Презентация на тему "Россия на рубеже 17-18 вв. Предпосылки петровских преобразований" 7 класс

Презентация: Россия на рубеже 17-18 вв. Предпосылки петровских преобразований
1 из 30
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация "Россия на рубеже 17-18 вв. Предпосылки петровских преобразований" рассматривает предпосылки, причины и проблемы, послужившие стимулом для проведения реформ в Российском государстве. Указаны ведущие политические деятели того периода и их программы по реформированию страны.

Краткое содержание

  • Россия на карте мира;
  • Проблемы Российского государства в 17-18 вв.;
  • Внутренние и внешние предпосылки реформ;
  • Реформаторы и их программы.

Содержание

  • Презентация: Россия на рубеже 17-18 вв. Предпосылки петровских преобразований
    Слайд 1

    Россия на рубеже 17-18 вв. Предпосылки петровских преобразований.

  • Слайд 2

    Цель урока

    Охарактеризовать международное и внутреннее положение России на рубеже 17-18 веков.

  • Слайд 3

    Задачи урока

    • Объяснить причины социально-экономического отставания России от европейских стран.
    • Показать предпосылки преобразований в России и их понимание передовыми людьми данного времени.
    • Продолжить формирование умения работать с картой, историческими источниками.
  • Слайд 4

    Россия на рубеже 17-18 веков

    Наша страна даже тогда была очень обширным государством. Она занимала тогда и занимает сейчас большую часть Восточно-Европейской равнины, всю Сибирь, часть Дальнего Востока.Покажите границы России на карте.

  • Слайд 5

    Вывод по карте

    • У нашей страны на тот момент на юге не было выхода к Черному, Азовскому морям.
    • Крым и Кубань принадлежат Крымскому ханству.
    • На северо-западе нет выхода к Балтийскому морю.
    • На севере есть выход только к Белому морю и Ледовитому океану.
  • Слайд 6

    Проблемы России данного периода

    • Отставание России от европейских стран.
    • Попытки совершенствования феодального строя приводили к нарастанию экономических проблем.
    • К концу 17 века в России всего 17 мануфактур на всю страну.
    • Не ведутся разработки полезных ископаемых.
    • Не хватает металлов.
    • Многие необходимые товары привозятся из-за границы.
    • - Почему некоторые европейские страны успешно развивались?
  • Слайд 7
    • Нашей стране было просто необходимо овладеть морскими путями, получить выходы к Балтийскому и Черному морям.
    • Устранить серьезные недостатки в организации русской армии.
    • Нужна реформа устаревшей системы управления страной.
  • Слайд 8

    Основные черты социально-экономического и политического развития России на рубеже 17-18 веков.

  • Слайд 9
    • Феодально-крепостнический строй.
    • Слабое развитие мануфактурного производства.
    • Использование труда крепостных крестьян.
    • Отсутствие навыка геологоразведочных работ по добыче полезных ископаемых.
    • Слабое развитие международной торговли.
    • Отсутствие регулярной армии и флота.
    • Недостатки управления.
  • Слайд 10

    В России назрели социально-экономические, внешнеполитические предпосылки будущих преобразований.

  • Слайд 11

    Внутренние предпосылки реформ

    • Необходимость переустройства армии;
    • Необходимость замены системы налогов;
    • Отсутствие собственной промышленности;
    • Несовершенство системы приказов;
    • Необходимость развития образования;
    • Несовершенство управления;
    • Отсутствие единого суда;
    • Отсутствие годового бюджета;
    • Слабая разведанность полезных ископаемых;
    • Отсутствие добычи полезных ископаемых, в т.ч. золота и серебра.
  • Слайд 12

    Внешние предпосылки реформ

    • Отсутствие флота (торгового и военного);
    • Отсутствие выхода к морям;
    • Отсутствие колоний как источника богатств;

    Попробуйте разделить все эти предпосылки на экономические, политические и культурные;Видно, что причины (предпосылки) реформ налицо.

  • Слайд 13

    На чем базировались грядущие реформы?

