Содержание
-
Доисторическое искусство Теория и история зарубежного искусства Для студентов специальности 020600 «Культурология» кафедракультурологии ИСМД Гильмулина Елена Анатольевна, доцент, кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры РБ
-
План лекции Доисторическое искусство 2 Первобытная культура и искусство. Проблема происхождения искусства. Обзор концепций происхождения искусства. Характерные черты и особенности первобытного искусства.
-
Требования к знаниям, умениям и навыкам 3 В результате студент должен: знать теоретические основы искусства, основные этапы истории первобытного искусства, уметь различать и идентифицировать жанровую принадлежность произведений зарубежного искусства различных видов и форм, владеть навыками искусствоведческого анализа произведений искусства.
-
Ключевые понятия 4 Синкретизм Пещерная роспись Мегалиты Петроглифы
-
Законы и проблемы происхождения искусства в искусствознании
Искусство – подражаниедействительности (Аристотель). Материалистическийиидеалистический варианты теории подражания. Концепции происхождения искусства. Искусство как проявление божественной благодати в религиозной теории. Закон неравномерного развития видов искусства (Гегель). Метафизическая концепция Г.Гегеля: возникновение искусства в процессе саморазвития абсолютной идеи.
-
Концепции происхождения искусства
Категория прекрасного как инстинктивное проявление идей –первообразов в воззрениях Платона, М.Вебера, А.Шопенгауэра (теория художественного инстинкта). Искусство как разновидность игры: приоритет эстетической функции (Ф.Шиллер, К.Бюхер, В.Фриче) Географическая концепция происхождения искусства: Ж.Ж.Руссо, И.Тэн.
-
Доисторическое искусство
Археологические открытия произведений первобытного искусства в XIX-XX вв. Открытие произведений первобытного искусства во второй половине XIX в. (небольшие скульптуры отдельные рисунки на кости или камне на стенах пещер). Функции и цели архаического искусства.
-
Зарождение изобразительного искусства
Причины возникновения искусства. Синкретический характер архаического искусства. Искусство мифология и религия неотделимы одного от другого. Основной критерий произведений древнейшего искусства – способность срабатывать в магическом ритуале.
-
Периодизация первобытной эпохи
Этапы каменного века или палеолита Палеолит – начальный и самый длительный период а истории человечества. Этапы палеолита: -древний или нижний палеолит (до 150 (100) тыс. лет до н.э.), -средний палеолит - (150-40 (35) тыс. до н.э.), -верхний или поздний палеолит - (40 (35)- 12(10) тыс. лет до н.э.).
-
Периодизация первобытного искусства
Мезолит - 12-8 тыс. лет до н.э. Неолит – 8-4 тыс. лет до н.э. Энеолит – 3-2 тыс. лет до н.э. Эпоха бронзы – 2-1 тыс. лет до н.э. Эпоха железа – 1 тыс. до н.э.
-
Палеолитическая революция
Человечество вдобавок к биологически-видовому единообразию, приобретает тот уровень интегрирующих связей, который называется КУЛЬТУРОЙ. Сознание, речь, религия, искусство возникли примерно одновременно. Культура начинается там, куда простирается символическая традиция, где есть материал для человеческого понимания.
-
Причины возникновения первобытного искусства
Религиозные и магические представления; Потребность в обмене информацией об окружающем мире; Стремление к играм и украшениям; Появление свободного времени при переходе к оседлому образу жизни; Зачатки пиктографии; Эстетическая потребность.
-
Первобытное искусство
Поздний палеолит - наиболее важный для изучения искусств этап. Появилась изобразительная деятельность. Время рождения первых религиозных воззрений: магии, тотемизма, анимистических представлений. Первобытное искусство зарождалось как часть единой жизнедеятельности человека, в котором нерасторжимо соединялись труд и общение познание окружающего мира и самопознания магические обряды и художественное творчество.
-
В поздний палеолит возникли все основные виды искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно- прикладное искусство, архитектура. Четко выявились и два основных подхода к изображению: реализм следование натуре и условность та или иная трансформация натуры ради достижения определенных целей.
-
В поздний палеолит возникли все основные виды искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно- прикладное искусство, архитектура. Четко выявились и два основных подхода к изображению: реализм следование натуре и условность та или иная трансформация натуры ради достижения определенных целей.
-
Архетипы культуры
Архаическийбазис цивилизации воспринимается как коллективное бессознательное. В позднеантичной философии архетип прообраз, идея. В «аналитической психологии» К.Г.Юнга изначальные, врожденные психич. структуры, образы (мотивы), составляющие содержание т.н. коллективного бессознательного и лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок и др. созданий фантазии, в т.ч. художественной.
-
Зарождение изобразительного искусства
Пещера Ля Фераси во Франции. Небольшие каменные плиты с нанесенными на них красочными пятнами или выдолбленными чашечками, расположенными в строгом порядке. Первоначальные знаковые изображения, например отпечатки ладоней и «макароны»- разнообразные переплетенные линии, проведенные пальцами по сырой глине или острыми резками по камню.
-
С развитием охоты стали изображать фигуры животных и человека. Основная тема творчества - животный мир. Расширение и углубление образного познания окружающего мира. Изображение фигуры животного: более уверенные линии, четче контур, правильнее пропорции, - появление штриховки, - переход от плоского контурного рисунка к более объемному изображению.
-
Основные районы распространения наскальной живописи.
Территория современной Франции и Испании (живопись палеолита). Конец эпохи Солютре. Живопись эпохи Мадлен. Наскальные росписи в пещерах Франции – Фон-де-Гом, Ляско, Руфиньяк,Нио Испании – (Альтамира)Дела-Пенья, Пасегья. Урал, Каповая пещера
-
Наскальные росписи
Наивысший расцвет искусства палеолита -шедевры Мадленской живописи (20-10 тыс. до н.э.) Краской покрывается все изображение целиком. Переход от одноцветной росписи к двум, трем цветам различной силы и интенсивности.
-
Наивысший расцвет искусства палеолита -шедевры Мадленской живописи (20-10 тыс. до н.э.) Краской покрывается все изображение целиком. Переход от одноцветной росписи к двум, трем цветам различной силы и интенсивности.
-
Почти все сюжеты посвящены животным. Изображения оленя, мамонта, быка, бизона, лошади, медведя, льва. Изображение животных в разных в разных позах, движении (пасущиеся, лежащие, бегающие, дерущиеся животные). Заголовок слайда Размер шрифта Заголовок: 40 пт Подзаголовок: 24 пт Учебный материал Наскальная роспись 22
-
Рисунок Пояснительный текст Учебный материал Наскальная роспись 23
-
Заголовок Первая строка Вторая строка Третья строка Учебный материал Наскальная роспись 24 Заголовок Первая строка Вторая строка Третья строка АЛЬТАМИРА. Испания. Бизон. Альтамира. Ok. XV в. до н.э.
-
Натуральный стиль искусства первобытных охотников
Общий вид ("Большой зал" Пещера Ласко. Ok. XV в. до н.э.
-
Пещера Руффиньяк во Франции Общая протяженность всех ее залов и коридоров в трех уровнях около 10 км. В живописи пещеры Руффиньяк самым популярным персонажем был мамонт. Здесь насчитывают 157 изображений этого древнего, вымершего слона. Заголовок слайда Размер шрифта Заголовок: 40 пт Подзаголовок: 24 пт Учебный материал Наскальная роспись 26
-
-
-
-
-
-
Поздний палеолит
-
«Охотники». Наскальная живопись. Неолит.
-
Орудия, украшенные рельефами. Кость. Неолит.
-
Скифы
Знания об их материальной культуре сложились по результататом раскопок курганов, которые условно называют «царскими». Самые яркие и богатые находки из скифских и более поздних сарматских курганов представлены в коллекции Эрмитажа, которая накапливалась более 200 лет.
-
Сначала каменные глыбы тащили 25 км волоком по земле – от каменоломни до морского берега. Затем их грузили в челны и сплавляли морем вдоль побережья. От одной реки до другой камни снова приходилось тащить волоком по земле – не меньше 10 км. Последний трехкилометровый сухопутный участок пути, от берега реки, тоже преодолевали волоком.
-
Стоунхендж(неолит)
-
Вопросы для самопроверки 38 Общая характеристика первобытной эпохи. Первобытная эпоха: антропогенез, культурогенез. Магия и искусство. Характерные черты и особенности первобытного искусства.
-
Рекомендуемая литература 39 1.Гнедич, Петр Петрович. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура: современная версия. - М. : Эксмо, 2007. - 848 с. 2.Мировая художественная культура: в 4 т. Изобразительное искусство, музыка и театр / Е. П. Львова, Д. В. Сарабьянов, Е. А. Борисова и др.. - СПб. : Питер, 2007. - 464 с. 3.Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. - М., 1985. 4.Тайлор Э. Первобытная культура. – М., 2005.
-
40 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.