Презентация на тему "Информация"

Презентация: Информация
Включить эффекты
1 из 108
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.2
6 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Информация" рассказывает, что информатика изучает, информации в неживой и живой природе, как измерить информацию, информационных процессах, дает определение информации, приводит виды информации, языки кодирования, свойства информации.

Краткое содержание

  1. Введение
  2. Измерение количества информации
  3. Задачи
  4. Информация и управление
  5. Информационное общество
  6. Правовая охрана программ и данных
  7. Защита информации

Содержание

  • Презентация: Информация
    Слайд 1

    ИНФОРМАЦИЯ

    1. Введение
    2. Измерение количества информации
    3. Задачи
    4. Информация и управление
    5. Информационное общество
    6. Правовая охрана программ и данных
    7. Защита информации
  • Слайд 2

    Тема 1. Введение.

  • Слайд 3

    Информатика изучает …

    • информацию и ее свойства
    • процессы
    1. хранения…
    2. обработки…
    3. и передачи информации с помощью компьютеров.

    Французский язык:

    informatique = information + automatiqueинформатика информация автоматика

    Английский язык:

    computer scienceкомпьютер + наука = наука о компьютерах

  • Слайд 4

    Информация – это …

    любые сведения об окружающем мире, которые человек получает с помощью органов чувств:

    • глаза (зрение, 90 процентов информации)
    • уши (слух)
    • язык (вкус)
    • нос (обоняние)
    • кожа (осязание)

    Латинский язык:

    • informatiо – разъяснение, сведения
  • Слайд 5

    Информация – одно из базовых понятий в науке (как материя, энергия), поэтому нет более четкого определения:

    • невозможно выразить через более простые понятия
    • объясняется только на примерах или в сравнении с другими понятиями

    Н. Винер, «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине».«Информация есть информация, а не материя и не энергия».

  • Слайд 6

    Виды информации

    • Символ (знак, жест)
    • Текст (состоит из символов, важен их порядок)
    • Числовая информация
    • Графическая информация (рисунки, картины, чертежи, фото, схемы, карты)
    • Звук
    • Тактильная информация (осязание)
    • Вкус
    • Запах
  • Слайд 7

    Информация в неживой природе

    • Замкнутые системы (нет обмена информацией и энергией с внешней средой)
    • Открытые системы (возможно увеличение информации)
  • Слайд 8

    Информация в живой природе

    • Живые организмы – открытые системы.
    • Одноклеточные используют информацию о температуре и химическом составе.
    • Усложнение.
    • Животные воспринимают информацию органами чувств.
  • Слайд 9

    Информационные сигналы в жизни животных: звук, свет, запах, поза.

  • Слайд 10

    Информация в биологии

    • Сигналы несут информацию от органов чувств к мозгу:
    • Наследственная информация (молекула ДНК):
  • Слайд 11

    Информация в технике

    • системы стабилизации
    • системы программного управления
  • Слайд 12
    • компьютеры – специальные устройства для хранения, передачи и обработки информации
    • автоматизированные системы продажи билетов (АСУ «Экспресс»)
    • Интернет – глобальная информационная система
    • роботы (имеют датчики, заменяющие органы чувств – зрение, слух, осязание)
  • Слайд 13

    Свойства информации

    Информация должна быть:

    • объективной (не зависящей от чьего-либо мнения)
    • понятной (английский язык?)
    • полезной (получатель решает свои задачи)
    • достоверной (правильной) дезинформация, помехи, слухи, байки
    • актуальной – должна быть важна в данный момент (погода, землетрясение) устаревшая, ненужная
    • полной (достаточной для принятия правильного решения)
  • Слайд 14

    Информационные процессы

    • Получение (через органы чувств)
    • Хранение
    1. мозг, бумага, камень, береста, …
    2. память ПК, дискеты, винчестеры, CD, DVD
    • Обработка
    1. создание новой информации
    2. кодирование – изменение формы, запись в некоторой знаковой системе (в виде кода)
    3. поиск
    4. сортировка – расстановка элементов списка в заданном порядке
    • Передача
  • Слайд 15

    Кодирование информации

    Кодирование – это запись информации с помощью некоторой знаковой системы (языка).

    Зачем кодируют информацию?

