать предпосылки преобразований в России и их понимание передовыми людьми данного времени.
- Продолжить формирование умения работать с картой, историческими источниками.
-
Россия на рубеже 17-18 веков
Наша страна даже тогда была очень обширным государством. Она занимала тогда и занимает сейчас большую часть Восточно-Европейской равнины, всю Сибирь, часть Дальнего Востока.Покажите границы России на карте.
-
Вывод по карте
- У нашей страны на тот момент на юге не было выхода к Черному, Азовскому морям.
- Крым и Кубань принадлежат Крымскому ханству.
- На северо-западе нет выхода к Балтийскому морю.
- На севере есть выход только к Белому морю и Ледовитому океану.
-
Проблемы России данного периода
- Отставание России от европейских стран.
- Попытки совершенствования феодального строя приводили к нарастанию экономических проблем.
- К концу 17 века в России всего 17 мануфактур на всю страну.
- Не ведутся разработки полезных ископаемых.
- Не хватает металлов.
- Многие необходимые товары привозятся из-за границы.
- - Почему некоторые европейские страны успешно развивались?
-
- Нашей стране было просто необходимо овладеть морскими путями, получить выходы к Балтийскому и Черному морям.
- Устранить серьезные недостатки в организации русской армии.
- Нужна реформа устаревшей системы управления страной.
-
Основные черты социально-экономического и политического развития России на рубеже 17-18 веков.
-
- Феодально-крепостнический строй.
- Слабое развитие мануфактурного производства.
- Использование труда крепостных крестьян.
- Отсутствие навыка геологоразведочных работ по добыче полезных ископаемых.
- Слабое развитие международной торговли.
- Отсутствие регулярной армии и флота.
- Недостатки управления.
-
В России назрели социально-экономические, внешнеполитические предпосылки будущих преобразований.
-
Внутренние предпосылки реформ
- Необходимость переустройства армии;
- Необходимость замены системы налогов;
- Отсутствие собственной промышленности;
- Несовершенство системы приказов;
- Необходимость развития образования;
- Несовершенство управления;
- Отсутствие единого суда;
- Отсутствие годового бюджета;
- Слабая разведанность полезных ископаемых;
- Отсутствие добычи полезных ископаемых, в т.ч. золота и серебра.
-
Внешние предпосылки реформ
- Отсутствие флота (торгового и военного);
- Отсутствие выхода к морям;
- Отсутствие колоний как источника богатств;
Попробуйте разделить все эти предпосылки на экономические, политические и культурные;Видно, что причины (предпосылки) реформ налицо.
-
На чем базировались грядущие реформы?
- Наличие неразведанных полезных ископаемых;
- Отсутствие угрозы потерять государственную независимость;
- Наличие самобытной и богатой культуры.
-
Усиление западного влияния на Россию
-
Основные преобразования Федора Алексеевича
- Отмена местничества – 1682 год;
- Увеличение числа полков «нового строя» – регулярной армии;
- Усиление власти воевод на местах;
- Упразднение некоторых приказов, сосредоточение части приказов под управлением одного лица;
На что были направлены проводимые реформы?
-
Усиление западного влияния на Россию
- Постоянные войны с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Турцией – усиление западного влияния на внешнюю, внутреннюю политику, на быт и традиции населения России.
- Польская шляхта привнесла новые обычаи, иностранные слова.
- Приглашение для консультаций и на службу иностранных специалистов, прежде всего военных.
- Участие 6 полков «иноземного строя» в войне с Польшей.
- При Алексее Михайловиче принят первый воинский устав по западным образцам.
- Участие голландских специалистов в строительстве пушечного завода в Москве и первого русского военного корабля.
- Мода на западноевропейскую одежду, танцы, иностранные языки.
В чем вы видите причины обращения российских правителей к европейскому опыту 17 века?
-
Симеон Полоцкий
- Белорус.
- Постригся в монахи. Служил в Богоявленском монастыре в Полоцке (отсюда – Полоцкий).
- Писал стихи, учительствовал, имел широкое признание у населения.
- Выступал за объединение русского, белорусского и украинского народов. Был приглашен в Москву.
- Воспитывал царевичей Федора и Софью, которые под его руководством получили западное образование – первыми среди русских руководителей страны.
- В их правление под его влиянием отмечены целенаправленные попытки проведения реформ по западному образцу.
-
Программа будущих преобразований России
В замыслах, реформах и планах передовых людей того времени.
-
А. Ордин-Нащокин
- Один из известнейших политических деятелей России 17 века.
- Как глава Посольского приказа выступал за расширение экономических и культурных связей со странами Западной Европы и Востока.
- Предлагал союз с Речью Посполитой против Турции.
- Андрусовское перемирие – его заслуга.
- Предлагал создать союз стран против Швеции.
- По тексту учебника определите, какие реформы предлагал Ордин-Нащокин.
-
- Сокращение дворянского ополчения, увеличение числа стрелецких полков, введение рекрутской повинности – шаги на пути к созданию постоянной армии.
- Попытка ввести элементы самоуправления по европейскому образцу, передав некоторые судебные и административные функции выборным представителям посадского населения.