    • Наличие неразведанных полезных ископаемых;
    • Отсутствие угрозы потерять государственную независимость;
    • Наличие самобытной и богатой культуры.
  • Слайд 14

    Усиление западного влияния на Россию

  • Слайд 15

    Основные преобразования Федора Алексеевича

    • Отмена местничества – 1682 год;
    • Увеличение числа полков «нового строя» – регулярной армии;
    • Усиление власти воевод на местах;
    • Упразднение некоторых приказов, сосредоточение части приказов под управлением одного лица;

    На что были направлены проводимые реформы?

  • Слайд 16

    Усиление западного влияния на Россию

    • Постоянные войны с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Турцией – усиление западного влияния на внешнюю, внутреннюю политику, на быт и традиции населения России.
    • Польская шляхта привнесла новые обычаи, иностранные слова.
    • Приглашение для консультаций и на службу иностранных специалистов, прежде всего военных.
    • Участие 6 полков «иноземного строя» в войне с Польшей.
    • При Алексее Михайловиче принят первый воинский устав по западным образцам.
    • Участие голландских специалистов в строительстве пушечного завода в Москве и первого русского военного корабля.
    • Мода на западноевропейскую одежду, танцы, иностранные языки.

    В чем вы видите причины обращения российских правителей к европейскому опыту 17 века?

  • Слайд 17

    Симеон Полоцкий

    • Белорус.
    • Постригся в монахи. Служил в Богоявленском монастыре в Полоцке (отсюда – Полоцкий).
    • Писал стихи, учительствовал, имел широкое признание у населения.
    • Выступал за объединение русского, белорусского и украинского народов. Был приглашен в Москву.
    • Воспитывал царевичей Федора и Софью, которые под его руководством получили западное образование – первыми среди русских руководителей страны.
    • В их правление под его влиянием отмечены целенаправленные попытки проведения реформ по западному образцу.
  • Слайд 18

    Программа будущих преобразований России

    В замыслах, реформах и планах передовых людей того времени.

  • Слайд 19

    А. Ордин-Нащокин

    • Один из известнейших политических деятелей России 17 века.
    • Как глава Посольского приказа выступал за расширение экономических и культурных связей со странами Западной Европы и Востока.
    • Предлагал союз с Речью Посполитой против Турции.
    • Андрусовское перемирие – его заслуга.
    • Предлагал создать союз стран против Швеции.
    • По тексту учебника определите, какие реформы предлагал Ордин-Нащокин.
  • Слайд 20
    • Сокращение дворянского ополчения, увеличение числа стрелецких полков, введение рекрутской повинности – шаги на пути к созданию постоянной армии.
    • Попытка ввести элементы самоуправления по европейскому образцу, передав некоторые судебные и административные функции выборным представителям посадского населения.
    • Отмена привилегий иностранных компаний и предоставление льгот русским купцам, основание новых мануфактур.
    • Установление почтовой связи между Москвой, Вильно и Ригой.

    Какие меры Ордина-Нащокина вы считаете важными? Почему он подвергся опале?

  • Слайд 21

    В. Голицын

    • Фактический правитель России в период регентства Софьи.
    • При его поддержке открыта Славяно-греко-латинская академия (1687).
    • Главное направление внутренней политики, по его мнению, - исправление нравов и развитие инициативы.
    • Курс на развитие и поддержку торговли и ремесел.
    • Какие реформаторские планы строил В.Голицын? Почему они не были реализованы? Определите по учебнику.
  • Слайд 22
    • Предлагал отменить смертную казнь за «возмутительные слова» против власти.
    • Принятие указов о европейских формах быта.
    • Предлагал освободить крестьян от власти помещиков.
    • Высказывался за введение «поголовной» подати с крестьянских хозяйств.
    • Предлагал отказаться от дворянского ополчения и заменить его армией по западному образцу – наемной армией.

    Используя документ «Иностранец Де лаНевилль о Голицыне», определите, какие еще изменения планировал ввести Голицын.

  • Слайд 23

    Ю. Крижанич

    • Хорват. Ученый-энциклопедист.
    • Служил в Посольском приказе, а затем в Приказе Большого дворца.
    • Исправлял богослужебные книги. Был заподозрен в измене, выслан в Тобольск.