    Информация передается, обрабатывается и хранится в виде кодов.

  • Слайд 16

    Языки

    Язык – знаковая система, используемая для хранения и передачи информации.

    • естественные (русский, английский, …)есть правила и исключения
    • формальные (строгие правила)

    Грамматика – правила по которым из символов алфавита строятся слова.

    Синтаксис – правила, по которым из слов строятся предложения.

  • Слайд 17

    Кодирование

    Задача 1. Закодируйте свое имя с помощью азбуки Морзе.

    Код неравномерный, нужен разделитель!

  • Слайд 18

    Задача 2. Закодируйте свое имя с помощью кодовой таблицы (Windows-1251).

  • Слайд 19

    Кодирование: цели и способы

    Текст:

    • в России: Привет, Вася!
    • Windows-1251: CFF0E8E2E52C20C2E0F1FF21
    • передача за рубеж (транслит): Privet, Vasya!
    • стенография:
    • шифрование: Рсйгжу-!Гбта"

    Числа:

    • для вычислений: 25
    • прописью: двадцать пять
    • римская система: XXV
  • Слайд 20

    ИНФОРМАЦИЯ

    Тема 2. Измерение количества информации.

  • Слайд 21

    Как измерить информацию?

    • Что такое «много информации» и «мало информации»?
    • Как определить, в каком сообщении больше информации?

    Идея:

    1. количество информации определяется временем ее передачи
    2. количество информации – это длина сообщения, с помощью которого её можно закодировать.
    • От чего зависит длина сообщения?
    • Какой алфавит выбрать?
  • Слайд 22

    Какой код использовать?

    Идея: использовать тот код, который применяется в компьютерной технике.

  • Слайд 23

    Двоичный код

    Код, в котором используются только два знака, называется двоичным. Все виды информации в компьютерах кодируются в двоичном коде.

    1 бит – это количество информации, которое можно передать с помощью одного знака в двоичном коде («0» или «1»).

  • Слайд 24

    1 бит

    Что можно сообщить с помощью 1 знака (1 бита)?

    • выбрать один из двух вариантов, если заранее договориться, что означают «0» и «1».
  • Слайд 25

    Единицы измерения

    1 бит – это количество информации, которое мы получаем при выборе одного из двух возможных вариантов (вопрос: «Да» или «Нет»?)

    Примеры:

    Эта стена – зеленая? Да.Дверь открыта? Нет.Сегодня выходной? Нет.Это новый автомобиль? Новый.Ты будешь чай или кофе? Кофе.

  • Слайд 26

    Сколько информации?

    Определите количество информации.

  • Слайд 27

    Сколько вариантов?

  • Слайд 28

    Если вариантов больше…

  • Слайд 29

    «Да» или «Нет»?

    • 2 варианта – 1 бит
    • 4 варианта – 2 бита
    • 8 вариантов – 3 бита

    Изменится ли количество информации, если сразу указать на нужный самолет?

  • Слайд 30
    • 6 вариантов – между 4 (2 бита) и 8 (3 бита)

    Ответ: количество информации между 2 и 3 битами.

  • Слайд 31

    Единицы измерения

    • 1 байт (bytе) = 8 бит
    • 1 Кбайт (килобайт) = 1024 байта
    • 1 Мбайт (мегабайт) = 1024 Кбайт
    • 1 Гбайт (гигабайт) = 1024 Мбайт
    • 1 Тбайт (терабайт) = 1024 Гбайт
    • 1 Пбайт (петабайт) = 1024 Тбайт
  • Слайд 32

    Единицы измерения(11 класс)

    1 байт (bytе) – это объем компьютерной памяти, который имеет индивидуальный адрес.

    Примеры из истории:

    1 байт = 4 бита1 байт = 6 бит1 байт = 12 бит

    Сейчас обычно:

    1 байт = 8 бит

  • Слайд 33

    Формула Хартли (1928)

    Пример: В аэропорту стоит 6 самолетов, из них один летит в Москву. Сколько информации в сообщении «В Москву летит второй самолет»?

  • Слайд 34

    Алфавитный подход

    Алфавит – набор знаков, используемых при кодировании информации с помощью некоторого языка.

    Примеры:

    АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ 32ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ 26×O 20123456789 10

    Мощность алфавита – количество символов.

