Содержание
-
Тема:«Формирование ценностно – мировоззренческой компетенции обучающихся– как важный компонент парадигмы современного образования» Морозова Л. А., учитель истории, обществознания МБОУ ООШ №1 им. М.А. Погодина
-
Д. А. Медведев: «Решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение российской образовательной системы. Ее прежние успехи были признаны во всем мире. Сегодня надо прямо сказать: с передовых позиций мы уже откатились. И это становится самой серьезной угрозой нашей конкурентоспособности».
-
Преподавание истории в школе должно способствовать формированию ценностно-мировоззренческой ориентации ученика, решению им морально-нравственных проблем. Цель исторического образования в этом плане - ориентация прежде всего на общечеловеческие ценности через компетентностный подход.
-
Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной ситуации. Основой для формирования компетенций является личный опыт учащихся. Человек становится компетентным, когда у него формируется умение самостоятельно оценивать свою деятельность и ее результаты.
-
С позиций компетентностного подхода оценивание эффективности достижений учащихся включает в себя следующие компоненты: знания и умения, проявленные в овладении основными понятиями и процедурами по данному предмету, теме; ситуационное поведение, адекватное той или иной ситуации, умение предпринимать корректные действия, проявлять свою мировоззренческую позицию; осмысление и нравственная оценка фактов, событий, репрезентация себя как возможного участника ситуаций (рефлексивная составляющая познавательной деятельности).
-
Ценностно-мировоззренческая компетентность – представления о разных системах социальных норм и ценностей, в том числе в истории российского общества; - умение определять и обосновывать свое отношение к этим ценностям, наиболее значимым проблемам российской истории и современности.
-
• Формирование ценностно-мировоззренческой компетентности -это формирование мировоззренческих ценностных принципов и установок, которые должны быть основой гражданской позиции школьника. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
-
Целью учителя истории относительно программы является реализация ее предметного содержания. В условиях формирования ценностно-мировоззренческой компетенции относительно ученика - создание условий его самореализации.
-
Тема урока: « Смута – трагедия, очищение и возрождение России» Цели: Развивающие: формировать элементы информационной, коммуникативной, ценностно-мировоззренческой компетенций – умение работать с большим объемом учебного материала, находить, систематизировать, преобразовывать информацию в заданной знаковой системе и проводить ее презентацию. Воспитывающие: способствовать принятию учащимися ценностно- мировоззренческих установок российского общества, воспитывать гражданственность и патриотизм.
-
-
Самое существенное в этом уроке - поворот всего учебно-воспитательного процесса к развитию творческой активности, коммуникативности, нравственной ответственности человека. Образование должно не только вооружать знаниями, но и развивать и совершенствовать личность. Иначе говоря, формировать ценностно – мировоззренческую компетенцию.
-
Очень важным моментом является создание положительной личностной мотивации на изучение каждой темы! Построить начало урока необходимо таким образом, чтобы ученик осознал – мне это важно! Мне это интересно!
-
Образование должно быть направлено, прежде всего, на создание условий для раскрытия личности человека, а предметы истории и обществознания помогают человеку найти собственную позицию в обществе, определить свое место в жизни, сформулировать свое собственное отношение к таким понятиям как «толерантность», «общечеловеческие ценности» через ценностно – мировоззренческую компетентность.
-
Правила для учителя:
Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. . Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
-
Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучение. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
-
Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету. Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
-
Эти полезные правила-советы – только небольшая часть педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, наследовать им, руководствоваться ими – это, то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности.
-
Благодарю за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.