Содержание
-
Классификация видов искусств Теория и история зарубежного искусства Для студентов специальности 020600 «Культурология» кафедракультурологии ИСМД Гильмулина Елена Анатольевна, доцент, кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры РБ
-
План лекции Тема 3.Классификация видов искусств 2 Искусство как система отдельных видов Классификация видов искусств Подходы к проблеме классификации искусства. Пространственные искусства в системе художественной культуры
-
Требования к знаниям, умениям и навыкам 3 В результате студент должен: знать виды искусства, закономерности природы художественной деятельности в пределах отдельного вида, определять основные этапы истории развития видов искусства, уметь классифицировать и идентифицировать принадлежность произведений к различным видам и формам искусства, владеть навыками анализа тенденций современной системы искусств.
-
Ключевые понятия 4 Вид искусства Изобразительные искусства Декоративно-прикладное искусство Классификация искусств Монументальное искусство Пространственные искусства Временные искусства Архитектура Графика Живопись Музыка Скульптура Танец Театр
-
Искусство как система отдельных видов
Центростремительная и центробежная тенденции в современной системе искусств. Природа художественной деятельности (единство созидания, познания и игры) – основа развертывания системы искусств.
-
Классификация видов искусств
Многогранность изображения мира и субъективные особенности человеческого восприятия – как основные критерии материальной и идеалистической классификации видов искусства.
-
Подходы к проблеме классификации искусства
Диалектический подход к проблеме классификации искусства. Классификация искусства Б.Асафьева. Закон Г.Ф. Гегеля о неравномерном развитии видов искусства. Морфологические свойства – основа классификации видов искусства. Относительность любой классификации.
-
Классификация видов искусств
Классификация искусств по способу существования и восприятия: - пространственные - временные - пространственно-временные.
-
Принципы классификации видов искусства: - признак наличия непосредственного воспроизведения конкретного художественного образа, - использования художественных средств. Классификация Б.Виппера по пространственным и временным измерениям.
-
Принципы классификации видов искусства
1.Особенности художественного языка: Интонационные (музыка, поэзия, проза ) «Немые» (архитектура, скульптура, пантомима, танец, живопись.)
-
2. Способ существования: Пространственные (архитектура, изобразительное искусство) Временные (музыка, поэзия, проза) Пространственно-временные (балет, театр, кино)
-
3.Использование художественных средств: Прямые, непосредственные (мимика ,поэзия, музыка) Косвенные, опосредованные (архитектура, скульптура, живопись)
-
Пространственные искусства
Пространственные искусства в системе художественной культуры Общий признак пространственных искусств – способ материального бытия. Оперирование объемно-пластическими материалами в 2-х и 3-х мерном пространстве.
-
Семиотическая природа пространственных искусств. Специфика качества пространственных искусств. Функции пространственных искусств в культуре.
-
Архитектура
-
Искусство проектировать и строить здания и сооружения, выражающееся в художественно-образной форме представление человека о мире.
-
Виды изобразительного искусства
Изобразительное искусство– совокупность пластических искусств, основывающихся на зрительном восприятии мира и создающих изображение на плоскости и пространстве. Живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство и частично архитектура.
-
Изобразительное искусство
В отличии от других видов искусств(литература, музыка, театр) является по преимуществу искусством пространственным и потому ограниченным в своей возможности воспроизведения времени и временного развития действия.
-
Художественные идеи произведений изобразительного искусства выражается посредством присущих ему изобразительных черт – рисунок, цвет, пластика, цветотень.
-
Живопись
Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую – либо поверхность(стену, холст, бумагу или дерево). Для живописи как искусства изображения на плоскости характерно стремление художника превратить эту плоскость в зрительное подобие пространства, окружающего изображаемые им предметы.
-
Изобразительные средства, как линия, цвет, светотень, воздушная и линейная перспектива и т. д., позволяют создать на плоскости иллюзию трехмерности, верно передать ощущение объемности предметов окружающего нас мира, сохранить и умножить многокрасочность природы и т. д. Живопись монументальная и станковая.
-
Монументальная живопись связана с архитектурой – это роспись фасадов зданий, стен, потолков и т. д. Эти крупные по своим размерам произведения связаны с назначением архитектурных сооружений.
-
Монументальная живопись
-
Станковая живопись
Станковаяживопись складывается из тех произведений, которые имеют самостоятельное значение, безотносительно к тому, где они будут выставлены, – музеях, Домах культуры или частных квартирах. Станковая живопись с архитектурой не связана. Основными жанрами живописи являются тематическая картина (историческая, батальная, бытовая или, иначе, жанровая), портрет, пейзаж, натюрморт и т. д.
-
В соответствии с предметным кругом изображений живопись подразделяется на жанры, из которых в европейской культуре на протяжении XVI-XXвв. Наибольшее развитие получили портрет, исторический жанр, батальный жанр, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр.
-
А. Ватто«Савояр с сурком»
-
Скульптура
-
Скульптура(латинское sculptura, от sculpo – вырезаю, высекаю), ваяние, пластика. Вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются (высеканием, вырезанием, лепкой, ковкой, литьем и др.) из твердых или пластических материалов (камень, металл, дерево, глина и др.).
-
Художественно–выразительные средства скульптуры: построение объемной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, иногда цвета. Основные виды скульптуры– круглая (статуя, группа, бюст) и плоская (рельеф), монументальная (памятники, монументы) и монументально–декоративная (архитектурный декор, садово–парковая), станковая (т.е. выполняемая на специальном станке). Основные материалы скульптурных изображений - глина, гипс, камень, дерево, кость, металл.
-
В процессе исторического развития сложилось два вида скульптуры: круглая скульптура(статуя, бюст, скульптурная группа) и рельеф(объемное изображение на плоскости). По содержанию и назначению все скульптурные изображения разделяются на станковую, монументальную, монументально – декоративную и скульптуру малых форм.