  • Слайд 35

    Задача. Определить объем информации в сообщении

    • ПРИВЕТВАСЯ

    для кодирования которого используется русский алфавит (только заглавные буквы).

    Решение:

    • считаем все символы (здесь 10 символов)
    • мощность алфавита – 32 символа (32=25)
    • 1 символ несет 5 бит информации

    Ответ: 10·5 бит = 50 бит

  • Слайд 36

    Вероятностный подход

    Вероятность события – число от 0 до 1, показывающее, как часто случается это событие в большой серии одинаковых опытов.

    • p = 0 событие никогда не происходит (нет неопределенности)
    • p = 0,5 событие происходитв половине случаев (есть неопределенность)
    • p = 1 событие происходит всегда (нет неопределенности)

    Полная система событий: одно из N событий обязательно произойдет (и только одно!).

    • pi– вероятность выбора i-ого варианта (i=1,…,N)
  • Слайд 37

    Вычисление вероятности.

    Задача. В пруду живут 100 рыб, из них 20 карасей, 30 пескарей, а остальные – окуни. Какова вероятность поймать карася (пескаря, окуня), если все рыбы одинаково голодны?

  • Слайд 38

    Как посчитать информацию, если варианты не равновероятны?Идея: если случается менее вероятное событие, мы получаем больше информации.Если произошло событие i, мы получаем информацию.Клод Шеннон (1916 —2001) американский математик и электротехник, один из создателей математической теории информации и криптографии.

  • Слайд 39

    Задача 1. В пруду живут 100 рыб, из них 20 карасей, 30 пескарей, а остальные – окуни. Сколько информации несет сообщение о том, что рыбак поймал карася (пескаря, окуня), если все рыбы одинаково голодны?

  • Слайд 40

    Задача 2. Посчитать, чему равна информация в сообщении «Сейчас идет снег» зимой и летом.

  • Слайд 41

    Два подхода: сравнение

    Задача 3. Отличник Вася Пупкин получил такие оценки по истории за I четверть:

    • 4 5 5 3 5

    Сколько информации получили в этом сообщении родители?

    Алфавитный подход:

    • возможны 4 разные оценки: 2, 3, 4 и 5
    • каждая оценка несет 2 бита информации (все одинаково!)

    Ответ: 5·2 бит = 10 бит

  • Слайд 42

    Вероятностный подход:

    • задаем вероятности получения всех оценок
    • информация при получении 5, 4 и 3:

    Ответ: информации в сообщении 4 5 5 3 5.

  • Слайд 43

    Информация и знание

    Неопределенность – недостаток знаний (незнание).

    • при получении информации знания увеличиваются, неопределенность уменьшается
    • чем больше получено информации, тем больше уменьшается неопределенность
    • информация – мера уменьшения неопределенности
  • Слайд 44

    Формула Шеннона (1948)

    Неопределенность (энтропия системы).

  • Слайд 45

    Семантическая теория

    Ю.А. Шрейдер:

    Тезаурус – знания приемника информации о внешнем мире, его способность воспринимать те или иные сообщения.

  • Слайд 46

    ИНФОРМАЦИЯ

    Тема 3. Задачи.

  • Слайд 47

    Перевод в другие единицы

    • 5 Кбайт = 5 ·1024 байт = 5120 байт
    • 15 байт = 15 · 8 бит = 120 бит
    • 2048 Кбайт = 2048:1024 Мбайт = 2 Mбайта
    • 1024 Mбайт = 1024:1024 Гбайт = 1 Гбайт
    • 3 Мбайта = 3 ·1024 Кбайт = 3072 Кбайта

  • Слайд 48

    Сравните (поставьте знак <, > или =):

    • 3 байта = 24 бита
    • 1000 байт < 1 Кбайт
    • 250 байт < 0,25 Кбайт
    • 1 Мбайт > 1000 Кбайт
    • 8192 бита = 1 Кбайт
  • Слайд 49

    Впишите недостающее число:

    • 8 байт = ? бита
    • 1,5 Кбайт =?байт
    • 512 бит = ? байта
    • 2 Мбайта = ?Кбайт
    • 4 бита = ? Байта
    • 3072 Кбайта = ? Мбайта
  • Слайд 50

    Задачи: текст

    Сколько места в памяти надо выделить для хранение предложения Привет, Вася!

