Содержание
-
Моделирование физических процессов
-
Цель урока
рассмотреть процесс построения и исследования модели на конкретном примере
-
Практическая работа № 32
Проект «Бросание мяча в стенку» Цель работы: Научиться создавать компьютерные модели движения в электронных таблицах
-
Этапы построения модели
I этап – описательная информационная модель II этап – формализованная модель III этап – компьютерная модель IV этап – компьютерный эксперимент V этап – анализ полученных результатов и корректировка исследуемой модели
-
Формализованная модель Компьютерная модель Компьютерный эксперимент Анализ полученных результатов Описательная информационная модель Выделение существенных параметров объекта Запись на каком-либо формальном языке Запись на языке программирования или реализация алгоритма с использованием одного из приложений Получение результатов Корректировка исследуемой модели
-
Содержательная постановка задачи
В процессе тренировок теннисистов используются автоматы по бросанию мячика в определенное место площадки. Необходимо задать автомату необходимую скорость и угол бросания мячика для попадания в мишень определенного размера, находящуюся на известном расстоянии.
-
Исследование физических моделей
Рассмотрим процесс построения и исследования модели на конкретном примере движения тела, брошенного под углом к горизонту
-
8 I. Постановка задачи Допущения: мяч считаем материальной точкой расстояние до стенки известно Высота стенки известна автомат бросает мяч с известной начальной скоростью сопротивление воздуха не учитываем При этих условиях требуется найти начальный угол, под которым надо бросить мяч. Всегда ли есть решение? ?
-
Формальная модель
Формулы равномерного и равноускоренного движения: х = v0 • cosa• t у = v0• sina • t – g • t2/2. Пусть мишень высотой hбудет размещаться на расстоянии sот автомата. Из первой формулы выражаем время, которое понадобится мячику, чтобы преодолеть расстояние s: t = s/(v0• cosa). Подставляем это значение для tв формулу для у. Получаем L— высоту мячика над землей на расстоянии s: L= s • tga - g •s2/(2 • v02 • cos2a). Формализуем теперь условие попадания мячика в мишень. Попадание произойдет, если значение высоты L мячика будет удовлетворять условию в форме неравенства: О h, то это означает «перелет».
-
Задача. Построить математическую модель физического процесса — движения тела, брошенного под углом к горизонту. Выяснить зависимость расстояния и времени полета тела от угла броска и начальной скорости. Угол броска и начальная скорость являются главными факторами процесса моделирования.
-
11 y x II. Разработка модели Графическая модель H L h V
-
12 III. Тестирование модели при нулевой скорости мячпадает вертикально вниз при t=0координаты равны (0,h) при броске вертикально вверх (=90o) координата xне меняется при некотором t координата y начинает уменьшаться (ветви параболы вниз) Математическая модель Противоречий не обнаружено! !
-
13 V. Анализ результатов Всегда ли мяч попадает в стену? Что изменится, если мяч будет лететь с с разной начальной скоростью? Что изменится, если требуется учесть сопротивление воздуха?
-
Компьютерный эксперимент. I. Выяснить, как зависит дальность полета от угла броска. (Используем Excel) В формульном виде:
-
Делаем выводы: С увеличением угла бросания от … до… при постоянной начальной скорости полета дальность полета увеличивается. С увеличением угла бросания от … до … при постоянной начальной скорости полета дальность полета уменьшается.
-
2. Выяснить, как зависит на Луне дальность полета от угла броска (g = 1,63 м/с²)
-
3. Выяснить, при каком угле броска, тело улетит на наибольшее расстояние. Начальная скорость – 15 м/с, величина угла лежит в пределах от 30 до 70°. Какое при этом будет время полета? Формулы в ячейках остаются такими же,, меняются лишь исходные данные.
-
Домашнее задание
Параграф 3.6.3 Задание 3.14
-
Рефлексия
- На уроке я узнал… - При моделировании удобно использовать программу… - Данный метод я могу применить…
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.