Презентация на тему "Анализ художественного текста"

Презентация: Анализ художественного текста
1 из 25
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн на тему "Анализ художественного текста" по русскому языку. Презентация состоит из 25 слайдов. Для учеников 10-11 класса. Материал добавлен в 2017 году. Средняя оценка: 4.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.1 Мб.

Содержание

  • Презентация: Анализ художественного текста
    Слайд 1

    Анализ художественного текста

    Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников

  • Слайд 2

    ПО МАТЕРИАЛАМ РАБОТ с.л.Каганович«Обучение анализу поэтического текста», С.В.Бобровой «Учимся понимать художественный текст»

  • Слайд 3

    Новые государственные образовательные стандарты основного общего и полного среднего образования предполагают формирование и развитие у школьников коммуникативной компетенции. Это значит, что к концу обучения старшеклассники должны овладеть всеми видами речевой деятельности, в том числе и способностью к речевому взаимодействию и взаимопониманию.

  • Слайд 4

    Федеральный компонент государственного стандарта одной из целей изучения литературы ставит: - «овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы»(основная школа), - «Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко - литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний»(старшая школа, базовый уровень).

  • Слайд 5

    Чтобы сформировать у учеников коммуникативные компетенции, необходимо развивать речевое мышление школьников, а также способности понимать чужую речь и создавать собственное высказывание.Безусловно, чтение – это один из способов общения людей между собой, т.к. в процессе чтения читатель вступает в диалог с писателем. Но здесь мы сталкиваемся с другой проблемой современного литературного образования – ДЕТИ НЕ ХОТЯТ ЧИТАТЬ.

  • Слайд 6

    Почему же на уроках литературы чтение из удовольствия превращается в трудовую повинность?

  • Слайд 7

    На этот вопрос развернуто отвечает в своей книге «Обучение анализу поэтического текста» Софья Львовна Каганович.

  • Слайд 8

    С.л.кАГАНОВИЧ

    Текст – это уникальная языковая и речевая единица, в которой воплощается и индивидуально-авторское видение мира, и опыт, накопленный человечеством. Текст мы рассматриваем как основную единицу речевого общения, имеющую внешнюю и внутреннюю, содержательную стороны. К внешнему оформлению текста относится и выбор автором типа и стиля речи, и композиционное оформление высказывания – соответствующая замыслу последовательность расположения частей текста, и подбор необходимых языковых средств, как для связи предложений, так и для выражения общей идеи произведения.

  • Слайд 9

    В школе мы начинаем литературу не читать, а именно изучать, препарировать, объяснять. Безусловно, без анализа художественного текста не обойтись. Но искусство анализа – не самоцель, а средство развития эстетического, интеллектуального, творческого потенциала человека. Как разрешить это противоречие?

  • Слайд 10

    К сожалению, на уроках литературы чаще всего ставка делается на интеллект, на стремление вычленить тему, идею, художественные средства. Такие понятия, как движение художественной мысли, структура образной системы, художественный мир автора, ассоциативные образные ряды и т.п., остаются за пределами внимания ученика. При таком подходе улавливается лишь то, что лежит на поверхности, за пределами анализа чаще всего остаются глубинные слои смысла.

  • Слайд 11

    Альтернативой такому анализу может стать обращение к эмоциональной сфере личности, подключение к познавательному процессу фантазии, ассоциативного мышления. Еще Л.Выготский доказал, что эффект эстетической реакции заложен не столько в логическом, сколько в эмоциональном восприятии и переживании произведения искусства.

  • Слайд 12

    вариант алгоритма анализа поэтического текста, соотнесенный с психологией его восприятия, требующий преимущественного внимания к художественной форме:

    - структура образной системы; - полисемантизм ключевых слов текста; - ассоциации; - ритмическая и звуковая организация стиха.

  • Слайд 13

    Упрощенный вариант такого анализа поэтического текста можно представить следующим образом:

    Первичное чтение, знакомство; «О чем текст?» Второе чтение, интерпретация текста; Выстраивание ассоциативных образных цепочек; Выявление авторской позиции; Обращение к художественным деталям, внимание к каким-то второстепенным элементам текста - вплоть до его синтаксических особенностей, звуковой организации и т.п.; Выявление главной мысли произведения; Сопоставление анализируемого произведения с другими, аналогичными по тематике произведениями того же автора; Рассмотрение данного произведения в контексте мировой литературы.

  • Слайд 14

    Главный принцип такого анализа: от слова – к образу, от прямого значения слова – к его многозначности, от формы – к содержанию.Плюсы предлагаемой технологии:- Универсальность;- Положительная мотивация к чтению;- Рассмотрение формы и содержания в единстве;- Соотнесенность с требованиями к уровню подготовки выпускников средней школы и с требованиями Единого государственного экзамена по литературе;- Развитие воображения и ассоциативного мышления.

  • Слайд 15

    Не менее интересным является подход к анализу художественного текста, предложенный кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры методики преподавания русского языка и литературы МГОУ Бобровой Светланой Владимировной – «Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников на уроках русского языка».

  • Слайд 16

    Второй вариант анализа текста схож с первым, но его отличительная черта – это универсальность алгоритма как для поэтического, так и для прозаического текста.

  • Слайд 17

    В своей работе Боброва С.В. говорит о трех уровнях текста:

    Семантизирующий(человек воспринимает текст, осознает только значения лингвистических единиц, не понимая текста в целом). Когнитивный (человек осознает смысл текста, соотнося его с какой-либо ситуацией действительности). Распредмечивающий(человек пытается понять текст автора адекватно его замыслу и, быть может, значительно шире).

