Содержание
-
Методическая разработка раздела «Основы логики»по информатике в 10 классе
Автор: учитель информатики и ИКТ МБОУ «Гимназия №38» г.Дзержинска Нижегородской областиПолторак Вероника Валериевна 2012 год 1
-
бюю Актуальность темы 2
-
Актуальность темы 3
-
Анализ содержания материала в различных УМК 4
-
показал, что Материал раздела «Основы логики» неразрывно связан с таким разделами как алгоритмизация и программирование, моделирование и формализация, базы данные, электронные таблицы и другие. В системе представлен раздел в начальной школе УМК Горячева А.В., пропедевтическом уровне в 6 классе УМК Босовой Л.Л., в основной школе 8 классе УМК Макаровой Н.В., в старшей школе в 10 классе (профильного уровня) под редакцией Угриновича Н.Д., хотя и требует дополнения в соответствием требования ЕГЭ по информатике. Углубленное изучение возможно через элективные курсы в 10-11 классе «Математические основы информатики» под редакцией Андреевой Е.В., Босовой Л.Л., Фалиной И.Н. и «Готовимся к ЕГЭ по информатике» под редакцией Самылкина Н.Н. и др. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний» Анализ содержания материала в различных УМК 5
-
Изучение раздела «Основы логики» на ступени среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям на профильном уровне направлено на достижении следующих целей: освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объедкам информатики; средствам моделирования; владение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке; развитие логического мышления, способностей к формализации, элементов системного и абстрактного мышления; воспитаниекультурной проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результат своего труда; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе; приобретение опыта в процессе интеллектуального проектирования, в умении применять знания в практической деятельности и повседневной жизни, в подготовке к осознанному выбору дальнейшей профилизации . Цели раздела и требования к уровню выпускников в соответствии со Стандартом Требования к уровню подготовки выпускников: знать логическую символику; уметь вычислять логические выражения сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний. 6
-
Отбор содержания раздела основывается на: В своей работе использую следующую линию учебников Босовой Л.Л.- Угриновича Н.Д. 7
-
8 Цели и задачи
-
Психолого - педагогические особенности обучающихся 16-17 лет 9
-
Творческой деятельности обучающихся на основе личностного осмысления исторических фактов , понятий и явлений. Познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Информационно – коммуникативной деятельности, формированию собственной позиции во время обсуждения задач; формированию простейших навыков работы с текстом; извлечению необходимой информации из источников. Рефлективной деятельности к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Формирование целостных представлений будет осуществляться в ходе : 10
-
Технологии и подходы 11
-
Методы как источник познания Формы работы с обучающимися 12
-
Методы взаимодействия с обучающимися 13
-
Контроль за деятельностью обучающихся 14
-
Урок №1. Формы мышление http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a969e5e4-f2e2-43f0-963b-65199b61416e/9_17.pps Урок № 2. Алгебра высказываний http://информатикам.рф/zakaz.htmОсновы логики в интерактивных анимациях (тренажеры на построение таблиц истинности) http://comp-science.narod.ru/ЭУМ «Учителям информатики и математики и их любознательным ученикам (интерактивные дидактические материалы по информатике и математике)» Основы дискретной математики ЭОР» 2008-2011 © Фролова Е.Н., Шихов А.В., Шестаков А.П. Урок №5. Решение логических задач Урок № 6-7. Построение таблиц истинности Урок №9-10 логические законы и правила преобразования логических выражений http://video.yandex.ru/#search?text=%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B5%20%20%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0&where=all&filmId=38651801-10-12(для подготовке к ЕГЭ ) Урок №14-15. Базовые логические элементы http://kpolyakov.narod.ru/prog/logic.htm(Тренажер логических схем ) На каждом уроке. Сайты занимательных и логических задач для разминки на моменте актуализации знаний http://www.nazva.net/, http://www.smekalka.pp.ru/forum/, http://eruditov.net/forum/, http://www.math-on-line.com/olympiada-edu/, http://domzadanie.ru/ Для домашнего пользования http://book.kbsu.ru/theory/chapter5/1_5_0.html Электронный учебник Л. Шауцуковой http://www.fipi.ru/ Материалы ФИПИ ЕГЭ и ГИА по теме http://www.inf.1september.ru Учебно-методический журнал для учителей «Информатика» ЭОР используемые на уроках по теме 15
-
Учащиеся должны знать: предмет изучения логики; формы абстрактного мышления; значение понятий: логическое высказывание, логические величины, логические операции, логическая функция, логический элемент; основные логические операции и их свойства; назначение таблицы истинности; технологию составления таблиц истинности; законы и правила алгебры логики; следствия из законов алгебры логики; основные базовые элементы логических схем; этапы построения функциональной схемы; различные способы решения логических задач; технологию работы в табличном процессоре, определяющем среду моделирования. Учащиеся должны уметь: приводить примеры логических высказываний; называть логические величины, логические операции; формализовывать сложные высказывания; применять законы алгебры логики и их следствия для упрощения логических функций; строить таблицы истинности для сложных логических формул; использовать логические элементы для построения функциональных схем; конструировать схему по заданной таблице истинности или логической функции; решать логические содержательные задачи, сформулированные на обычном языке, различными способами. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: успешной сдачи экзамена по информатике; решения нетиповых задач, нахождения рациональных способов их решения; для активного добывания знаний, умения применять их в творческом преобразовании действительности; развития своей личности через обучение и познание, построение индивидуальной образовательной траектории с учетом познавательных интересов. Ожидаемые результаты 16
