Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Презентация на тему "Анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива" представляет собой анализ стихотворения и помогает продолжить изучение творчества поэта, повторить поэтические тропы, продолжить эстетическое воспитание учащихся.
Анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива"
Анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива"
Слайд 2
Цели:
продолжить изучение творчества поэта;
повторить поэтические тропы;
продолжить эстетическое воспитание учащихся.
Слайд 3
Как необыкновенно! Ни на Пушкина и ни на кого не похоже!Изумительно, другого слова нет.
И. Бунин
Слайд 4
Д. Мережковский писал:
«Не потому ли уже и теперь, сквозь вечереющий пушкинский день, таинственно мерцает Лермонтов, как первая звезда. Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием».
МБСКОУ СКОШ № 36 города Озёрска Челябинской области.
Автор: Горохова Лариса Борисовна, учитель русского языка и литературы.
Посмотреть все слайды
Конспект
Тема: Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива»
Цели:
продолжить изучение творчества поэта;
повторить поэтические тропы;
эстетическое воспитание учащихся.
Оборудование:
презентация, романс на стихи Лермонтова, распечатки для учащихся.
I Вступительное слово учителя.
Сегодня мы заканчиваем знакомство с творчеством М.Ю.Лермонтова в курсе 7-го класса. У каждого из вас должно сложиться своё мнение о поэте, о его произведениях, если не сейчас, то к концу 9-го класса, как оно сложилось у многих известных писателей, критиков. Давайте вспомним их высказывания о М.Ю.Лермонтове, его произведениях.
И.Бунин: «Как необыкновенно! Ни на Пушкина и ни на кого не похож! Изумительно, другого слова нет».
Д Мережковский: « Не потому ли уже и теперь, сквозь вечереющий пушкинский день, таинственно мерцает Лермонтов, как первая звезда. Пушкин — дневное, Лермонтов — ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами — созерцанием и
действием»
В центре нашего внимания стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива». Нельзя понять смысл произведения, не зная, при каких обстоятельствах оно было написано. За распространение произведения «Смерть поэта» Лермонтов был арестован и содержался в здании Главного штаба. К поэту пускали только его камердинера, приносившего обед. Лермонтов велел завёртывать хлеб в серую бумагу и на этих клочках, с помощью вина, печной сажи и спички, написал несколько произведений, среди них «Когда волнуется желтеющая нива». Понятны чувства поэта в дни заточения. И так естественно было обращение его к Тарханам, краю детства. Об этом и стихотворение.
II Работа над текстом.
1) Мы послушаем это стихотворение (1 уч-ся читает наизусть).
2)Другой ученик работает у доски, определяет стихотворный размер.
6) Рассмотрим композицию стихотворения. Все 16 строк стихотворения — одно сложное предложение. Три строфы начинаются с союзного слова когда, четвёртая — с тогда.
О чём говорит такая композиция?
Композиция говорит о недолговременном успокоении поэта от жизненных тревог. Оно наступает лишь при созерцании величия и значительности природы. Только удалившись от общества, «смиряется души тревога».
7) Словарная работа: «Сага — название древнескандинавских и древнеисландских эпических сказаний о легендарных героях и исторических деятелях»
8) Читаем построчно стихотворение, определяем микротемы и основную тему произведения.
Текст строфы
микротемы
Когда волнуется желтеющая нива
нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
лес, сад,
И прячется в саду малиновая слива
слива,
Под тенью сладостной зелёного листка,
тень, листок
Микровывод: все темы данной строфы живописуют мир природы.
Текст строфы
микротемы
Когда росой обрызганный душистой
душистая роса
Румяным вечером иль в утра час златой,
румяный вечер
Из-под куста мне ландыш серебристый
золотой час
Приветливо качает головой;
серебристый ландыш
Микровывод: природа одухотворена, многообразна.