  • Слайд 18

    Как работать с текстом

    Нам известно, что любой текст представляет в своих синтаксических конструкциях общую модель языкового видения человеком мира. Начиная диалог с автором, мы должны понять, какова тема его высказывания. Вспомните, что тему речи мы можем определить по названию текста или первым строчкам, первому предложению. Далее мы стараемся выделить подтемы текста и для легкости ориентации в произведении нам помогают абзацы. Читаем текст по предложениям или абзацам (в стихотворении – по четверостишиям) и пытаемся понять, о чем говорит автор: пересказываем для себя своими словами текст автора. Одновременно выделяем грамматические основы предложений текста – строим ту ситуацию действительности, которую описывает автор произведения. Находим те слова и выражения, которые на наш взгляд являются ключевыми, основными для понимания мысли автора, определяем их значение. Обращаем внимание на те образные средства, которые использовал автор для построения своего текста, и выясняем их роль.

  • Слайд 19

    КАК РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ

    Строим художественную картину, описываемую автором. Соотносим художественную действительность со своим опытом переживания подобных ситуаций или опытом, полученным в результате чтения других произведений. Делаем вывод, о чем, на наш взгляд, говорит автор данного произведения. Формулируем смысл текста, проговариваем его. Обсуждаем свое впечатление с теми, кто также читал это произведение, и стараемся доказать правильность сделанных выводов.  

  • Слайд 20

    ПРИЛОЖЕНИЕ

  • Слайд 21

    Алгоритмы анализа поэтического текста 

    Лексико – семантический анализ Выявить ключевые образы, противоположные по эмоциональному звучанию, взаимодействие и «борьба» которых в произведении создают его динамику, энергию, эмоциональное напряжение. Иногда они прямо названы, иногда подразумеваются, возникают в ассоциациях, в подтексте. Попытаться сформулировать свое восприятие содержания стихотворения на уровне первого впечатления. Выписать лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих ключевых образов. Выявить сопутствующие образы, позволяющие расширить, углубить или конкретизировать значение основных. Выстроить все возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания, позволяющие охватить разные уровни и оттенки смысла. Дать интерпретацию произведения, вытекающую из первого этапа анализа .

  • Слайд 22

    Лингво – стилистический анализ- Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию ключевых образов и расширению их значения.- Выявить «вспомогательные» художественные средства и приемы, определяющие именно такое звучание стиха: строфика, ритмика, особенности ритма и интонации (в свою очередь, зависящие от размера – ямб, хорей и др., длины строк, рифмы – мужской и женской, особенностей синтаксиса, наличия инверсий, повторов, переносов и т.п.). - Обратить внимание на звукопись, ее влияние на смысл и художественное оформление образа.- Уточнить интерпретацию текста, сформулировать авторскую позицию и свое к ней отношение .

  • Слайд 23

    Анализ стихотворения в контексте

    В контексте творчества самого автора: найти произведения с аналогичными мотивами или образами, выявить сходство и различия, объяснить их (изменением взглядов автора, если произведения писались в разное время, обстоятельствами его биографии, разницей художественных задач и т.п.) и тем самым уточнить, углубить интерпретацию данного стихотворения. В контексте национального литературного процесса:найти у русских поэтов, живших одновременно с автором или в другое время, аналогичные по содержанию или образному воплощению произведения и сопоставить их с анализируемым текстом. Выявляя сходство и различия, мы глубже и ярче воспринимаем особенности художественного мира каждого поэта, а также наблюдаем движение общего художественного мотива или образа во времени. В контексте мирового литературного процесса:подобрать произведения зарубежных авторов, которые могут быть по каким-либо смысловым или художественным параметрам сопоставлены с анализируемым текстом. Это дает возможность выявить не только индивидуальные, но и национальные особенности решения автором тех или иных художественных проблем, свидетельствует об участии автора и всей русской литературы в диалоге культур мира.

  • Слайд 24

    АЛГОРИТМ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА

    Найти черты сходства двух текстов на уровне: Сюжета или мотива; Образной системы; Лексики; Изобразительных средств; Синтаксических конструкций; Других параметров, подсказанных самими текстами. Найти различия на тех же уровнях. Объяснить выявленные различия В произведениях одного и того же автора: Разницей времени написания, определившей изменение взглядов; Различием художественных задач; Противоречиями мировоззрения и мироощущения; Другими причинами; В произведениях разных авторов: Различием художественных миров; Если жили в разное время, - различием исторических условий и особенностей литературного развития; Если принадлежат к разным национальным культурам, - различием не только индивидуальных, но и национальных художественных миров. 4.Уточнить интерпретацию каждого из анализируемых текстов в соответствии с приведенным сопоставительным анализом.

  • Слайд 25

    АЛГОРИТМ АНАЛИЗА ЭПИЗОДА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

    1.Общая характеристика произведения, его общий смысл. 2.Общие принципы построения художественной системы произведения: Роман идей (Достоевский); Роман поисков героев (Тургенев, Гончаров и др.); Роман философских поисков смысла жизни (Л.Толстой). 3.Местоэпизода в композиции произведения (экспозиция, завязка, кульминация (ключевой эпизод), развязка и т.п.), в развитии его сюжета. 4.Функцияэпизода в художественной системе произведения: Проясняет ту или иную мысль автора (Какую? Насколько важную?); Раскрывает характер действующих лиц (Каких? Как именно?); Создает определенное настроение у читателя (Какое?). 5.Структура самого эпизода: Местодействия (может быть, на фоне природы – тогда роль пейзажа); Время действия (может быть, «стык» времен, рассказ в рассказе и т.п.); Способ организации текста (от автора, о «Я» героя, диалог, монолог, их функция); Действующие лица, как они раскрываются в эпизоде. 6.Выводы.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке