Содержание
-
Вопросы социальной информатики в школьном курсе информатики
26.11.2016 Яковлева Т.А.
-
Социальная информатика - это про что?
Обратимся к предметной области Информатикa
-
Социальная информатика
Информационные ресурсы как фактор социально-экономического и культурного развития общества Информационное общество - закономерности и проблемы развития Информационная инфраструктура общества, проблемы информационной безопасности Информационная культура и информационная безопасность личности
-
Как эти вопросы представлены в примерных программах курса информатики 2004 г.
Базовый курс 8-9 классы Информационные технологии в обществе Организация информации в среде коллективного использования И-ресурсов Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы Этика и право при создании и использовании информации Информационная безопасность Правовая охрана И-ресурсов Основные этапы развития средств ИТ 4 часа Базовый курс 10-11 классы Основы социальной информатики Информационная цивилизация Информационные ресурсы общества Информационная культура Этические и правовые нормы информационной деятельности человека Информационная безопасность 2-4 часа
-
В проекте нового образовательного стандарта 2010Основы социальной информатики
Приложения ИКТ в социуме: связь (сотовая, интернет-телефония и др.), информационные услуги (Интеренет, СМИ), финансовые услуги (банкоматы, платежные терминалы, электронные деньги), моделирование (прогноз погоды), проектирование (САПР), управление (производство, транспорт, планирование операций), анализ данных (томография), образование (дистанционное обучение, образовательные источники и инструменты), искусство и развлечения (анимация, игры) Основные этапы развития информационной среды. Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Социальные информационные технологии (реклама, маркетинг, распространение информации о личностях и организациях). Информационная безопасность личности, организации, государства. Этика и право.
-
В требованиях к уровню подготовки учащихся 2004 г.
Базовый курс 8-9 классы Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке использования И-ресурсов общества с соблюдением правовых и этических норм Базовый курс 10-11 классы Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для Эффективной организации индивидуального информационного пространства Эффективного применения И-ресурсов в учебной деятельности
-
В требованиях к результатам обученияВ новом Стандарте 2010 г
Умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды Приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности Умение осуществлять совместную информационную деятельность … Следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации Cоблюдение требований безопасности, норм этикета, международных и российских законов при передаче информации…
-
Содержание В школьных учебниках, соответствующих ГОС
Семакин И.Е. и др. Информатика и ИКТ. Базовый курс: 9 кл.2010 Глава 7. Информационные технологии и общество § 44. Предыстория информатики………..…………...….…240 § 45. История чисел и систем счисления.…………….…..248 § 46. История ЭВМ.…………………..………….……………254 § 47. История программного обеспечения и ИКТ….….…264 § 48. Информационные ресурсы современного общества…………………………………………………….275 § 47. Проблемы формирования информационного общества…………………………………………………….278 Угринович Н.Д.Информатика и ИКТ. 9 кл. 2009г. Глава 6. Информатизация общества 6.1. Информационное общество………...…………...…….164 6.2. Информационная культура………………………….…169 6.3. Перспективы развития ИКТ………………………….…171
-
Методические аспекты изучения вопросов социальной информатики в школе
Вопросы социальной информатики носят мировоззренческий характер и имеют общеобразовательное и общекультурное значение -??? Это завершающий раздел базового курса в 9 кл. и в 11 кл. → в его изучении должны быть применены все предшествующие знания и технологии Методика изучения остается пока открытой - ??? Многие вопросы могут и должны раскрываться в процессе изучения курса -??? (например, Информационная защита…, Правовые аспекты…Информационные ресурсы…)
-
Формы организации деятельности учащихся по изучению основных вопросов раздела
учебные проекты исследования по проблемам… сбор информации по всем вопросам раздела… Итог – презентации, обсуждения, конференции, публичные дискуссии, диспут… Цель: включение учащихся в процесс осознания проблем информационного общества и поиск путей их решения Осуществляется интеграциятехнократического и гуманитарного подхода к решению проблем информатизации общества (востребованы знания предмета информатики и гуманитарных наук)
-
Обсуждаем:
информационные революции информационное общество понятие "информационная культура" информационная безопасность личности Интернет – благо или зло? проблема здоровья… …
-
Информационный кризис
До 1900 г. общая сумма знаний изменялась незначительно с 1900 г. удваивалась каждые 50 лет к 1950 г. удваивается каждые 10 лет к 1970 г. - каждые 5 лет с 1990 г. – ежегодно С 2000 г – каждые полгода 1970 1990 1950
-
Информационные революции
появление письменности изобретение книгопечатания - XVI век изобретение электричества - XIX век изобретение микропроцессора - 70-е годы
-
Из тотального диктанта 2013http://totaldict.ru/texts/2013-1/
Интернет для меня третий перелом в истории человеческой культуры – после появления языка и изобретения книги. В Древней Греции оратора, выступавшего на площади в Афинах, слышали не более двадцати тысяч человек. Это был звуковой предел общения: география языка – это племя. Потом пришла книга, которая расширила круг общения до географии страны. С изобретением Всемирной сети возник новый этап существования человека в пространстве: география Интернета – земной шар! Дина Рубина
-
Информационное общество(определение и признаки)
Информация - стратегический ресурс общества (организовано промышленное производство Изменение структуры экономики, структуры и содержание профессий Развитие информационной инфраструктуры (ВТ, ИТ, базы и банки информации, сети, телекоммуникации и т.д., цифровые форматы представления информации и т.д.) Формирование единого информационного пространства (глобального, межгосударственного, отдельного государства, региона, отрасли, например, образовательного) Формируются предпосылки для разрешения проблемы информационного кризиса реализация права каждого гражданина на доступ к информационным ресурсам Создание предпосылок для решения проблем гуманистического характера: управления обществом и воздействия на окружающую среду
-
Информационное общество
- это общество, в котором циркулирует высокая по качеству информация, есть все необходимые средства для ее хранения, распространения и использования, обеспечена доступность информации каждому.