    • считаем все символы, включая знаки препинания и пробелы (здесь 13 символов)
    • если нет дополнительной информации, то считаем, что 1 символ занимает 1 байт
    • в кодировке UNICODE 1 символ занимает 2 байта

    Ответ: 13 байт или 104 бита (в UNICODE: 26 байт или 208 бит)

  • Слайд 51

    Сколько места надо выделить для хранения 10 страниц книги, если на каждой странице помещаются 32 строки по 64 символа в каждой?

    Решение:

    • на 1 странице 32·64=2048 символов
    • на 10 страницах 10·2048=20480 символов
    • каждый символ занимает 1 байт

    Ответ:

    • 20480 байт или …
    • 20480·8 бит или …
    • 20480:1024 Кбайт = 20 Кбайт
  • Слайд 52

    Задачи: рисунок

    Сколько места в памяти надо выделить для хранения 16-цветного рисунка размером 32 на 64 пикселя?

    Решение:

    • общее число пикселей: 32·64=2048
    • при использовании 16 цветов на 1 пиксель отводится 4 бита (выбор 1 из 16 вариантов)

    Ответ:

    • 2048·4 бита = 8192 бита или …
    • 2048·4:8 байта = 1024 байта или …
    • 1024:1024 Кбайт = 1 Кбайт
  • Слайд 53

    Для хранения растрового рисунка размером 32 на 64 пикселя выделили 2 Кбайта памяти. Каково максимально возможное количество цветов в палитре?

    Решение:

    • общее число пикселей: 32·64=25 · 26=211
    • память 2 Кб=2 · 210 байта = 211 байта= 214 бита
    • на 1 пиксель приходится 214:211 = 23 = 8 бит
    • 8 бит

    Ответ: не более 256 цветов.

  • Слайд 54

    Задачи: кодирование

    Сколько бит нужно выделить для хранения текста

    • МУНСА УРЕ КАМУКА

    при использовании алфавита племени МУМУКА: буквы МУКАЕНРС и пробел?

    Решение:

    • в алфавите 9 символов (8 букв и пробел)
    • 23 <9< 24, поэтому на 1 символ нужно выделить 4 бита
    • в тексте 16 символов (считая пробелы)

    Ответ: 4·16 бит = 64 бита = 8 байт.

  • Слайд 55

    Объем сообщения, содержащего 1024 символов, составил 1/512 часть Мбайта. Какова мощность алфавита, с помощью которого записано сообщение?

    Решение:

    • объем сообщения в байтах: 1024 Кбайт / 512 = 2 Кбайта = 2048 байт
    • на 1 символ приходится 2048/ 1024 = 2 байта = 16 бит
    • мощность алфавита 216 = 65536 символов

    Ответ: 65536 символов (кодировка UNICODE).

  • Слайд 56

    В некоторой стране автомобильные номера содержат 7 символов (используются 25 букв и десятичные цифры в любом порядке). Все символы кодируются одинаковым минимально возможным количеством бит, а каждый номер – минимально возможным количеством байтов. Сколько памяти нужно для хранения 50 автомобильных номеров?

  • Слайд 57

    В номере 7 символовАлфавит: 25 букв и 10 цифрОбъем памяти для 50 номеров?

    Решение:

    • мощность алфавита 25 + 10 = 35 символов
    • на кодирование 1 символа нужно 6 бит: 25 = 32 < 35 ≤ 26 = 64
    • для хранения номера нужно 7·6 = 42 бита
    • … или 6 байт (целое число байт!)
    • 5·8 = 40 < 42 ≤ 6·8 = 48
    • для 50 номеров нужно 50·6 = 300 байт

    Ответ: 300 байт.

  • Слайд 58

    Задачи: передача информации

    Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 256000 бит/c. Передача файла через это соединение заняла 2 минуты. Определите размер файла в килобайтах.

    Решение:

    • время передачи: 2·60 сек=120 сек
    • передано информации 256 ·1000·120 бит = 28· 23·125 · 22·30 бит=

    Ответ: объем файла 3750 Кбайт.

  • Слайд 59

    ИНФОРМАЦИЯ

    Тема 4. Информация и управление.

  • Слайд 60

    Информация и управление

    • Управление – это целенаправленное взаимодействие двух объектов, один из которых – управляющий (регулятор), а второй – управляемый (объект управления).
    • Кибернетика – наука об общих закономерностях управления и передачи информации в природе, технике и обществе.
    • Н. Винер (1894-1964)«Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине»«Кибернетика и общество».

    Информация – это содержание сигналов, передаваемых по каналам связи.

  • Слайд 61

    Системы управления

    Система – группа объектов и связей между ними, выделенных из среды и рассматриваемых как одно целое.

    Система обладает особыми свойствами, которыми не обладает ни один объект в отдельности.

    Примеры:

    • семья
    • экологическая система
    • компьютер
    • техническая система
    • общество
  • Слайд 62

    Разомкнутые – регулятор не получает информации о состоянии объекта (программное управление).

    1. простота – не нужно датчиков
    1. нужна точная модель объекта
    2. нельзя учесть влияние среды

    Примеры:

    • водитель с завязанными глазами
    • начальник, не проверяющий рабочих
    • информационное табло на вокзале
    • светофор
  • Слайд 63

    Замкнутые – регулятор получает информации о состоянии объекта по каналу обратной связи.

    1. усложнение системы
    1. модель объекта может быть неточной
    2. можно учесть влияние среды

    Отрицательная обратная связь – регулятор стремится уменьшить разницу между целью и фактическим состоянием объекта.

  • Слайд 64

    Автоматические – работают полностью без участия человека.Автоматизированные – некоторые процессы выполняются автоматически, но при участии человека-оператора.Адаптивные – автоматически изменяют алгоритмы своей работы при изменении внешних условий:

    • живые существа
    • технические системы управления
    • роботы
  • Слайд 65

    ИНФОРМАЦИЯ

    Тема 5. Информационное общество.

  • Слайд 66

    Информационное общество

    Информационное (постиндустриальное) общество – главными продуктами производства являются информация и знания.

    Этапы развития:

    • письменность (Египет, Междуречье, Китай, 3000 лет до н.э.)
    • книгопечатание (XV век, И. Гутенберг)
    • средства связи – телеграф, телефон, радио, TV (конец XIX века)
    • компьютерная техника (XX век)

    Информатизация – процесс перехода к информационному обществу.

  • Слайд 67

    Критерии:

    • число компьютеров
    • уровень развития компьютерных сетей
    • доля населения, занятого в сфере ИТ

    Характерные черты:

    • изменение структуры экономики
    • развитие телекоммуникаций
    • свобода доступа к информации
    • рост информационной культуры (потребность и умение человека использовать ИТ)
    • доступность образования
    • изменение уклада жизни
  • Слайд 68

    Что плохо:

    • усиление влияния средств массовой информации;
    • разрушение частной жизни личности и организаций;
    • проблема отбора качественной и достоверной информации;
    • многим людям будет сложно приспособиться к новым условиям.
  • Слайд 69

    Информационные ресурсы

    Ресурс – средство, «обработав» которое можно получить желаемый результат.

    Ресурсы общества:

    • материальные
    • природные (сырьевые)
    • энергетические
    • трудовые
    • финансовые
    • информационные – документы, в том числе в библиотеках, архивах, фондах, банках данных и др. информационных системах.
  • Слайд 70
    • библиотечные
    • архивные
    • научно-техническая информация
    • правовая информация
    • финансовая и экономическая информация
    • информация о природных ресурсах
    • информация государственных органов
    • отраслевая информация
    • информация предприятий и учреждений

    Информационные ресурсы становятся товаром, стоимость которого сопоставима со стоимостью других ресурсов.

  • Слайд 71

    Информационные услуги

    • связь, Интернет
    • рекламные агентства
    • подбор персонала (кадровые агентства)
    • обучение
    • консалтинг (услуги по оптимизации бизнеса)
    • поиск и подбор информации
    • создание программного обеспечения
    • создание Web-сайтов
  • Слайд 72

    Информационные технологии

    Технология – способ сделать «продукт» из исходных материалов (с гарантированным результатом!).

    Новые (компьютерные) ИТ – технологии, связанные с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, защиты, обработки и передачи информации.

  • Слайд 73
    • подготовка документов
    • поиск информации
    • телекоммуникации (сети, Интернет, электронная почта)
    • автоматизированные системы управления (АСУ)
    • системы автоматизированного проектирования (САПР)
    • геоинформационные системы (на основе карт, снимков со спутника)
    • обучение:
    1. электронные учебники
    2. компьютерные тренажеры
    3. дистанционное обучение (через Интернет)
  • Слайд 74
    • автоматизированные системы управления (АСУ)
  • Слайд 75
    • автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУТП)
  • Слайд 76
    • системы автоматизированного проектирования (САПР)
  • Слайд 77
    • геоинформационные системы (привязка объектов к местности)
  • Слайд 78
    • дистанционное обучение
    1. самостоятельная работа
    2. письменные задания
    3. выездные школы, работа с тьютором (наставником)
    4. консультации по Интернету, видеоконференции
  • Слайд 79

    Информационная культура

    Информационная культура общества – это способность общества:

    • эффективно использовать информационные ресурсы и средства обмена информацией;
    • применять передовые достижения в области информационных технологий.
  • Слайд 80

    Информационная культура человека – это умение использовать современные технические средства и информационные технологии для получения, обработки и передачи информации:

    • формулировать свою потребность в информации;
    • находить нужную информацию, используя различные источники;
    • отбирать и анализировать информацию;
    • обрабатывать информацию и создавать новую информацию;
    • использовать компьютерную технику.
  • Слайд 81

    ИНФОРМАЦИЯ

    Тема 6. Правовая охрана программ и данных.

  • Слайд 82

    Законодательство

    • Конституция РФ ст. 44 ч. 1: «Интеллектуальная собственность охраняется законом»
    • Гражданский кодекс РФ, часть IV «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» (2006)http://www.internet-law.ru/law/kodeks/gk4.htm
    • «Правила составления, подачи и рассмотрения заявок на официальную регистрацию программ для ЭВМ и баз данных» (1993)http://www.morepc.ru/informatisation/osplaw0003.html
    • Уголовный кодекс РФhttp://www.interlaw.ru/law/docs/10008000/

    Интеллектуальная собственность – права на результаты творческой деятельности!

  • Слайд 83

    Объектами авторского права…

    … являются:

    • программы для компьютеров (включая подготовительные материалы, а также звук, графику и видео, которые получаются с помощью программы)
    • базы данных (данные, специально организованные для поиска и обработки с помощью компьютеров)

    … не являются:

    • алгоритмы и языки программирования
    • идеи и принципы, лежащие в основе программ, баз данных, интерфейса;
    • официальные документы

    Охраняется форма, а не содержание!

  • Слайд 84

    Авторское право

    • автор – физическое лицо (не организация)
    • возникает «в силу создания» продукта, не требует формальной регистрации
    • обозначение: © Иванов, 2008 (год первого выпуска)
    • действует в течение жизни и 70 лет после смерти автора
    • передается по наследству
  • Слайд 85

    Права автора

    Личные:

    • право авторства (право считаться автором)
    • право на имя (свое имя, псевдоним, анонимно)
    • право на неприкосновенность (защита программы и ее названия от искажений)

    Имущественные: осуществлять или разрешать

    • выпуск программы в свет
    • копирование в любой форме
    • распространение
    • изменение (в т.ч. перевод на другой язык)
  • Слайд 86

    Использование программ и БД

    Основания:

    • договор в письменной форме
    • при массовом распространении – лицензионное соглашение на экземпляре

    Можно без разрешения автора:

    • хранить в памяти 1 компьютера (или по договору)
    • вносить изменения, необходимые для работы на компьютере пользователя (но не распространять!)
    • исправлять явные ошибки
    • изготовить копию для архивных целей
    • перепродать программу
  • Слайд 87

    Защита от копирования

    • инсталляция программ (нельзя просто скопировать)
    • регистрационный код (привязка к оборудованию, серийным номерам)
    • защита CD, DVD (теряется при копировании)
    • не работает без диска
    • аппаратный ключ
    • сканирование сети (обнаружение копий)
    • сервер в Интернете проверяет серийные номера
    • техподдержка – косвенная защита (!)
  • Слайд 88

    Компьютерные преступления

    Экономические:

    • обогащение путем взлома информационных систем
    • компьютерный шпионаж
    • кража программ («пиратство»)

    Против личных прав:

    • ложная информация
    • незаконный сбор информации
    • разглашение банковской и врачебной тайны
    • Против общественных и государственных интересов:
    • разглашение государственной тайны
    • утечка информации
    • искажение информации (подсчет голосов)
    • вывод из строя информационных систем (диверсии)
  • Слайд 89

    Уголовный кодекс РФ

    Статья 146. Нарушение авторских и смежных прав.