    Какие идеи предлагал Ю. Крижанич? Нужны ли они были России?

  • Слайд 24
    • Выступал за введение в России европейской системы образования, за просвещение населения, но предупреждал об опасности слепого заимствования западного опыта.
    • Его главная идея – объединение всего славянства для борьбы с «немецкой опасностью».
    • Предлагал объединить православную и католическую церковь под властью папы римского и создать единое славянское государство под властью московского царя.
    • Предлагал реформировать самодержавную российскую власть, убрав из нее жестокие методы правления, но сохранив силу государства.
  • Слайд 25

    В. Ключевский. «Исторические портреты».

    Задачи, стоящие перед Россией накануне петровской эпохи.Вот важнейшие части этой программы: 1) Мир и даже союз с Польшей; 2) борьба со Швецией за восточный балтийский берег, с Турцией и Крымом за южную Россию; 3) завершение переустройства войска в регулярную армию; 4) замена старой сложной системы прямых налогов двумя податями, подушной и поземельной; 5) развитие внешней торговли и внутренней обрабатывающей промышленности; 6) введение городского самоуправления с целью подъема производительности и благосостояния торгово-промышленного класса; 7) освобождение крепостных крестьян с землей; 8) заведение школ не только общеобразовательных с церковным характером, но и технических, приспособленных к нуждам государства, - и все это по иноземным образцам и даже с помощью иноземных руководителей.Какие из этих задач предлагали решить А.Ордин-Нащокин, В. Голицын, Ю. Крижанич?

  • Слайд 26

    Тестыпо теме «Предпосылки петровских преобразований».

    • Экономическое развитие России сдерживалось:

    а) развитием товарного производства; б) системой крепостного права; в) специализацией районов по выработке той или иной продукции.

    • В отличие от стран Запада в России на мануфактурах применялся труд

    а) наемных и крепостных крестьян; б) батраков; в) крепостных крестьян; г) наемных рабочих.

    • На рубеже 17-18 вв. Россия отставала от европейских стран, потому что

    а) в стране выплавлялось мало стали; б) недостаточно развита была система образования; в) была отсталая система управления; г) господствовали феодальные порядки; д) Россия не имела выхода к морю.

    • Обозначьте указанные причины слева порядковыми номерами в убывающей последовательности (от большего к меньшему) в зависимости от их значимости.
  • Слайд 27
    • Вставьте наиболее подходящее слово.

    На рубеже 17-18 вв. в России созревали необходимые внутренние ________ для решительных перемен (реформы, планы, предпосылки).

    • Войны России с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Турцией привели к

    а) усилению влияния этих стран на Россию; б) ослаблению контактов с этими странами; в) никак не повлияли на развитие России.

    • Симеон Полоцкий повлиял на правлениеа) Алексея Михайловича; б) Петра Великого; в) Федора Алексеевича и Софьи Алексеевны.
  • Слайд 28
    • Установите соответствие между государственным деятелем и предлагаемыми им преобразованиями.

    А) А. Ордин-НащокинБ) В. ГолицынВ) Ю. Крижанич

      1. освобождение крестьян от крепостной зависимости
      2. создание единого славянского государства
      3. введение рекрутской повинности в России.
    • Необходимость реформ признавалась российскими государственными деятелями и правителями.

    а) да; б) нет.

  • Слайд 29

    Проверка выполнения

    1. Б
    2. А.
    3. Г В Д А Б
    4. Предпосылки
    5. А
    6. В
    7. А3, Б1, В2
    8. А

    На «5» – 7-8 правильных ответов.На «4» – 5-6 правильных ответов.На «3» – 4 правильных ответа.

  • Слайд 30

    Итог урока

    К концу 17 века в России представителями государственной власти была осознана необходимость преобразований страны.Преобразования должны быть проведены с обязательным использованием европейского опыта и коснуться всех сторон жизни России.На основе планов, реформ, замыслов государственных деятелей сформировались программы будущих преобразований.Это и определило направление деятельности не только Петра 1, но и всей дальнейшей истории России в 18 веке.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке