Содержание
-
КОБАНСКАЯ КУЛЬТУРА
ПОЗДНИЙ ПЕРИОД БРОНЗЫ ІІ – І тыс. до н. э.
-
КОБАНСКАЯ КУЛЬТУРА признана выдающимся явлением европейской цивилизации, одной из мировых художественных вершин своей эпохи. Кобанские племена занимали горные ущелья и предгорные долины Центрального Кавказа по обеим сторонам от Главного хребта. Историю кобанцев можно разделить на четыре этапа. ΧІV – ΧІІІ вв. до н. э. – ранний период, когда на основе достижений бронзового века Кавказа, Юго-Восточной Европы и Передней Азии формировалась новая самобытная культура. Время с ΧІІ – Χ вв. до н. э. считается периодом расцвета кобанской культуры, когда она приобрела свои классические формы. Период с ІΧ по VІІ вв. до н. э. – этап перехода от бронзового к железному веку и начало активного общения кобанцев со скифами. В позднекобанский период с VІ - ІV вв. до н. э. происходило тесное сотрудничество и смешение кобанцев со скифами.
-
В поздний период бронзы – конец ІІ – начало І тысячелетия до новой эры – на Северном Кавказе в Осетии сложилась и развивалась Кобанская культура, памятники которой охватили обширный регион на Северном и Южном склонах Главного Кавказского хребта. Это время высокого подъёма местной бронзовой металлургии. Создатели Кобанской культуры достигли вершин во всех сферах хозяйственной и культурной деятельности. Мастерство кобанцев выразилось прежде всего во всевозможных изделиях из металла. Они достигли значительных успехов как в круглой, отлитой из бронзы пластике, так и в гравированном на плоскости рисунке. Найденные археологами многочисленные бронзовые предметы вооружения, домашней утвари, украшения дают представление о кобанском прикладном искусстве.
-
Классический кобанский период был временем блестящих достижений прикладного искусства. Изделия кобанской бронзы поражает совершенством форм – почти каждая вещь является произведением искусства. Покрытые узором и рисунками топоры, кинжалы со скульптурными рукоятями, пряжки и пояса с гравированными изображениями, женские и мужские украшения кобанцевхранятся в лучших музеях мира. Излюбленный орнамент кобанских художников – геометрический, особенно часто использовался узор, состоящий из разных видов свастики ( солярные знаки). Для нанесения рисунка применяли технику гравировки и инкрустации. Кроме фантастических зверей, на рисунках встречаются лошади, олени, собаки, птицы, рыбы и змеи, литые фигурки изображают птиц, баранов, быков, лошадей, собак. Вполне возможно, что сцены с людьми и животными на бронзовых поясах посвящены нерасшифрованным пока сюжетам мифологии и эпоса кобанцев. Религиозно-магическое значение имели кобанские амулеты, навершия посохов и рукояти кинжалов с объёмными изображениями животных, фигурки людей и зверей. Особенно часты скульптурки барана или бараньей головы. У многих арийских народов образ барана связан с понятием «Фарна» – благодати, благополучия и мира. Существует также предположения о поклонении кобанцев божествам солнца, плодородия, охоты, духам предков. Женский костюм включал множество ювелирных изделий. Головной убор был украшен различными украшениями. На шее носили обручи-гривны, ожерелья, на руках и ногах – браслеты. Одежду скрепляли застёжками-фибулами. Мужчины тоже носили украшения, но более скромные. Традиции кобанского искусства были продолжены в скифскую эпоху. Кобанское наследие хорошо прослеживается в культуре средневековой Алании и до сих пор развивается в осетинском прикладном искусстве.
-
Чрезвычайно многочисленная и разнообразная группа изделий. В её состав входят топоры, кинжалы, копья, булавы. Сохранились только металлические детали предметов, и правильнее говорить о наконечниках копий, навершиях булав и помнить, что под топором понимается лишь функциональная его часть. ОРУЖИЕ КИНЖАЛ.. ТОПОР. БУЛАВА. НАКОНЕЧНИК КОПЬЯ.
-
Пояса имели не только практическое, но и культовое значение – с поясом связывались магические действия и обряды, а изображения, безусловно носили культово-символический характер. Пояс считался важной энергетической зоной телесной конструкции человека. Надевая пояс, он как бы замыкал круг, границу своего «Я», своей индивидуальности. Осознавая ритуальные смыслы пояса, древний человек украшал его изобразительными формами, соответствующими его сакральной значимости. Пояса выделывались из тонкой листовой бронзы и кожи. Обычно бронзовые пояса были лишены орнаментации – гладкие и блестящие. Пояса имели на одном конце несколько отверстий для прикрепления пряжки, а на другом - одно крупное для крючка пряжки.
-
СКУЛЬПТУРНЫЕ ПОДВЕСКИ Очень обширная и характерная группа украшений в виде изображений животных или их частей. Это все небольшие предметы с отверстиями и петлями. Они привешивались, прикреплялись к костюму, к поясам. Поражает их многообразие. Одну из больших серий составляют фигурки стоящих зверей: хищников, быков, лошадей, козлов, оленей, баранов. Сравнительно немного скульптурных подвесок птичек. Бляхи-пластины птицевидные служили привесками,частичноих поверхность была покрыта гравированным геометрическим орнаментом.
-
Сосуды Кобанской культуры изготовлены из металла и глины. Из листовой бронзы ковали посуду – большие и малые вазы, миски, кружки, чаши, котлы, черпаки. Больше орнаментировались сосуды из глины, чем из металла. Для украшения сосудов использовался геометрический и зооморфный (животный) орнамент, наносимый на их поверхность гравировкой по металлу и насечкой по глине. ПОСУДА
-
ОДЕЖДА КОБАНЦЕВ Одежу кобанцы шили из ткани шерстяной и льняной, кожи и войлока бронзовыми или костяными иглами. Женский костюм включал множество ювелирных изделий. Головной убор был украшен венчиком или булавкой, височными подвесками, нашивными бляшками, бусами, бисером и привесками разной формы. На шее носили обручи-гривны, ожерелья из сердоликовых бус, на руках и ногах – браслеты. Длинные волосы женщины собирали в локоны и надевали на них бронзовые накосники с подвесками. Одежду скрепляли застёжками-фибулами. Мужчины тоже носили украшения, но более скромные: бронзовые шнуры, бляшки, височные кольца, браслеты.
-
Изобразительное художественное творчество кавказцев не было только искусством в нашем понимании. Оно служило материализованным выражением всего мировоззрения, заменявшим будущие науку, философию, этику и прочие. Искусство кобанцев – это осмысление бытия, но очень своеобразное и нам непонятное. Мы можем оценить красоту древних вещей, гармоничную уравновешенность их деталей, чистоту и пластичность форм, но мы можем только гадать, о том, чем руководствовались создатели прекрасных предметов и какой смысл хотели вложить в них. Ныне это просто великолепные вещи – безжизненные трофеи ушедшего мира, давно и безвозвратно утратившие свои первичные функции, - все эти упоминавшиеся топоры и фибулы, пряжки и булавки, фигурки людей и животных. Теперь прекрасное кажется несомненно главным в кобанском искусстве. Изобразительное художественное творчество кавказцев не было только искусством в нашем понимании. Оно служило материализованным выражением всего мировоззрения, заменявшим будущие науку, философию, этику и прочие. Искусство кобанцев – это осмысление бытия, но очень своеобразное и нам непонятное. Мы можем оценить красоту древних вещей, гармоничную уравновешенность их деталей, чистоту и пластичность форм, но мы можем только гадать, о том, чем руководствовались создатели прекрасных предметов и какой смысл хотели вложить в них. Ныне это просто великолепные вещи – безжизненные трофеи ушедшего мира, давно и безвозвратно утратившие свои первичные функции, - все эти упоминавшиеся топоры и фибулы, пряжки и булавки, фигурки людей и животных. Теперь прекрасное кажется несомненно главным в кобанском искусстве.
-
ЛИТЕРАТУРА: Блиев М.М., Бзаров Р. С. История Осетии с древнейших времён до конца ΧІΧ в. – Владикавказ, 2009. Доманский Я.В. Древняя художественная бронза Кавказа. М., 1984. Абаев В.И. Избранные труды. Том І. – Владикавказ, 1990. Техов Б.В. Тайны древних погребений. – Владикавказ, 2002. Цагараев В.А. Искусство и время. – Владикавказ, 2003. Кузнецов В.А. Путешествие в древний Иристон. Пятигорск, 2010.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.