Текст строфы
микротемы
Когда студёный ключ играет по оврагу
студёный ключ
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
смутный сон, овраг
Лепечет мне таинственную сагу
таинственная сага
Про мирный край, откуда мчится он, —
мирный край
Микровывод: природа общается с человеком.
Текст строфы
микротемы
Тогда смиряется души моей тревога,
тревога души
Тогда расходятся морщины на челе, —
морщины
И счастье я могу постигнуть на земле,
счастье, земля
И в небесах я вижу Бога…
небеса, Бог
Микровывод: переход от мира природы к душе человека. Природа воздействует на человека.
Общий вывод: Природа покоряет человека своей красотой и гармонией. Общение с этим миром умиротворяет душу, рождает «высокие минуты бытия». Царящие в природе целесообразность, гармония обязаны Создателю.
9) Лермонтов как бы вдыхает запахи, слышит звуки ветра, видит краски родной земли. Глаз радует богатство цветов Приведите примеры: желтеющая нива, малиновая слива, зелёная листва, румяный вечер, золотой час, серебристый ландыш.
11) Поэтические определения многосложны, замедленны в произношении, значительны. Плавность — за счёт пропусков ударений: жел/тЕ/ю/ща/я, мА/лИ/но/ва/я, зе/лЁ/ный, ду/шИс/то/го, ,слА/дост/ный, се/реб/рИс/тый.
III Лирический герой обратился к миру души, а это потребовало спокойной сосредоточенности. И романс «Когда волнуется желтеющая нива» на музыку Римского-Корсакова исполняется спокойно, плавно, медленно. Поёт Зара Долуханова, прекрасная певица, талантливая художница. (Прослушивание романса)
IV Ещё одна страница урока —экскурсия в картинную галерею. Мы помним иллюстрации художников к произведениям Лермонтова. (Билибин, Суриков, Васнецов). Говорили о том, что и сам поэт является талантливым художником. А теперь представляем портреты, рисунки, памятники Лермонтову. Какой из этих портретов, рисунков близок поэту, написавшему произведение «Когда волнуется желтеющая нива»?
Какое из изученных вами произведений вам ближе других?
V Чтение стихотворения наизусть.
VI Итоги урока
Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова
«Когда волнуется желтеющая нива»
Текст строфы
микротемы
Когда волнуется желтеющая нива
нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
лес, сад,
И прячется в саду малиновая слива
слива,
Под тенью сладостной зелёного листка,
тень, листок
Микровывод: все темы данной строфы живописуют мир природы.
Тема: Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива»
Цели:
продолжить изучение творчества поэта;
повторить поэтические тропы;
эстетическое воспитание учащихся.
Оборудование:
презентация, романс на стихи Лермонтова, распечатки для учащихся.
I Вступительное слово учителя.
Сегодня мы заканчиваем знакомство с творчеством М.Ю.Лермонтова в курсе 7-го класса. У каждого из вас должно сложиться своё мнение о поэте, о его произведениях, если не сейчас, то к концу 9-го класса, как оно сложилось у многих известных писателей, критиков. Давайте вспомним их высказывания о М.Ю.Лермонтове, его произведениях.
И.Бунин: «Как необыкновенно! Ни на Пушкина и ни на кого не похож! Изумительно, другого слова нет».
Д Мережковский: « Не потому ли уже и теперь, сквозь вечереющий пушкинский день, таинственно мерцает Лермонтов, как первая звезда. Пушкин — дневное, Лермонтов — ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами — созерцанием и
действием»
В центре нашего внимания стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива». Нельзя понять смысл произведения, не зная, при каких обстоятельствах оно было написано. За распространение произведения «Смерть поэта» Лермонтов был арестован и содержался в здании Главного штаба. К поэту пускали только его камердинера, приносившего обед. Лермонтов велел завёртывать хлеб в серую бумагу и на этих клочках, с помощью вина, печной сажи и спички, написал несколько произведений, среди них «Когда волнуется желтеющая нива». Понятны чувства поэта в дни заточения. И так естественно было обращение его к Тарханам, краю детства. Об этом и стихотворение.
