Презентация на тему "Влияние идей Просвещения на политическое развитие России и Америки"

Включить эффекты
1 из 25
Смотреть похожие
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация "Влияние идей Просвещения на политическое развитие России и Америки" рассказывает о том, где и когда зародились идеи эпохи Просвещения в Англии и как распространились далее в Западной Европе и России. Описываются мероприятия, проводимые Екатериной II в рамках Просвещения.

Краткое содержание

  • Просвещение как идеология Нового времени;
  • «Просвещенный абсолютизм» в России;
  • Развитие идей Просвещения в Америке;
  • Влияние идей французских просветителей на развитие России и Америки.

Содержание

  • Влияние идей Просвещения на политическое развитие России и Америки
    Слайд 1

    Влияние идей Просвещения на политическое развитие России и Америки

    Вторая половина XVIII в.

  • Слайд 2

    План урока

    • Просвещение как идеология Нового времени
    • «Просвещенный абсолютизм» в России.
    • Развитие идей Просвещения в Америке.
    • Влияние идей французских просветителей на развитие России и Америки.

  • Слайд 3

    Задание

    • В какой мере идеи Просвещения повлияли на политическое развитие России и Америки во второй половине XVIII века?
    • Как национальные особенности каждой из стран преломляли идеи французских просветителей?

  • Слайд 4

    Просвещение в Англии

    Просвещение зародилось в Англии в конце 17 в. в сочинениях его основателя Дж. Локка (1632-1704) и его последователей были сформулированы основные понятия просветительского учения: "общее благо", "естественный человек", "естественное право", "естественная религия", "общественный договор". В учение о естественном праве, изложенном в Двух трактатах о государственном правлении (1690) Д. Локка, обоснованы основные права человека: свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности, которые являются естественными, вечными и неотъемлемыми. Людям необходимо добровольно заключить общественный договор, на основе которого создается орган (государство), обеспечивающий охрану их прав. Понятие об общественном договоре было одним из основополагающих в учении об обществе, выработанном деятелями раннего английского Просвещения.

  • Слайд 5

    Просвещение во Франции

    В 18 веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье и Вольтер.

  • Слайд 6

    В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. В трактате «О духе законов» был сформулирован принцип разделения властей на:

    • законодательную
    • исполнительную
    • судебную.

    Год издания: 1748

  • Слайд 7

    Вольтер придерживался иных политических взглядов. Он был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы (служба у Фридриха II, переписка с Екатериной II). Он выступал против религиозного фанатизма и ханжества, главенства церкви над государством и обществом.

  • Слайд 8

    Одним из видных деятелей эпохи Просвещения, предложившим свое видение политического устройства общества, был Жан-Жак Руссо.

  • Слайд 9

    • В трактате «Об общественном договоре, или принципы политического права» (1762) он выдвинул идею народного суверенитета. По ней, правительство получает власть из рук народа в виде поручения, которое оно обязано выполнять в соответствии с народной волей. Если оно эту волю нарушает, то народ может ограничивать, видоизменять или отобрать данную им власть. Одним из средств такого возврата власти может стать насильственное свержение правительства. Идеи Руссо нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой французской революции, деятелей Войны за независимость и создания США.
    • «Об общественном договоре, или принципы политического права» (1762)

  • Слайд 10

    Основные идеи Просвещения

    • «царство разума», основанное на «естественном равенстве»
    • политическая свобода и гражданское равенство
    • распространение знаний

  • Слайд 11

    Становление Просвещения

    • Просветительское движение, имея общие основные принципы, развивалось в разных странах не одинаково.
    • Становление Просвещения в каждом государстве было связано с его политическими, социальными и экономическими условиями, а также с национальными особенностями.

  • Слайд 12

    Политика«просвещенного абсолютизма» в России

    Правление Екатерины Великой (1762 – 1796).

  • Слайд 13

    Екатерина Алексеевна (до брака принцесса София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская) пришла к власти в России в результате очередного дворцового переворота (1762).

  • Слайд 14

    В своих мемуарах Екатерина так характеризовала состояние России в начале своего царствования:

    • Финансы были истощены.
    • Армия не получала жалованья за 3 месяца.
    • Торговля находилась в упадке, ибо многие ее отрасли были отданы в монополию.
    • Не было правильной системы в государственном хозяйстве.
    • Военное ведомство было погружено в долги; морское едва держалось, находясь в крайнем пренебрежении.
    • Духовенство было недовольно отнятием у него земель.
    • Правосудие продавалось с торгу, и законами руководствовались только в тех случаях, когда они благоприятствовали лицу сильному

  • Слайд 15

    Уложенная комиссия (июль 1767 г.)

    В Московском Кремле собралось 564 депутата от разных сословий (дворяне, купцы, казаков, духовенства), привезших 1465 наказов с мест.

