Содержание
-
СПЕЦИФИКА ИЗУЧЕНИЯ ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
-
ВОПРОСЫ:
1. Общие задачи работы над эпическим произведением. 2. Анализ сюжетно-композиционной основы произведения. Работа над эпизодом. 3. Работа над образом героя. 4. Осмысление авторской позиции.
-
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭПОСА
Эпос - (от греч. epos - слово, повествование, рассказ) - один из трех основных родов литературы, выдвигающий на первый план объективное изображение действительности, авторское описание событий, развертывающихся в пространстве и во времени; повествование о различных явлениях жизни, людях, их судьбах, характерах, поступках и т. д.
-
ЭПОС:ВИДЫ И ЖАНРЫ
КРУПНЫЕ ФОРМЫ Эпопея Роман(семейно-бытовой, социально-психологический, философский , исторический, фантастический ,роман-утопия, любовный роман, авантюрный роман, роман-путешествие, лиро-эпический (роман в стихах) и др. Роман-эпопея Поэма-эпопея
-
СРЕДНИЕ ФОРМЫ Повесть (семейно-бытовая, социально-психологическая, философская, сказочная, приключенческая и др.). Поэма (эпическая, героическая, лирическая, дидактическая, сатирическая, бурлескная и др.).
-
МАЛЫЕ ФОРМЫ Сказка (волшебная, социально-бытовая, сатирическая, социально-политическая, лирическая, фантастическая, анималистическаяи др.) Рассказ (очерковый (описательно-повествовательный, “нравоописательный”), новеллистический(конфликтно-повествовательный). Новелла Басня
-
ОБЩИЕ ЗАДАЧИ РАБОТЫ НАД ЭПИЧЕСКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ
Эпос представлен в школе разнообразными жанрами: басня, рассказ, роман, эпопея.
-
компоненты художественного текста, существенные для эпического рода
ТЕМА, ПРОБЛЕМАТИКА, СЮЖЕТ Рассматривая их, ученики осмысливают произведение как эстетическую реальность, как преображенную действительность.
-
ОБРАЗЫ ГЕРОЕВ Знакомясь с ними, учащиеся постигают разнообразие человеческих характеров и типов.
-
АВТОР КАК ТВОРЕЦ, КАК СОЗДАТЕЛЬ ОСОБОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА ДАННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
-
Различия в работе над эпическим произведением зависят от жанров, возраста школьников, ступеней обучения, но общейособенностью является необходимость группировать художественный текст вокруг определенных проблем и рассматривать все компоненты образной системы в их взаимосвязи и сцеплениях.
-
АНАЛИЗ СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННОЙ ОСНОВЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Сюжет эпического произведения складывается из выстроенных в определенной последовательности событий, происходящих в определенном времени и пространстве; из поступков героев-персонажей; из сцеплений разнообразных обстоятельств, в которых эти герои действуют.
-
Сюжет может излагаться: в прямой хронологической последовательности событий; с отступлениями в прошлое - ретроспективами - и «экскурсами» в будущее; в преднамеренно измененной последовательности.
-
Композиция- мотивированное расположение компонентов литературного произведения; компонентом (единицей композиции) считают "отрезок" произведения, в котором сохраняется один способ изображения (характеристика, диалог и т. д.) илиединая точка зрения (автора, рассказчика, одного из героев) на изображаемое.
-
Взаиморасположение и взаимодействие этих "отрезков" образуют композиционное единство произведения.
-
ПРИЁМЫ РАБОТЫ НАД ОСВОЕНИЕМ СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННОЙ ОСНОВЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
составление планов всего повествования или отдельных его частей; рассказывание и пересказ.
-
РАБОТА НАД «ОТРЕЗКОМ»
Освоению сюжетно-композиционной основы и художественного мира произведения служит работа над отдельными его частями: главами, эпизодами.
-
ПРИЁМЫ РАБОТЫ НАД ЭПИЗОДОМ
При этом нужно стремиться, чтобы в выделенной части присутствовало все произведение. Эпизод - всегда звено в событийной цепи. Каждый из них связан с другими.
-
ПРИЁМЫ РАБОТЫ НАД ЭПИЗОДОМ
В средних классах при разборе эпизода на первый план чаще всего выступают события, в старших - герои и авторская позиция.
-
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫБОРУ ЭПИЗОДА:
строгий отбор для подробного разбора, постоянная связь части и целого, эпизода и всего произведения, варьирование приемов анализа при рассмотрении разных эпизодов одного произведения, выбор анализа эпизода с опорой на путь анализа всего произведения.
-
Анализ эпизода второй встречи Гринёва с Пугачёвым
В какой момент происходит вторая встреча Гринева с Пугачевым, какие важнейшие события ей предшествуют? Чем эта встреча внешне и внутренне отличается от первой? Какое значение приобрела она в жизни Гринева и чем была интересна Пугачеву?
-
Какие отношения связывали Гринева и Пугачева до второй их встречи? Как раскрываются характеры героев в ходе разговора? Чем по-своему привлекательны оба в момент объяснения (в чем проявляется благородство каждого)? Какое чувство к героям повести можно вызвать у читателя их разговор? Как вторая встреча сказалась на последующих отношениях Гринева и Пугачева?
-
Почему эту встречу Гринева с Пугачевым можно назвать «поединком в великодушии»?
-
ПРИЁМЫ РАБОТЫ НАД ЭПИЗОДОМ
Беседа репродуктивного или проблемного характера. Подготовка к выразительному чтению с предварительным риторическим анализом ситуации общения. Выразительное чтение. Комментированное чтение. Сопоставление фрагмента произведения с его экранизированным воплощением.
-
Работа над образом героя эпического произведения
Литературный герой - одна из тех художественных реальностей, без которой нельзя понять ни мира произведения, ни авторской позиции.
-
Приёмы работы над образом героя эпического произведения
Репродуктивная или эвристическая беседа, выявляющая а) читательское впечатление о персонаже, б) мотивированность его поступков, в) нравственную позицию, психологию героя, г) авторское отношение.
-
С каким чувством описывает автор Настю и Митрашу в начале «Кладовой солнца» и в каких словах это чувство особенно заметно? Что мешало Васе сообщить отцу правду о судьбе куклы? Что заставляет Печорина произнести слова: «Да и какое дело до радостей и бедствий человеческих…» и т.д. - и с каким чувством он их произносит? Что вы видите в ответе Онегина Татьяне - исповедь или проповедь?
-
Сопоставление персонажа с другим действующим лицом в аналогичной ситуации Как относятся к переменам в своем положении после пожара бабушка и дедушка Алеши? («Детство»). Чем отличается поведение у костра Кости, Илюши и Павлуши? («Бежинлуг»).
-
Проблемные задания обобщающего характера, ориентирующие ученика на поисковый характер деятельности. Выберите в «Княжне Мери» и «Тамани» ряд высказываний Печорина о той роли, какую он играл в жизни встретившихся ему людей. С каким чувством произносит он эти слова? Чем он объясняет сам, как объясняете вы, почему герой никому не принес счастья?
-
Выявление приемов создания образа-персонажа: характеристика героя через его действия и поступки (в системе сюжета); портрет, портретная характеристика героя (часто выражает авторское отношение к персонажу); прямая авторская характеристика;
-
психологический анализ - подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений -внутреннего мира персонажа; характеристика героя другими действующими лицами; художественная деталь - описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы).
-
Система образов-персонажей Отдельные образы могут быть объединены в группы (группировка образов) - их взаимодействие помогает полнее представить и раскрыть каждое действующее лицо, а через них - тематику и идейный смысл произведения.
-
ПОЗИЦИЯ АВТОРА И СПОСОБЫ ЕЁ ВЫРАЖЕНИЯ
Авторские оценки: прямые и косвенные. Способ создания художественных образов: повествование (изображение происходящих в произведении событий), описание (последовательное перечисление отдельных признаков, черт, свойств и явлений), формы устной речи (диалог, монолог). Место и значение художественной детали (художественная подробность, усиливающая представление о целом).
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.