- Отмена привилегий иностранных компаний и предоставление льгот русским купцам, основание новых мануфактур.
- Установление почтовой связи между Москвой, Вильно и Ригой.
Какие меры Ордина-Нащокина вы считаете важными? Почему он подвергся опале?
-
В. Голицын
- Фактический правитель России в период регентства Софьи.
- При его поддержке открыта Славяно-греко-латинская академия (1687).
- Главное направление внутренней политики, по его мнению, - исправление нравов и развитие инициативы.
- Курс на развитие и поддержку торговли и ремесел.
- Какие реформаторские планы строил В.Голицын? Почему они не были реализованы? Определите по учебнику.
-
- Предлагал отменить смертную казнь за «возмутительные слова» против власти.
- Принятие указов о европейских формах быта.
- Предлагал освободить крестьян от власти помещиков.
- Высказывался за введение «поголовной» подати с крестьянских хозяйств.
- Предлагал отказаться от дворянского ополчения и заменить его армией по западному образцу – наемной армией.
Используя документ «Иностранец Де лаНевилль о Голицыне», определите, какие еще изменения планировал ввести Голицын.
-
Ю. Крижанич
- Хорват. Ученый-энциклопедист.
- Служил в Посольском приказе, а затем в Приказе Большого дворца.
- Исправлял богослужебные книги. Был заподозрен в измене, выслан в Тобольск.
Какие идеи предлагал Ю. Крижанич? Нужны ли они были России?
-
- Выступал за введение в России европейской системы образования, за просвещение населения, но предупреждал об опасности слепого заимствования западного опыта.
- Его главная идея – объединение всего славянства для борьбы с «немецкой опасностью».
- Предлагал объединить православную и католическую церковь под властью папы римского и создать единое славянское государство под властью московского царя.
- Предлагал реформировать самодержавную российскую власть, убрав из нее жестокие методы правления, но сохранив силу государства.
-
В. Ключевский. «Исторические портреты».
Задачи, стоящие перед Россией накануне петровской эпохи.Вот важнейшие части этой программы: 1) Мир и даже союз с Польшей; 2) борьба со Швецией за восточный балтийский берег, с Турцией и Крымом за южную Россию; 3) завершение переустройства войска в регулярную армию; 4) замена старой сложной системы прямых налогов двумя податями, подушной и поземельной; 5) развитие внешней торговли и внутренней обрабатывающей промышленности; 6) введение городского самоуправления с целью подъема производительности и благосостояния торгово-промышленного класса; 7) освобождение крепостных крестьян с землей; 8) заведение школ не только общеобразовательных с церковным характером, но и технических, приспособленных к нуждам государства, - и все это по иноземным образцам и даже с помощью иноземных руководителей.Какие из этих задач предлагали решить А.Ордин-Нащокин, В. Голицын, Ю. Крижанич?
-
Тестыпо теме «Предпосылки петровских преобразований».
- Экономическое развитие России сдерживалось:
а) развитием товарного производства; б) системой крепостного права; в) специализацией районов по выработке той или иной продукции.
- В отличие от стран Запада в России на мануфактурах применялся труд
а) наемных и крепостных крестьян; б) батраков; в) крепостных крестьян; г) наемных рабочих.
- На рубеже 17-18 вв. Россия отставала от европейских стран, потому что
а) в стране выплавлялось мало стали; б) недостаточно развита была система образования; в) была отсталая система управления; г) господствовали феодальные порядки; д) Россия не имела выхода к морю.
- Обозначьте указанные причины слева порядковыми номерами в убывающей последовательности (от большего к меньшему) в зависимости от их значимости.
-
- Вставьте наиболее подходящее слово.
На рубеже 17-18 вв. в России созревали необходимые внутренние ________ для решительных перемен (реформы, планы, предпосылки).
- Войны России с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Турцией привели к
а) усилению влияния этих стран на Россию; б) ослаблению контактов с этими странами; в) никак не повлияли на развитие России.
- Симеон Полоцкий повлиял на правлениеа) Алексея Михайловича; б) Петра Великого; в) Федора Алексеевича и Софьи Алексеевны.
-
- Установите соответствие между государственным деятелем и предлагаемыми им преобразованиями.
А) А. Ордин-НащокинБ) В. ГолицынВ) Ю. Крижанич
- освобождение крестьян от крепостной зависимости
- создание единого славянского государства
- введение рекрутской повинности в России.
- Необходимость реформ признавалась российскими государственными деятелями и правителями.
а) да; б) нет.
-
Проверка выполнения
- Б
- А.
- Г В Д А Б
- Предпосылки
- А
- В
- А3, Б1, В2
- А
На «5» – 7-8 правильных ответов.На «4» – 5-6 правильных ответов.На «3» – 4 правильных ответа.
-
Итог урока
К концу 17 века в России представителями государственной власти была осознана необходимость преобразований страны.Преобразования должны быть проведены с обязательным использованием европейского опыта и коснуться всех сторон жизни России.На основе планов, реформ, замыслов государственных деятелей сформировались программы будущих преобразований.Это и определило направление деятельности не только Петра 1, но и всей дальнейшей истории России в 18 веке.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.