Содержание
-
Тема: «Виды алгоритмов»
- Линейный
- Разветвляющийся
- Циклический
- Вспомогательный
Автор работы: уч. информатики Неклеса О.О.
-
Линейным алгоритм – это алгоритм, в котором действия выполняются последовательно одно за другим.
- конец
- К результату прибавить 10
- Из полученной суммы вычесть 40
- начало
- Сложить числа 50 и 10
- Составить алгоритмы и блок - схемы:
- Открыть входную дверь.
- Приготовить бутерброд с колбасой.
- Вскипятить чайник.
-
- Сюда пойдешь – клад найдешь
- Сюда пойдешь – жену найдешь
- Сюда пойдешь – мегабайт найдешь
Разветвляющийся алгоритм
-
Сюжет русской сказки
Иван Царевич останавливается у развилки дороги и видит камень с надписью: «Направо пойдешь - коня потеряешь, налево пойдешь - сам пропадешь...»
-
Разветвляющийся алгоритм– это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.
- домой
- кино
-
Схема разветвляющего алгоритма выглядит так: «если, то…, иначе…» - это полная форма.
Вспомните кота из сказки А. С. Пушкина: «Идет направо - песнь заводит, налево - сказку говорит».
-
Полная форма ветвления
- ДЕЙСТВИЕ 1
- ДЕЙСТВИЕ 2
- УСЛОВИЕ
- да
- нет
Если <условие>, то <действие 1>, иначе <действие 2>
-
Если действия пропускаются, то схема:«если, то…» - это неполная форма.
Пример: если бензин в автомобиле на исходе, то водитель заезжает на ближайшую автозаправочную станцию.
-
Неполная форма ветвления
- УСЛОВИЕ
- ДЕЙСТВИЕ 1
- да
- нет
- Если <условие>, то <действие >
-
Условие- это выражение, находящееся между словом «если» и словом «то» и принимающее з
начение «истина» или «ложь».
- Пример:
Если закат красный, то жди ветреной погоды.
условие 0 или 1
-
Составим алгоритм и блок – схемы для разветвляющегося алгоритма:
- Задача №1. «Песенка»
- Задача №2. Правописание приставок, оканчивающихся на буквы «з», «с».
- Задача №3. Проверить, исправна лампочка или нет.
- Задача №4. АЗС
- Задача №5. Телефон
- Задача №6. Кино
- Задачи
-
Кабы не было зимы
В городах и селах,
Никогда б не знали мы
Этих дней веселых!
Не кружила б малышня
Возле снежной бабы,
Не петляла бы лыжня,
Кабы, кабы, кабы…
Составьте блок-схему к этой песенке
Задача №1.
-
Первый блок – это всегда НАЧАЛО
НАЧАЛО
Стрелки показывают направление перехода
Города, села
- ДА
Есть зима?
- НЕТ
Города и села – это исходные данные!
Проверяем - там есть зима ?
Если ДА, то:
НЕ знать нам веселья!
В любом случае – КОНЕЦ!
- мы знаем веселые дни (это результат!),
- малышня кружит возле снежной бабы,
- лыжня петляет;
иначе (стрелка НЕТ)…
- малышня НЕ кружит возле снежной бабы,
- лыжня НЕ петляет;
Дни - веселые!
Дни - НЕвеселые...
КОНЕЦ
-
Составим алгоритм правописания приставок, оканчивающихся на буквы «з», «с».
Алг Правописание
нач
1.Выделяем корень слова.
2. Если корень начинается со звонкой перейти к пункту 3, в противном случае к пункту 4
3. В приставке пишем «з». Перейти к пункту 5
4. В приставке пишем «с».
5. Записать слово
кон
Например:
- Разговор (пишем «з»)
- Рассказ ( пишем «с»)
- Ответ
Задача №2.
-
«Проверить исправна ли лампочка или нет»
- Начало
- Конец
- Она не исправна
- Вывернуть лампочку из патрона
- Завернуть лампочку в патрон
- Она исправна
- Лампочка горит?
- Да
- Нет
- Ответ
Задача №3.
-
Мы едем к АЗС по дороге, мы должны проехать участок, который ремонтировался и вам неизвестно, закончился ли ремонт или нет. Если ремонт закончился, то проехать 5 км по отремонтированной дороге. Если нет ехать в объезд 10 км.
- Начало
- Уменьшить скорость
- Если ремонт участка
- Проехать по отремонтированному шоссе 5 км
- Проехать 10 км в объезд
- Остановиться у АЗС
- нет
- да
- Ответ
Задача №4.
-
Однажды школьник решил из своего дома позвонить приятелю
Подойти к телефону.
- Снять трубку.
- Набрать номер.
- Ждем ответ.
- Если знакомый ответит, то:
- Сказать: «Здравствуй!»
- Сообщить последние новости.
- Узнать, что нового и как жизнь.
- Сказать: «До свидания!» (см. №11,12)
- Если незнакомый, то
- Положить трубку.
- Отойти от телефона.
Задача №5.
-
- Начало
- Подойти к телефону
- Снять трубку
- Набрать номер
- Ждем ответ
- Сообщить последние новости
- Сказать: «Здравствуй!»
- Сказать: «До свидания!»
- Узнать что нового и как жизнь телефону
- Положить трубку
- Отойти от телефона
- да
- нет
-
- Вы собрались в кино на сеанс 12.00. Подойти к кассе.
- Если билеты на сеанс 12.00 имеются, то купить. Если нет, то отойти от кассы.
- Подойти к кассе
- Если билеты?
