Содержание
-
Анализ художественного текста
Тема 8 Сюжет художественного произведения
-
Сюжет- порядок и способ сообщения событий автором
Сюжет- важнейшее средство воплощения содержания. Задачи: Выявление характера героя; Скрепление изображенных событий; Удержание внимания читателя… Сюжеты складываются из действий: проявление эмоций, мыслей, намерений человека в поступках, движениях, словах. Мимике, жестах. 2 типа действия: внешнее (изменение судьбы героя, отношений между персонажами), внутреннее ( динамика жизни души).
-
Фабула- события в их хронологической последовательности
Фабула и сюжет могут совпадать (А.С. Пушкин «Капитанская дочка») Фабула и сюжет могут не совпадать по замыслу автора (А.С.Пушкин «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени») При анализе произведения нужно сравнивать сюжет и фабулу, чтобы понять замысел автора.
-
События сюжета проходят основные стадии действия:
пролог предыстория экспозиция завязка кульминация развязка лирические отступления эпилог послесловие
-
Экспозиция
Знакомит с фоном действия, с обстоятельствами героев до начала основных действий. По размеру невелика, но может занимать и значительную часть ( «Обломов» - занимает четверть текста).
-
Завязка
Событие, знаменующее начало развития действия, возникновение конфликта или его обострение. Обычно дается в начале произведения, но может быть и в другом месте («Мертвые души» - в 11 главе)
-
Кульминация
Момент наивысшего напряжения действия, после которого сюжет стремиться к развязке. Кульминаций может быть несколько («Евгений Онегин»: отповедь Онегина Татьяне, дуэль Онегина с Ленским, финальная встреча Татьяны с Онегиным). Кульминацию не следует путать с перипетиями ( внезапными поворотами событий).
-
Виды сюжетов
Хроникальный (Б произошло после А) романы Ф.М.Достоевского; Концентрический ( Б произошло вследствие А) - А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
-
Источники сюжета
Библия («Студент» А.П.Чехова) Мифы, предания, легенды («Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова) Известный сюжет («Леди Макбет Мценского уезда» Н.С.Лескова) Исторические факты («Тарас Бульба» Н.В.Гоголя, «Капитанская дочка» А.С.Пушкина) Реальные факты («Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского) Биографический материал ( «Детство» Л.Н.Толстого)…
-
А.С.Пушкин о сюжете: В мои осенние досуги, В те дни, как любо мне писать, Вы мне советуете, други, Рассказ забытый продолжать. Что странно, даже неучтиво Роман не конча перервать, Отдав его уже в печать, Что должно своего героя Как бы то ни было женить, По крайней мере уморить, И лица прочие пристроя, Отдавим дружеский поклон, Из лабиринта вывесть вон. В.Г.Белинский:«Мы думаем, что есть романы, мысль которых в том и заключается, что в них нет конца, потому что в самой действительности бывают события без развязки…»
-
Вопросы и задания
Проанализируйте особенности лирического сюжета стихотворения А.Фета: Ещё одно забывчивое слово, Ещё один случайный полувздох - И тосковать я сердцем стану снова, И буду я опять у этих ног. Душа дрожит, готова вспыхнуть чище, Хотя давно угас весенний день И при луне на жизненном кладбище Страшна и ночь, и собственная тень.
-
Проанализируйте особенности сюжета рассказа Л.Андреева «Что видела галка»
С какой целью автор преломляет сюжет через восприятие галки? Какую задачу ставит писатель очеловечивая галку? Как в сюжете заостряется тема жестокости мира? Какова функция подробной экспозиции? Какой образ из 2 абзаца тесно связан с образами 2 разбойников? Завязка происходит, когда галку разбудило «ощущение человеческой близости». С какой целью дальше сюжет разворачивается с недомолвками? Докажите, что в рассказе 2 кульминации. Почему выбор заглавия и подзаголовка можно считать удачным? Напишите эссе « Извечная борьба в людях человеческого начала со звериным».
-
Домашнее задание
Проанализируйте особенности сюжета рассказа Л.Андреева «Предстояла кража»: Где завершается экспозиция и начинается завязка действия? Как объяснить противоречие: герою тягостно одиночество, но приход в его дом знакомых мучителен? Почему предыстория лишь намечена в сюжете рассказа? Что известно о прошлом его? Найдите кульминационные точки рассказа. Почему нет имени, а есть только «человек»? Почему для героя так важно припомнить кличку щенка? Как объяснить грубость к щенку? Почему встреча со щенком изменила ход событий? В рассказе неоднократно говорится, что зов о помощи щенка будет услышан. Что за этим скрывается? Какой эпизод является развязкой и как он связан с экспозицией? В чем философский смысл финального абзаца?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.