Содержание
-
А.С.Грибоедов «Горе от ума»
Знакомство с героями.Анализ I действия комедии.
Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г. Белгорода, Захаровой Л.Н.
-
Цель
- Повторение по теме «Комедия классицизма»
- Анализ списка действующих лиц
- Сюжет и герои первого действия комедии
- Язык комедии
-
Проверка домашнего задания
- Что называется комедией?
- Какие признаки классической комедии вы можете назвать?
-
Комедия А. Грибоедова «Горе от ума»
«Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» – произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечеловеческого характера. Эти проблемы в пьесе рождены столкновением яркой личности с косным общественным укладом, по словам самого автора, «здравомыслящего человека» с «двадцатью пятью глупцами».
В.Г.Белинский
-
Сюжет комедии
- Какие элементы сюжета вы знаете?
- Какие из них являются главными, какие второстепенными?
- Каковы отличительные особенности каждого (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)?
- Возможна ли их перестановка?
- Какой художественный эффект при этом достигается?
-
Анализ списка действующих лиц комедии
1. Говорящие фамилии.
- Фамусов – от лат. Fama – молва
- Репетилов – от франц. Repeter – повторять
- Молчалин, Тугоуховский, Скалозуб, Хрюмина, Хлестова
-
2. Герои получают характеристику исходя из следующих критериев:
- принцип родовитости;
- место на служебной лестнице.
3. Чацкий и Репетилов лишены этих характеристик. Почему?
4. Два персонажа обозначены условно: Г.Д. и Г.Н. Почему?
-
Фамилия «Чацкий» несет в себе намек на имя одного из интереснейших людей эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева.
П.Я.Чаадаев участвовал в Отечественной войне 1812 года, в заграничном антинаполеоновском походе. В 1814 году он вступил в масонскую ложу, а в 1821 году прервал блестящую карьеру и вступил в тайное общество. С 1823 по 1826 год путешествовал по Европе, познакомился с передовыми философскими учениями. По возвращении в 1828-1830 годах написал и издал историко-философский трактат «Философические письма».
Взгляды, идеи и суждения были признаны настолько неприемлемыми для николаевской России, что он был объявлен царем сумасшедшим.
Чацкий не повторил судьбу своего прототипа, а предсказал ее.
-
Комментированное чтение и анализ I действия
Явление 1 – 5.
- Чем являются 1 – 5 явления в плане развития сюжета?
- Какова атмосфера жизни в доме Фамусова и сами его обитатели, как Грибоедов создает их характеры?
- Какую информацию и как мы получаем о героях, еще не появившихся на сцене?
- Какие герои и ситуации комичны?
- Трудно ли читать комедию (пьеса, да еще и в стихах)?
-
2. Явление 7.
- Как и каким появляется Чацкий?
- Как встречает его Софья?
- Что раздражает Софью в Чацком?
- Какие чувства видны в Чацком по отношению к Софье?
- Против чего направлена ирония Чацкого?
-
Явления 8 – 10.
- Проявился ли конфликт в явлении 8 – 10?
- Между кем конфликт?
- Какой характер он носит?
-
Домашнее задание
- Прочитать действие II.
- Подготовить (на выбор) выразительное чтение монологов Чацкого «И точно начал свет глупеть…», «А судьи кто?...» и Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы…», «Вкус, батюшка, отменная манера…».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.