II Работа над текстом.
1) Мы послушаем это стихотворение (1 уч-ся читает наизусть).
2)Другой ученик работает у доски, определяет стихотворный размер.
6) Рассмотрим композицию стихотворения. Все 16 строк стихотворения — одно сложное предложение. Три строфы начинаются с союзного слова когда, четвёртая — с тогда.
О чём говорит такая композиция?
Композиция говорит о недолговременном успокоении поэта от жизненных тревог. Оно наступает лишь при созерцании величия и значительности природы. Только удалившись от общества, «смиряется души тревога».
7) Словарная работа: «Сага — название древнескандинавских и древнеисландских эпических сказаний о легендарных героях и исторических деятелях»
8) Читаем построчно стихотворение, определяем микротемы и основную тему произведения.
Текст строфы
микротемы
Когда волнуется желтеющая нива
нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
лес, сад,
И прячется в саду малиновая слива
слива,
Под тенью сладостной зелёного листка,
тень, листок
Микровывод: все темы данной строфы живописуют мир природы.
Текст строфы
микротемы
Когда росой обрызганный душистой
душистая роса
Румяным вечером иль в утра час златой,
румяный вечер
Из-под куста мне ландыш серебристый
золотой час
Приветливо качает головой;
серебристый ландыш
Микровывод: природа одухотворена, многообразна.
Текст строфы
микротемы
Когда студёный ключ играет по оврагу
студёный ключ
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
смутный сон, овраг
Лепечет мне таинственную сагу
таинственная сага
Про мирный край, откуда мчится он, —
мирный край
Микровывод: природа общается с человеком.
Текст строфы
микротемы
Тогда смиряется души моей тревога,
тревога души
Тогда расходятся морщины на челе, —
морщины
И счастье я могу постигнуть на земле,
счастье, земля
И в небесах я вижу Бога…
небеса, Бог
Микровывод: переход от мира природы к душе человека. Природа воздействует на человека.
Общий вывод: Природа покоряет человека своей красотой и гармонией. Общение с этим миром умиротворяет душу, рождает «высокие минуты бытия». Царящие в природе целесообразность, гармония обязаны Создателю.
9) Лермонтов как бы вдыхает запахи, слышит звуки ветра, видит краски родной земли. Глаз радует богатство цветов Приведите примеры: желтеющая нива, малиновая слива, зелёная листва, румяный вечер, золотой час, серебристый ландыш.
11) Поэтические определения многосложны, замедленны в произношении, значительны. Плавность — за счёт пропусков ударений: жел/тЕ/ю/ща/я, мА/лИ/но/ва/я, зе/лЁ/ный, ду/шИс/то/го, ,слА/дост/ный, се/реб/рИс/тый.
III Лирический герой обратился к миру души, а это потребовало спокойной сосредоточенности. И романс «Когда волнуется желтеющая нива» на музыку Римского-Корсакова исполняется спокойно, плавно, медленно. Поёт Зара Долуханова, прекрасная певица, талантливая художница. (Прослушивание романса)
IV Ещё одна страница урока —экскурсия в картинную галерею. Мы помним иллюстрации художников к произведениям Лермонтова. (Билибин, Суриков, Васнецов). Говорили о том, что и сам поэт является талантливым художником. А теперь представляем портреты, рисунки, памятники Лермонтову. Какой из этих портретов, рисунков близок поэту, написавшему произведение «Когда волнуется желтеющая нива»?
Какое из изученных вами произведений вам ближе других?
V Чтение стихотворения наизусть.
VI Итоги урока
Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова
«Когда волнуется желтеющая нива»
Текст строфы
микротемы
Когда волнуется желтеющая нива
нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
лес, сад,
И прячется в саду малиновая слива
слива,
Под тенью сладостной зелёного листка,
тень, листок
Микровывод: все темы данной строфы живописуют мир природы.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.