    • только при крупном ущербе (50000 р.)
    • присвоение авторства(плагиат) – до 6 месяцев лишения свободы
    • незаконное использование, а также приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта – до 2 лет
    • группой лиц, в особо крупном размере (250000 р.) или с использованием служебного положения – до 5 лет
  • Слайд 90

    Признаки преступления:

    • уничтожение, блокирование, модификация или копирование информации
    • нарушение работы компьютера или сети

    Статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации.

    • до 2 лет лишения свободы
    • группой лиц – до 5 лет

    Статья 273. Создание, использование и распространение вредоносных программ.

    • до 3 лет лишения свободы
    • с тяжкими последствиями – до 7 лет

    Статья 274. Нарушение правил эксплуатации компьютеров и сети.

    • до 2 лет лишения свободы
    • с тяжкими последствиями – до 4 лет
  • Слайд 91

    Авторские права в Интернете

    При нелегальном использовании:

    • всегда есть косвенная выгода (достижение своих целей);
    • ущерб авторам, снижение дохода;
    • снижение посещаемости и цитируемости сайтов  снижение дохода.

    Правила:

    • при использовании материалов в учебных работах ссылаться на источник;
    • для публикации в Интернете текста или фотографии получить разрешение автора или издателя.

    Официальные документы – не объекты авторского права!

  • Слайд 92

    Что можно без спроса…

    • скопировать себе картинку (текст)
    • послать картинку (текст) другу
    • отсканировать книгу

    Разместить на сайте:

    • картинку с другого сайта
    • Указ Президента РФ
    • цитату из статьи с указанием автора
    • статью с другого сайта (или из книги)с указанием автора
    • описание алгоритма
    • отсканированную книгу
    • повесть А.С. Пушкина
  • Слайд 93

    Какие бывают программы?

    Свободное ПО с открытым исходным кодом (Open Source): можно бесплатно

    • запускать и использовать в любых целях
    • изучать и адаптировать
    • распространять (бесплатно или за плату)
    • изменять код (развитие и усовершенствование)

    Бесплатное ПО (Freeware): можно бесплатно использовать; исходного кода нет; есть ограничения на:

    • коммерческое использование
    • изменение кода
    • извлечение данных
  • Слайд 94
    • Условно-бесплатное ПО(Shareware): бесплатное ПО с ограничениями:
    1. отключены некоторые функции
    2. ограничен срок действия (30 дней)
    3. ограничено количество запусков
    4. раздражающие сообщения
    5. принудительная реклама

    Платная регистрация снимает ограничения.

    • Коммерческое ПО:
    1. плата за каждую копию
    2. бесплатная техническая поддержка (!)
    3. запрет на изменение кода и извлечение данных
    4. быстрое внесение изменений (сервис-паки, новые версии)
  • Слайд 95

    Лицензия GNU GPL

    GNU General Public Licence:

    • программное обеспечение поставляется с исходным кодом
    • авторские права принадлежат разработчикам
    • можно свободно и без оплаты
    1. запускать программы
    2. изучать и изменять код
    3. распространять бесплатно или за плату
    4. улучшать и распространять улучшения
    • можно использовать код в своих разработках, но они могут распространяться только по лицензии GPL
    • программы распространяются без гарантий
    • за настройку и сопровождение можно брать плату
  • Слайд 96

    ИНФОРМАЦИЯ

    Тема 7. Защита информации.

