Содержание
-
Городецкая роспись
-
Откуда пришло городецкое искусство? История одного из самых высоких достижений народного творчества — городецкой росписи – началась в 19 веке. Жили на двух берегах реки Волга крестьяне в сёлах с названиями Курцево, Савино, Косково и других, которые делали прялки с резьбой и продавали их на ярмарках. А резьбу эту они разукрашивали, чтобы их творения были ярче. Позднее декоративный рисунок и вовсе вытеснил с прялок резьбу по дереву, а такое расписное художество стали звать «нижегородской росписью», а самих мастеров «курцевскими красильщиками» ».
-
Считается, что расцвела городецкая роспись с появлением в деревне Курцево в 1870 году иконописца из Городца по фамилии Огуречников, которого пригласили оживить роспись курцевской церкви. Именно он научил местных мастеров накладывать краски слоями, оживлять картинку белилами и придавать рисунку выразительность. Начиная роспись с прялок, курцевские мастера потихоньку стали оттачивать своё приобретённое мастерство на посуде, лукошках, игрушках для детей, коробах. В домах появились ни на что не похожие пышные букеты, вороные кони, диковинные птицы. На дереве «пили чай» и «устраивали гулянья». Лишь в 30-х годах XX века появилось название этого рисования по дереву, которое сегодня мы знаем и слышим – «городецкая роспись», и всё благодаря тому, что в близлежащем городке Городец продавалась такая украшенная бытовая утварь, и работали мастерские.
-
Чем отличается городецкая роспись? Спутать городецкое мастерство с другим трудно, ведь именно эта роспись изобилует яркими гирляндами и пышными букетами. Только здесь вы увидите всю помпезность сюжетов вместе с искренностью простого народа. Стоит только взглянуть на расписанные в городецком стиле предметы, и вы тут же очутитесь: на прогулке в качестве всадника на коне; за столом во время чаепития в окружении богатого убранства; вместе с охотниками в лесу; в кругу весёлых и беззаботных городских людей; или за прялкой. Помимо расписанного быта крестьян и купцов городецкие мастера могли изображать мистических животных. Но какая бы тема в рисовании не присутствовала, она всегда украшалась гирляндами из цветов.
-
С самого начала городецкая роспись наносилась яичными красками в виде больших пятен, без контуров. Мастера могли делать мазки в свободной форме, обводя потом элементы чёрной или белой линией. Любимые оттенки фонов: - зелёный; - яркий красный - чёрный; - сочный синий. Сегодня мастера на фабриках пользуются масляными красками, что даёт им большее разнообразие колорита, но особенности мотивов городецкой росписи сохранились. Прежней осталась и технология росписи по дереву. Жёлтый вечер, чёрный конь, И купавки, как огонь, Птицы смотрят из ларца Это роспись Городца – !
-
Как рисуют по-городецки Технология росписи по дереву у городецких мастеров своя. Первоначально художники при помощи карандаша тонкой линией накидывают будущий рисунок, намечая расположение его элементов, их размеры. Деревянная основа может быть покрыта заранее грунтовой краской одного из оттенков – красного, жёлтого или чёрного. Профессионалы не тратят время на набросок, а рисуют сразу красками. Для городецкой росписи используют специальную краску – темперу, которую делают из натуральных или искусственных порошков. Иногда мастера берут в помощники гуашь и добавляют туда клей ПВА. Но какая бы краска ни была, самое главное – её насыщенный цвет, чем и отличается роспись из Городца.
-
Образы и сюжеты Сюжеты для городецкой росписи берутся из жизни – это быт купечества и крестьянства, пышный парад костюмов. Здесь свидания и гуляния, посиделки и застолья, праздничные выезды и проводы, иллюстрации к различным сказкам и сюжеты из современной жизни, а также многое другое. Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки - вот набор образов, создаваемых при помощи более нигде не встречающейся техники и стиля. Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Купавки ,листики
-
Животные мотивы городецкой росписи глубоко символичны. Городецкая птица воплощает семейное счастье и благополучие, а конь – богатство.
-
Этапы изготовления Выполнение городецкой росписи осуществляется в три этапа. Первый — подмалевка, т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Выполняется широкой плоской кистью. Второй этап — теневка (или оттенок) Поверх светлых пятен наносятся тонкие мазки вторым, более темным цветом того же оттенка, например, синим по голубому – обводка. Контур обводки – рисующий, изображает контуры лепестков цветка. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки, форму которых получают двумя-тремя мазками кисти. Заключительный этап росписи – нанесение черной и белой краской штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид. Выполняется самой тонкой кистью. Таким образом, однотонные силуэты приобретают некоторую объемность.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.