Содержание
-
«Социальная информатика» в профильном курсе информатики
Выполнила: Миннурова А., учитель математики и информатики МБОУ «Школа №85» г. Казани
-
В новом стандарте основного общего образования по информатике и информационным технологиям с 2004 г. появилась новая линия — линия социальной информатики, что актуализировало необходимость освоения школьниками основных ее понятий и готовность учителей информатики к их преподаванию.
-
Линия социальной информатики в современном курсе информатики в школе раскрывает сущностные характеристики и закономерности развития информационных процессов, связанных с глобальным распространением обществе информационных и коммуникационных технологий.
-
Социальная информатика – наука, изучающая информационные процессы в обществе и их влияние на общество и личность.
-
Учебная направленность линии социальной информатики связана с необходимостью оптимальной и эффективной ориентировки человека в новой информационной реальности, востребованностью в формирующемся информационном обществе личности, в полной мере владеющей культурой жизнедеятельности на новой информационной основе – информационной культурой.
-
Актуальность изучения линии социальной информатики вкурсе информатики в школе связана с необходимостью: – формирования информационной культуры как части общей культуры личности; – формирования основ научного мировоззрения учащихся, их информационной картины мира; – освоения этических и правовых норм информационной деятельности общества и личности как социальным заказом; – повышения мотивации изучения информатики.
-
В качестве интегративной цели обучения данной линии в школьном курсе информатики рассматривается подготовка гражданина информационного общества, который осознает необходимость формирования представлений о глобальном информационном пространстве, об информационных процессах в обществе; собственной этической позиции, ценностного отношения к объектам, явлениям и процессам быстроменяющейся информационной среды; знания и понимания этапов, черт и тенденций формирования информационного общества, роли информатики и информационных технологий в развитии цивилизации, этических границ применимости компьютерной техники и информационных технологий; применяет эти знания в своей информационной деятельности, опираясь на ее юридические, этические и моральные нормы; анализирует и оценивает свою информационную деятельность, осознает ответственность за результаты этой деятельности, реализует ее во благо другим и обществу.
-
Методика преподавания линии социальной информатики в школе определяет следующие цели обучения: – учебная цель – формирование представлений о процессе информатизации общества и его влиянии на общество и человека; – развивающая цель – формирование основ научного мировоззрения, информационной картины мира; – воспитательная цель – формирование информационной культуры, этических и правовых норм деятельности человека в информационной среде.
-
В содержание линии социальной информатики по стандарту включается: – для 8–9-го классов раздел «Информационные процессы в обществе» с основными понятиями «информационные ресурсы общества», «информационные ресурсы», «информационная безопасность», «информационные этика и право»; – для 10–11-го классов раздел «Основы социальной информатики» с основными понятиями «информационное общество и основные этапы его становления», «информационные ресурсы общества»; «информационная культура», «этические и правовые нормы информационной деятельности человека», «информационная безопасность».
-
Поддержка преподавания линии социальной информатики в современных учебниках по информатике практически отсутствует, в относительно приемлемом варианте она есть только в учебниках Н. В. Макаровой, И. Г. Семакин, при этом многие понятия, предусмотренные к изучению стандартом, не рассматриваются.
-
Линии социальной информатики включает как базовые понятия – «информационное общество», «информационные ресурсы», «информационная культура», «информационная этика», «информационное право», «информационная безопасность», так и понятия, связанные с базовыми понятиями общим контекстом и помогающие раскрыть их сущность – вспомогательные понятия: «информатизация и компьютеризация общества», «информационная среда», «информационный образ жизни», «информационная экология».
-
-
-
Теория и методика обучения информатикеучебникпод редакцией М. П. Лапчик
-
Ознакомление учащихся старшей школы, углубленно изучающих информатику, фундаментальными социальными последствиями глобальной информатизации всех сфер общественной жизни, государства, личной жизни членов общества является обязательной социальной частью профильного курса информатики.
-
В силу специфики соответствующего материала, его гуманитарного характера, занятия по данному разделу рекомендуется проводить в форме лекций, а также защиты и публичного обсуждения рефератов. Возможно и выполнение творческих работ, носящих характер небольшого исследования по отдельным аспектам социальной информатики. Указанные работы могут выполняться учащимися как индивидуально, так и микрогруппами
-
Соответствующее направление в современной информатике – социальная информатика – охватывает следующий круг проблем: Информационные ресурсы как фактор социально – экономического и культурного развития общества; Закономерности и проблемы становления информационного общества; Развитие личности в информационном обществе; Информационная культура; Информационная безопасность, а также другие проблемы, примыкающие к указанным.
-
В результате изучения раздела «Социальная информатика» в профильном курсе информатики учащиеся должны:
-
Знать(понимать): нормы информационной этики и права, информационной безопасности, принципы обеспечения информационной безопасности; способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
-
Уметь: соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию; выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для соблюдения требований информационной безопасности, информационной этики и права; формирования компетенции в сфере социальной деятельности и преемственности поколений.
-
Тематический план
-
-
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.