    Основная цель:

    • выяснение народных нужд для проведения всесторонних реформ
    • систематизация законов

  • Слайд 16

    Политика«просвещенного абсолютизма» в России

    Екатерина Великая восприняла большую часть идей просвещенного абсолютизма. Она активно вела переписку с Вольтером, д'Аламбером. Д.Дидро навещал Санкт – Петербург и даже работал в Санкт – Петербурге над проектом закона об образовании.

  • Слайд 17

    • Екатерина Великая на основе идей французских просветителей разрабатывала «Наказ», в котором изложила свое видение политики «просвещенного абсолютизма».
    • Она отвергала идею «естественного права» и «общественного договора» и считала, что в России главным способом самоорганизации общества может быть только власть неограниченного монарха (но не такого, как прежде, а просвещенного, «философа на троне»), который разработает идеальную систему законов. Помощь в управлении государством должны оказывать дворяне.

  • Слайд 18

    Из Наказа Екатерины Великой Уложенной комиссии

    • Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам
    • Вольность есть право все то делать, что законы дозволяют
    • Приложить должно более старания к тому, чтобы вселить узаконениями добрые нравы в граждан, нежели привести дух их в уныние казнями
    • Есть различие между содержанием под стражею и заключением в тюрьму. Человек, бывший под стражею и потом оправдавшийся, не должен через то подлежать никакому бесчестию
    • Приговоры судей должны быть народу ведомы, так как и доказательства преступлений, чтобы всяк из граждан мог сказать, что он живет под защитою законов
    • Человека можно почитать виноватым прежде приговора судейского, и законы не могут его лишить защиты своей, прежде нежели доказано будет, что он нарушил оные
    • Самое надлежащее обуздание от преступлений есть не строгость наказания, но когда люди подлинно знают, что преступающий законы непременно будет наказан
    • Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели наказывать
    • Хотите ли предупредить преступления? Сделайте, чтоб законы меньше благодетельствовали разным между гражданами чинам, нежели всякому особо гражданину. Сделайте, чтоб люди боялись законов и никого бы, кроме их, не боялись. Сделайте, чтоб просвещение распространилось между людьми…»

  • Слайд 19

    Задание к документу

    • Какое отражение нашли идеи Просвещения в содержании Наказа?
    • Какие из положений Наказа перекликаются с положениями современного законодательства РФ?

  • Слайд 20

    «Золотой век» российского дворянства

    Жалованная грамота дворянству(1785):

    • дворянство освобождалось от подушной подати
    • от расквартирования войсковых частей и команд
    • от телесных наказаний
    • от обязательной службы
    • подтверждено право неограниченного распоряжения имением
    • право владеть домами в городах
    • право заводить в имениях предприятия и заниматься торговлей
    • право собственности на недра земли
    • право иметь свои сословные учреждения
    • изменилось наименование 1-ого сословия: не "дворянство", а "благородное дворянство".
    • запрещалось производить конфискацию имений дворян за уголовные преступления; имения надлежало передавать законным наследникам.
    • дворяне имеют исключительное право собственности на землю, но в "Грамоте" не говорится ни слова о монопольном праве иметь крепостных.
    • украинская старшина была уравнена с русскими дворянами.
    • дворянин, не имевший офицерского чина, лишался избирательного права.
    • занимать выборные должности могли только дворяне, чей доход от имений превышает 100 руб.

  • Слайд 21

    Основные мероприятия Екатерины Великой в русле политики «просвещенного абсолютизма»


  • Слайд 22

    Восстание Пугачева

    Крестьянско-казацкое выступление под предводительством Е. Пугачева стало ответной мерой на усиление власти и произвола помещиков.

  • Слайд 23

    Екатерина II сформулировала собственные «правила управления»

    • «… Если государственный человек ошибается, если он рассуждает плохо, или принимает ошибочные меры, целый народ испытывает пагубные следствия этого.
    • Нужно часто себя спрашивать: справедливо ли это начинание ? – полезно ли ?
    • Нужно просвещать нацию, которой должен управлять.
    • Нужно вести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.
    • Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.
    • Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.
    • Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение к соседям.
    • Каждый гражданин должен быть воспитан в сознании долга своего перед государством.

  • Слайд 24

    Американское Просвещение

    • Война за независимость.
    • Создание США (1775-1783)

  • Слайд 25

    Движение американских просветителей тесно связано с борьбой английских колоний в Северной Америке за независимость, завершившейся созданием Соединенных Штатов Америки. Разработками социально-политических программ, подготовивших теоретическую базу для построения независимого государства, занимались Т.Пейн (1737-1809), Т.Джефферсон (1743-1826) и Б.Франклин (1706-1790). Их теоретические программы легли в основу главных законодательных актов нового государства: Декларации независимости 1776 и Конституции 1787.

Посмотреть все слайды

Предложить улучшение Сообщить об ошибке