-
Монументально-декоративная скульптура
-
Микеланджело«Ночь»
-
Графика
(греч. Grafo - пишу, рисую) - вид изобразительного пространственного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения(гравюру, литографию), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными выразительными средствами.
-
Графика. Женский профиль. Карандашный рисунок Леонардо да Винчи.
-
Графика
Первоначально этот термин употреблялся применительно к письму и каллиграфии. Новое значение термин получил в конце XIX в. В связи с развитием полиграфии, давшей возможность воспроизводить четкий, контрастный черно – белый рисунок в книге, журнале. Постепенно графика стала использовать не только линию, но и штрих и пятно, а также цвет.
-
По назначению различаются станковая, книжная, газетно –журнальная, прикладная графика и плакат. Станковая графика известна с эпохи Возрождения и обращается к традиционным живописным жанрам. Книжная графика не связана никакими тематическими ограничениями, должна соответствовать данному литературному произведению.
-
Гравюра
-
Гравюра - отпечаток на бумаге, полученный с обработанной особым образом печатной доски. Печатной доской могут служить и деревянная дощечка, и металлическая пластинка и гладкий камень. Художник собственноручно наносит изображение на эту печатную форму и соответствующим образом ее обрабатывает.
-
Гравюра – это оригинальное художественное произведение. Каждый авторский оттиск – такой же подлинник, как и картина маслом. Прелесть эстампа, что он дает большое количество равноценных оттисков, каждый из которых самостоятельное художественное произведение. Художник-гравер говорит на языке своего искусства, с учетом всех особенностей материала и техники, и его произведение поэтому оригинально и неповторимо.
-
Граффити
-
Граффити могут представлять собой простейшие рисунки или надписи, но обычно это довольно сложные монохромные либо мультицветные композиции. Авторов граффити называют "писателями". Корни граффити кроются именно в написании слов на поверхностях, да и не все граффити выполнены красками. Первоначально в ход шли все подручные средства, начиная от дорогих красок и заканчивая карандашами, мелками, ручками, ножами... Даже пальцем руки можно было написать граффити на грязном окне.
-
Декоративное искусство
-
Декоративное искусство - род пластических искусств, произведение которого наряду с архитектурой художественно формируют окружающую человека материальную среду и вносят в нее эстетическое идейно-образное начало. Включает различные искусства, служащие для украшения произведений архитектуры и садово-паркового искусства (монументально- декоративное искусство), создающие художественные предметы для общественного и частного быта (декоративно-прикладное искусство).
-
Декоративно-прикладное искусство
Декоративно-прикладное искусство включает изготовления предметов быта, имеющих, не только утилитарное значение, но и обладающих определенными художественными качествами, - в ряде отношений может рассматриваться по аналогии с архитектурой. Подобно архитектурным сооружениям, произведения декоративно-прикладного искусства, как правило, не теряет связи с практическим назначением предмета.
-
-
Ослабление связи, а тем более разрыв с практически полезным назначением предмета чаще всего ведет к утрате его эстетических достоинств: исчезает мера, нарушаются пропорции, разрушается целесообразность. Специфика произведений декоративно-прикладного искусства и состоит в том, что их художественные качества являются не дополнением или приложением к утилитарному назначению вещи, а служат средством его выявления.
-
Театр
-
Театр(от греческого theatron — место для зрелищ, зрелище), род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Произведение современного театрального искусства — спектакль — создается на основе драматического или музыкально-сценического произведения в соответствии с замыслом режиссера (в балете — балетмейстера и дирижера, в опере, оперетте — режиссера и дирижера) и под его руководством совместно усилиями актеров, а также художника и др.
-
-
Музыка
Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз), вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов. Музыка специфическая разновидность звуковой деятельности людей.
-
Структура музыки
По типу содержания: лирическая, эпическая, драматическая, а также героическая, трагическая, юмористическая и т. д.; в ином аспекте серьёзная музыка и лёгкая музыка. По исполнительскому назначению: вокальная и инструментальная; в ином аспекте сольная, ансамблевая, оркестровая, хоровая, смешанная. По синтезу с другими видами искусства и со словом: театральная музыка, танцевальная музыка, программная инструментальная, мелодрама (чтение под музыку), вокальная со словами.
-
Приобретенные знания 52 - принципы классификации видов искусства, - основные виды искусства, - характеристики видов искусств и особенности каждого из видов искусства, их эстетические категории
-
Вопросы для самопроверки 53 Искусство в системе человеческой культуры. Художественная культура: понятие, функции, структура. Принципы классификации видов искусства. Пространственные виды искусства в системе художественной культуры. История искусствознания, обзор методологических школ.
-
Рекомендуемая литература 54 Васильева-Шляпина, Галина Леонтьевна.Изобразительное искусство: история зарубежной, русской и советской живописи : учебное пособие для студ. вузов. / Г. Л. Васильева-Шляпина ; Красноярский гос. ун-т. - М. : Академический Проект : Мир, 2007. - 528 с. Гнедич, Петр Петрович.История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура: современная версия. / П. П. Гнедич ; науч. конс.: М. В. Панова ; лит. обработка текста : В. Е. Татаринова. - М. : Эксмо, 2007. - 848 с. Мировая художественная культура: в 4 т. Изобразительное искусство, музыка и театр / Е. П. Львова, Д. В. Сарабьянов, Е. А. Борисова и др.. - СПб. : Питер, 2007. - 464 с. Основы теории художественной культуры: Учебное пособие / Под общ. Ред. Л.М. Мосоловой. – СПб., 2007. – 288 с. Янсон Х.В., Энтони Ф. Янсон Основы истории искусств. – СПб., 2005
-
55 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.