Содержание
-
Анализ рассказа А.П. Чехова "Толстый и тонкий"
-
Особенности рассказов Чехова:
Короткое вступление. Нет подробного описания пейзажа, портрета. Яркие художественные детали. Основа рассказа – диалог.
-
«Краткость - сестра таланта». А.П. Чехов А.П. Чехов – мастер слова. Одной деталью, репликой он может сказать многое.
-
Деталь–одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер героя. Деталь может воспроизводить черты внешности, одежды, обстановки.
-
Обратимся к рассказу
Как вы думаете, почему в тексте нет указания на то, когда происходит действие? По каким деталям текста можно определить историческое время? Предположите, в каком городе происходит действие? Обоснуйте своё мнение.
-
Иллюстрации к рассказу
-
Обратимся к рассказу…
Найдите портрет Толстого. Какие детали портрета говорят о его высоком уровне на социальной лестнице? Найдите портрет Тонкого. Какие детали портрета говорят о его невысоком уровне на социальной лестнице?
-
Толстый Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флёрдоранжем. Тонкий Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей.
-
Херес и флердоранж могли себе позволить только богатые люди. Значит Толстый – самостоятельный, богатый, довольный жизнью. Флёрдоранж Херес
-
«навьючен чемоданами» – не может позволить себе нанять носильщика. Значит, Тонкий – бедный, человек, неуверенный в себе. Навьючен чемоданами
-
Обратимся к рассказу…
О чём говорят реплики Толстого и Тонкого в начале рассказа? Выводы: В начале рассказа Толстый и Тонкий равны, они встретились как друзья детства. «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слёз» Толстый Тонкий «Порфирий!.. Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!» «Батюшки!.. Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?»
-
Что изменилось в Тонком внешне и внутренне? Какова причина перемены настроения Тонкого? Является ли Толстый непосредственным начальником Тонкого? Есть ли у Тонкого какие-либо причины угодничать перед Толстым? Зачем же он унижается?
-
Изменения в Тонком «съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились» (гипербола - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности) В конце слов приставляет «с»: «Хи-хи-с… Что вы-с…» (раньше так было принято обращаться к высокопоставленным личностям) Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилосьво все стороны широчайшей улыбкой…
-
Обратимся к рассказу…
Найдите детали портрета жены и сына Тонкого. Что подчёркивает этими деталями автор в характере героев? Как ведёт себя сын? Какие жесты показывают его рабское воспитание?
-
Нафанаил немного подумал и снял шапку. Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца. Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул све пуговки своего мундира… Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку.
-
Что изменилось в героях к концу рассказа?
-
Толстый Тонкий «Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства – и к чему тут это чинопочитание!» Тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку… «Помилуйте… Что вы-с.. Милостивое внимание вашего превосходи-тельства… вроде как бы живительной влаги…» На лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты…Пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал…
-
Выводы
В начале рассказа Толстый испытывает удовольствие от обеда. Он рад встрече с Тонким. В конце рассказа его «стошнило» от лицемерия бывшего друга, но при прощании он подал руку приятелю, т.е остался человеком. Тонкий в начале рассказа показан человеком бедным, но он стремится похвастаться орденом Станислава, дополнительным доходом. В конце рассказа он раздавлен, ему «нечем крыть». Но он лишён чувства собственного достоинства, поэтому в его облике нет ничего человеческого. Он остался только мелким чиновником.
-
Что высмеивает автор?
Подобострастие– льстивость, угодливость. Угодничество- льстивое поведение. Самоуничижение - признание себя ничтожным. Чинопочитание– лицемерное отношение к старшим по должности, званию. Подхалимство– стремление расположить к себе кого-то лестью.
-
Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий» – произведение юмористическое или сатирическое?
Как вы думаете, как вёл бы себя на месте тонкого другой мелкий чиновник? Что позволяет так думать? Почему персонажей рассказа автор не называет по именам, хотя с самого начала мы знаем, как их зовут?
-
Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий» – сатирическое произведение
Рассказ занимает всего 2 страницы, а по глубине обличения пресмыкательства равен крупному произведению (лаконизм) Отдельный случай приобретает в рассказе значение общего, в котором во всей уродливости раскрылась антитеза «начальствующей сферы» и подчинённых
-
Выводы по рассказу
Ситуация доведена писателем до абсурда, именно это и позволяет лучше увидеть нелепость самой жизни, в которой царят низкопоклонство, чинопочитание, обожествление начальства и панический страх перед ним. Особую горечь и неприятие вызывают не просто отношения между чинами, но и добровольное самоуничижение, добровольное превращение в раба.
-
Чехов, изумительный мастер лаконичной речи, выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Проанализировав рассказ Чехова «Толстый и тонкий», мы можем определить емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, научиться вчитываться в текст. Выводы по рассказу
-
Практическая работа по рассказу
-
Домашнее задание
Иллюстрации к рассказам А.П Чехова. Подготовиться к внеклассному чтению по рассказам А.П Чехова «Смерть чиновника», «Пересолил» и другие.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.