  • Слайд 97

    Защита информации

    Информационная безопасность – это защищенность информации от случайных и намеренных действий, способных нанести недопустимый ущерб. Включает

    • доступность информации за приемлемое время (управление производством, продажа билетов, банковские расчеты)
    • целостность – непротиворечивость, актуальность (рецепт, описание процесса)
    • конфиденциальность – защита от несанкционированного доступа (сведения о зарплате, пароли)

    Защита информации – мероприятия, направленные на обеспечение информационной безопасности.

  • Слайд 98

    Угрозы

    • сбои оборудования
    • ошибки в программном обеспечении
    • вредоносные программы (вирусы, «черви»)
    • хакерские атаки
    • ошибки персонала
    • диверсии («обиженные работники»)
    • информационный шпионаж
    • подделка информации
    • «дыры в головах» – неграмотность пользователей
  • Слайд 99

    Меры по защите информации

    • законодательные (правовые)
    • административные – политика безопасности предприятия
    • процедурные – должностные обязанности работников
    • программно-технические – защита с помощью программных и аппаратных средств
  • Слайд 100

    Доктрина инф. безопасности РФ

    принята Советом Безопасности РФ в 2000 г.

    http://www.nationalsecurity.ru/library/00004/

    Национальные интересы РФ:

    • соблюдение прав и свобод человека в области получения и использования информации
    • информационное обеспечение политики РФ
    • развитие информационных технологий
    • защита информации от несанкционированного доступа

    Принципы политики РФ:

    • соблюдение законов (РФ и международных)
    • информирование общества о работе госорганов
    • равенство всех перед законом
    • приоритет – российским разработкам
  • Слайд 101

    Законодательные меры

    Конституция РФ:

    • ст. 23 – право на личную и семейную тайну, тайну переписки
    • ст. 24 – право на ознакомление с документами, затрагивающими права и свободы человека
    • ст. 29 – право свободно искать и распространять информацию
    • ст. 41 – право на знание фактов, угрожающих жизни и здоровью
    • ст. 42 – право на знание информации об окружающей среде
  • Слайд 102

    Уголовный кодекс РФhttp://www.interlaw.ru/law/docs/10008000/

    • ст. 272 – неправомерный доступ к компьютерной информации (включая копирование)
    • ст. 273 – создание, использование и распространение вредоносных программ
    • ст. 274 – нарушение правил эксплуатации компьютеров и компьютерных сетей

    Закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (2006)http://www.rg.ru/2006/07/29/informacia-dok.html

    • защиту государственной тайны и персональных данных берет на себя государство
    • сертификация информационных систем, баз и банков данных (проверка надежности)
    • лицензии на право работы в области защиты информации
  • Слайд 103

    Политика безопасности

    • что нужно защищать в первую очередь?
    • какие угрозы наиболее опасны?
    • как организуется защита информации?
    • кто имеет право доступа к информации (чтение, изменение)?
    • кто отвечает за информационную безопасность?
    • что запрещено и как наказывают за эти нарушения?
  • Слайд 104

    Процедурные меры

    • управление персоналом (разделение обязанностей, минимум привилегий)
    • ограничение доступа (охрана)
    • защита системы электропитания
    • пожарная сигнализация
    • защита от перехвата данных
    • защита ноутбуков и сменных носителей
    • запрет устанавливать постороннее программное обеспечение
    • резервное копирование данных
    • резервирование (дисковые RAID-массивы)
  • Слайд 105

    Программно-технические меры

    • вход в систему по паролю (смарт-карте, отпечаткам пальцев и т.п.)
    • ограничение прав
    • протоколы работы (вход в систему, обращение к файлам, изменение настроек, выход и т.д.)
    • шифрование данных (алгоритмы RSA, DES)
    • контроль целостности данных
    • межсетевые экраны (брандмауэры)
  • Слайд 106

    Возможности взлома защиты

    • «слабые» алгоритмы шифрования
    • используются простые пароли
    • пароли не меняются длительное время
    • пароли записаны на бумажке
    • ненадежное программное обеспечение
    • человеческий фактор:
    1. невыполнение инструкций
    2. не установлены обновления программ
    3. сообщники внутри организации
  • Слайд 107

    Защита информации (итог)

    • «абсолютной» защиты нет
    • защита должна быть комплексной («со всех сторон»)
    • надежность защиты = надежности «слабого звена»
    • «слабое звено» – человек
  • Слайд 108

    Конец фильма

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке