Содержание
-
Городецкая роспись
-
История развития Городецкой росписи
Вид Городца с Волги. Середина XIX в. Новое название закрепилось, поскольку Городец был главным рынком сбыта узольской расписной утвари и также имел мастерские по росписи дерева. Но самое главное: именно с ним, его бытом, нарвами, образами начиная с середины XIX века связано само содержание росписи. Знаменитая узольская роспись выросла на основе всей художественной культуры Городца и его окрестностей, история которой насчитывает более восьми столетий.
-
Яркие страницы истории возникшего здесь народного промысла связаны с деятельностью Петра I по созданию русского военного флота. Каждый корабль непременно украшался деревянной резьбой, демонстрируя как военную мощь России, так и художественный талант населявших ее народов. В течение XVIII века строительство кораблей переместилось ближе к завоеванным берегам морей. Талантливым мастерам пришлось искать новое применение накопленному опыту. Одни стали вырезать ложки, другие точили миски и чашки, а третьи - изготавливали орудия труда для прядения и ткачества. Особую популярность завоевали донца для прялок, которые и украшались. Донца прялки
-
Расцвет городецкой росписи связывают с приездом в 1870 г. из Городца в деревню Курцево иконописца Огуречникова, которого пригласили подновить живопись местной церкви.
-
Основные цвета, элементы и техника выполнения Городецкой росписи
Этапы выполнения городецкой росписи Первый — подмалевка, т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Главное при этом — научиться брать нужное количество краски на кисть. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной; если много — то при высыхании краска начнет отслаиваться. Для цветов и ягодок используются следующие краски: охра, розовый (красный+белый), красный, бордовый (красный+черный), голубой (синий+белый) и синий. Для листьев чаще всего используется городецкий зеленый который состоит из зеленного желтого и немного коричневого. Иногда рисуются маленькие листики коричневой краской.
-
Второй этап — тенёвка (или оттенок), т.е. нанесение скобки. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна листу бумаги. Основные цвета тенёвки: черный, темно-коричневый, для синих и голубых элементов темно-синий. Использование черной краски для тенёвки делает орнамент более контрастным и яркими. А тенёвка всей росписи коричневой краской делает ее более нежной и легкой. Этапы выполнения городецкой росписи
-
Третий этап — оживка (или разживка), т.е. тонкая разделка орнаментальных форм белилами. Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придает им некоторую объемность. Основным цветом разживки является белый, жёлтый может использоваться лишь как небольшой акцент на листьях и цветах или вовсе отсутствовать Этапы выполнения городецкой росписи
-
Элементы городецкой росписи
Настоящие мастера городецкой росписи, в первую очередь, обращают внимание на постановку руки во время работы. Кисть держать требуется только вертикально, чтобы она без препятствий могла вращаться между пальцев (большим, указательным и средним). При правильной постановке все элементы росписи даются без особых усилий.
-
Орнамент городецкой росписи образуют различные элементы – геометрические, растительные, животные. Говоря о растительных элементах городецкой росписи, нельзя не упомянуть городецкие цветы, которые обладают разнообразием форм и красок Листья в узорах изображаются группами от двух до трех или пяти листьев. Животные мотивы городецкой росписи глубоко символичны. Городецкая птица воплощает семейное счастье и благополучие, а конь – богатство.
-
Основными элементами городецкой росписи являются точки, скобки, круги, дуги, капли, спирали, штрихи. В ходе создания узора происходит нанесение элементов на поверхность изделия.
-
В росписи по дереву значительное место занимает орнамент. Орнамент — это живописное, графическое или скульптурное украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов. Узор — это рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней . Они же, приведенные в определенную систему, ритмически упорядоченные, будут составлять орнамент .Осваивая роспись живописного типа, к которой относится и Городецкая, надо помнить, что ее выполняют без предварительного нанесения контура рисунка.
-
Виды композиций городецкой росписи
Обычно типы изображений подразделяют на три группы. Это «чистая» цветочная роспись, композиция с включением мотива «конь» и сложная сюжетная роспись.
-
Цветочная роспись
«Букет»
-
«Гирлянда»
-
«Ромб»
-
«Цветочная полоса»
-
«Венок»
-
МОТИВЫ «КОНЬ» И «ПТИЦА»
Различают симметричные и ассиметричные композиции. Птиц и коней чаще всего размещают в центре цветущего дерева или в обрамлении венка. Встречаются изделия-комплекты, на каждом из которых расположено сразу несколько мотивов. Например, курица и петушок или две лошади разных цветов.
-
СЮЖЕТНАЯ РОСПИСЬ
Сюжетные рисунки размещаются на крупных изделия: сундуках, блюдах, столешницах. Мастера традиционно изображали сцены чаепитий и празднований, свадьбы на фоне богатого стола, столы с чашками, цветами и самоварами. Лица людей обращались в сторону зрителей, что часто излишне сложным композициям придавало некую неправдоподобность. Панно. "Мой любимый Городец" Эскиз росписи для «Волшебного сундучка» «Случайная встреча"
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.