-
Информатизация обществапроблемы
возрастает влияние средств массовой информации проблемы защиты информации, информационной безопасности (ИТ могут разрушить частную жизнь человека) проблема качества и достоверности информации адаптация человека в информационной среде усиление социального неравенства (разрыв между информационной элитой и потребителями)
-
Из тотального диктанта 2013http://totaldict.ru/texts/2013-1/
Перед человечеством открываются неслыханные возможности – в науке, в искусстве, в политике. Каждый сможет донести свое слово до сведения миллионов. В то же время любой человек станет гораздо более доступен спецслужбам и не защищен от разного рода злоумышленников, особенно когда возникнут сотни тысяч интернет-сообществ. Евангелие от Интернет Дина Рубина
-
Из тотального диктанта 2013http://totaldict.ru/texts/2013-2/
я так и не могу однозначно ответить себе: Интернет – «прекрасно» это или «ужасно» … это замечательная вещь хотя бы потому, что талантливые и умные люди получили возможность общаться, объединяясь и тем самым способствуя великим открытиям новейшего времени. А «плебс» так и останется плебсом, с Интернетом или без.. А пока… пока в Интернете доминирует «оборотная сторона» этого грандиозного открытия-прорыва – его разрушительная сила. Неслучайно Всемирная сеть становится орудием в руках террористов, хакеров и фанатиков всех мастей. Сегодня он обращен к «массовому» в любом человеке, питается от него и удовлетворяет его во всех отношениях – от языкового до политического и потребительского, ибо невероятно приблизил к народу желанные «хлеб и зрелища», включая самые низкие. Это изобретение само по себе не относится к категориям добра или зла, так же как огонь, динамит, алкоголь, нитраты или ядерная энергия. Все зависит от того, кто им пользуется… Дина Рубина
-
Психолого - педагогические проблемы общения ребенка с компьютером
Психологическая зависимость «средний молодой американец» проводит у телевизора, компьютера и видеомагнитофона более 22 тыс. часов (в 2 раза больше, чем в школе) около 6 % пользователей сети (США, из 11 млн. обследуемых) страдают Интернет-зависимостью Информационная безопасность - защита психики ребенка от негативного информационного воздействия технические меры правовые программные
-
Проблема сохранения здоровья
По материалам ВОЗ - Всемирной организации здоровья Здоровье человека определяется следующими факторами: на 10% - уровнем развития медицины на 20% - наследственными факторами на 20% - состоянием окружающей среды на 50 % - образом жизни, характером взаимодействия со средой
-
Понятие здоровья человека
Здоровье - это физическое, психическое и социальное благополучие человека и его способность адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды и естественному процессу старения Компетентность в области информационных технологий- необходимый фактор признания личности, обретения социального благополучия залог успешной деятельности в самых различных областях Серьезный вред благополучию современного ребенка может быть нанесен в результате лишения его возможности взаимодействия с компьютером, но …
-
Вывод
Разработка методики изучения вопросов социальной информатики - актуальная задача Основной методический подход – организация информационной деятельности учащихся с целью осознания социальных проблем информатизации Необходимо подобрать темы исследований и проектов для учащихся, основополагающие вопросы и этапы развития проекта, спланировать диспут или конференцию (возможно - сетевую)…
-
Тест по теме лекции «Вопросы социальной информатики в школьном курсе информатики»(ответы отправлять по адресу yakovleva@kspu.ruтема: 4 курс филиал Ачинск , имя файла: тест4 фамилия.doc)
1. (вариант 1 ) Информационные ресурсы рассматриваются как фактор социально-экономического и культурного развития общества. Почему? (три высказывания) 1. (вариант 2) Проблемы информационной безопасности общества и личности чрезвычайно актуальны в настоящее время. Почему? (три высказывания) (из двух формулировок первого вопроса выберите для ответа только один!) 2. Предложите оригинальную методику организации деятельности учащихся для изучения какой-либо проблемы, связанныой с созданием и использованием информационных ресурсов в обществе - формулировка проблемы - содержание деятельности учащихся - методы и средства деятельности учащихся - что будет результатом их деятельности 3. Какие из аспектов (или вопросов) Социальной информатики могут (должны) быть распределены в конкретных разделах базового курса информатики в 8-9 кл., почему? - информация и информационные процессы - устройство компьютера - телекоммуникационные технологии - другие разделы? 4. Приведите примеры социальных сервисов, существующих в Интернет. Как вы оцениваете их образовательный эффект?»
-
Благодарю за внимание! До следующей лекции!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.