- Протянуть кассиру деньги
- Конец
- Начало
- Получить билеты
- Назвать сеанс и количество билетов
- Отойти от кассы
- Нет
- Да
Задача №6.
Ответ
-
Домашнее задание
Построить блок-схему для разветвляющегося алгоритма:
1. «Если билет в кино стоит не больше десяти рублей, то купить билет и занять свое место в зале, иначе (если стоимость билета больше 10 руб.) вернуться домой».
2. Если гриб съедобный, то положить его в котелок для варки, иначе - выбросить в костер.
-
Составим алгоритм и блок – схему:«Робот обучен красить забор. Он последовательно закрашивает
доску за доской».
Алгоритм:1. Покрасить доску.2. Переместиться к следующей доске.3. Перейти к действию 1.
- Начало
- Покрасить доску
- Переместиться к следующей доске
Задача № 1
-
Составим алгоритм блок – схему: «Робот обучен красить забор. Он последовательно закрашивает
доску за доской».
Алгоритм:
- Покрасить доску.
- Если есть еще доска, переместиться к следующей т.е. перейти к действию 1.
- Если доски закончились, завершить работу.
- Начало
- Покрасить доску
- Перейти к следующей доске
- Доски остались
- Конец
- да
- нет
Задача № 2
-
Примеры:
- бег, ходьба, танец, зарядка;
- каждый год наступает весна, лето, зима, осень.
Циклический алгоритм– это алгоритм, который содержит описание повторяющихся действий.
-
Циклические алгоритмические конструкции бывают двух типов:
- Циклы со счетчиком
- Циклы с условием
-
Цикл с условием, в которых тело цикла выполняется до тех пор, пока выполняется условие.
- тело цикла
- условие
-
- тело цикла
Цикл со счетчиком, в которых тело цикла выполняется определенное количество раз.
- счетчик
-
1.определенные - с заранее известным числом повторений.
2. неопределенные - число повторений заранее неизвестно
Циклы бывают:
-
Алгоритм, который содержит команду повторения, называют алгоритмом с повторением.
Если в алгоритме одну и туже команду приходится записывать несколько раз, то для сокращения алгоритма используется специальная команда повторения.
Задача № 3
-
- Начало
- Конец
- Налить кружку воды
- Ведро неполное?
- Да
- Нет
Алгоритм с повторением
Наполнить литровой кружкой ведро.
Алгоритм:
1.Пока ведро неполное, повторять команду 2. В противном случае пропустить команду 2 и завершить работу.
2. Налить в ведро кружку воды.
Задача № 3
-
Перевода из десятичной с/с в двоичную с/с.
Выполоть сорняки в огороде.
- «Пирожок». Мальчик шел по улице проголодался и решил купить один пирожок. Съев, его он понял, что голоден и купил еще один пирожок и т.д. пока не наелся.
- «Перевод». Перевести текст с анг.языка на русский.
- «Помыть посуду». Мама сказала помыть посуду, но перед этим надо вымыть раковину.
- «Покрасить комнату». Мама сказала покрасить комнату краской.
- «Препятствие».Человек идет по темной улице, если нет препятствия, то шаг вперед. Если препятствие то остановится.
Практические задания:
Составим алгоритм и блок – схему.
С.р.
1 задача
С.р.
2 задача
-
Перевод из десятичной с/с в двоичную с/с.
Алгоритм:
- Записать двузначное число.
- Разделить исходное число на 2 и записать частное.
- Разделить частное на 2.
- Сравнить получившееся новое частное с числом 2.
- Если частное оказалось больше 2, перейти к шагу 3. Если частное равно 1, то прекратить деление.
- Записать получившийся двоичный код.
Начало
- Сравнить новое частное с числом 2
- Записать результат
- Если частное больше 2
- Конец
- да
- нет
- Разделить частное на 2
- Разделить число на 2 и запомнить частное
- Ввести двузначное число
Задача № 4
-
«Выполоть сорняки в огороде»
Алгоритм:
1.Вырвать один сорняк.
2. Если есть ещё 1 сорняк вернуться к действию 1.
3. Нет сорняков закончить работу.
- Начало
- Вырвать один сорняк
- Если сорняк?
- Да
- Нет
- Конец
Задача № 5
-
Пример:
Вычислить выражение a*5+b/4. Сначала надо выполнить действия умножения и деления, а потом сложить результаты.
Тогда алгоритм будет иметь вид:
- Ввести число, соответствующее переменной а.
- Выполнить умножение чисел -а*5 и записать произведение.
- Ввести число, соответствующее переменной b.
- Выполнить деление чисел - b/4 и записать частное.
- Выполнить сложение полученных на шаге 2 произведения и на шаге 4 частного.
-
Вспомогательный алгоритм– это алгоритм, который можно использовать в других алгоритмах,
указав только его имя.
-
Самостоятельная работа
Составьте блок-схему для следующей задачи
Известен такой способ проверки арбуза на спелость. Если бросить арбуз в воду и он всплывет, значит - арбуз спелый, иначе - не спелый.
Правильный ответ
-
- Конец
- Он спелый
- Начало
- Достать арбуз из воды
- Бросить арбуз в воду
- Он не спелый
- Арбуз всплыл?
- Да
- Нет
- нет
- да
-
Составьте блок-схему для следующей задачи
Проверьте 100 арбузов на спелость
Правильный ответ
-
- Конец
- Он спелый
- Достать арбуз из воды
- Бросить арбуз в воду
- Он не спелый
- Арбуз всплыл?
- Нет
- Да
- Начало
Проверено 100 арбузов?
Нет
Да
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.