-
Урок №11-12 Предварительная информация об уроке: 11-12-й уроки по счету, завершающие уроки перед самостоятельной работой. К данному уроку учащиеся владеют необходимыми знаниями и умениями: умеют выделять и формализовать высказывания, знают основные логические операции и законы логики, умеют строить таблицы истинности для сложных логических выражений, в том числе и с применением электронных таблиц Excel; знают табличный, графический способы решения логических задач и путем рассуждений (из курса 5,6 класса); владеют основами программирования в среде QBasic и Pascal Актуальность урока состоит в следующем: Решение логических задач способствует развитию очень важного умения – формализации задач. Урок показывает применение алгебры логики на практике. Решение логических задач позволяет закрепить использование математического аппарата алгебры логики. Решение логических задач вызывает у учащихся как интерес, так и определенные трудности. Аппарат алгебры логики позволяет построить формальный универсальный способ решения логических задач. Текстовые логические задачи есть в заданиях ЕГЭ части В. 17
-
Образовательная цель: Научить решать текстовые логические задачи с использованием алгебры логики. Научить применять разные способы для решения одной задачи. Задачи: Обобщить приемы решения логических задач. Продолжить формирование умений применять полученные знания на практике. Закрепить умения формализовать высказывания, строить таблицы истинности, упрощать логические выражения. Развивающие цель: Развитие логическое мышление, познавательной активности. Задачи: Развивать самостоятельность мышления. Развивать внимание, память, речь, мыслительную деятельность учащихся. Развивать умения анализировать, обобщать и наблюдать, сравнивать, выделять главное, делать выводы. Развивать умение применять знания на практике. Воспитательная цель: Воспитать социально-адаптированную личность. Задачи: Воспитать культуру мышления. Способствовать интеллектуальному развитию учащихся. Воспитывать формирование навыка самоконтроля. Воспитать аккуратность, дисциплинированность. Воспитать навыки сотрудничества коллективного взаимодействия. Продолжать формирование мотивации к учению в целом и к информатике частности. 18
-
Тип урока: комбинированный Технологи: развивающее обучение, метод проблемного обучения, дифференцированный подход, ИКТ. Методы: По источнику знаний:словесные, наглядные, практические По степени взаимодействия учителя и учащихся:лекция-визуализация, эвристическая беседа, самостоятельная, работа По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе:объяснительно-иллюстрированный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский, «Мозговой штурм». Организационные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная. Оснащение урока: ПК, локальная сеть с выходом в Интернет Мультимедийный проектор Раздаточный материал Оценка результатов деятельности ЦОР 19
-
Ожидаемый результат: Знать:способ решения текстовых логических задач средствами алгебры логики, законы и правила преобразования логических выражений. Уметь:применять логические законы и правила преобразования логических выражений при решении текстовых логических задач; уметь решать задачи разными способами: с помощью электронных таблиц, таблиц истинности, на языке программирования. Понимать:актуальность темы при использовании знаний, умений и навыков на других предметах, в жизни; уровень владения материала по теме. 20
-
21 ХОД УРОКА
-
22 ХОД УРОКА
-
23 ХОД УРОКА
-
24 ХОД УРОКА
-
25 ХОД УРОКА
-
26 ХОД УРОКА
-
27 ХОД УРОКА
-
28 Эффективность работы по теме
-
29
-
30
-
Предложенный деятельный подход в сочетании новых методов и технологий с традиционными к построению уроков и занятий позволяет достигать поставленных целей. Тема усвоена успешно всеми обучающимися группы. Владение разными способами решать логические задачи предоставляет обучающемуся возможность раскрыть лучшим способом свои творческие способности. Наиболее предпочтительна как работа группах так и индивидуальная работа, что соответствует психолого-педагогическим особенностям старшеклассников. Знание алгебры логики положительно отражаются на результатах при сдаче ЕГЭ, результатах участия в олимпиадах и конкурсах, и как следствие интеллектуально подготовленные выпускники успешно поступают в ввузы по профилю или осознают то, что данное направление деятельности не их. Изучение данного раздела позволяет учащимся более качественно овладеть знаниями по другим учебным предметам, а это доказывает интегрирующую роль информатики в целом и данного курса в частности. Умение логически грамотно рассуждать, четко формулировать свои мысли и делать правильные выводы требуется на всех предметах так при социализации. 31 Выводы
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.